Рабочая программа дошкольного образования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
рабочая программа
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2021-2022.docx | 73.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНА На заседании Педагогического совета протокол № __ от «__» ______ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» _____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
Рабочая программа дошкольного образования
психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Целевая аудитория:
дети дошкольного возраста 2-8 лет
Педагог-психолог
Зандакова М.Р.
Покачи
2021
Раздел I - Целевой
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….…..3
Цели и задачи программы …………………………………………………………………………….5
Формы работы………………………… ………………………………………………………………7
Возрастные особенности…………………………………………………………………...…..……...9
Планируемые результаты……………………………………………………………………….……12
Раздел II – Содержательный
Направления работы………………………………………………………………………………….14
Способы и методы реализации………………………………………………………………….…...15
Перспективный план работы……………………………………………………………………...….19
График коррекционно- развивающей работы ……………………………………………………...24
Циклограмма работы ………………………………………………………………………………...25
График работы ……………………………………………………………………………….……….26
Раздел III- Организационный
Оформление предметно- пространственной среды……………………………………...…………26
Перечень методических пособий…………….……………………………………………………..26
Список использованной литературы……….………………………………………………….…….27
Раздел I – Целевой
Пояснительная записка
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Чем раньше мы обратим внимание на период дошкольного детства, тем лучше. Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду явная заслуга сегодняшнего времени. Но дело это новое, и отсутствие чётких требований, с одной стороны, даёт почву для разного рода исследований и экспериментов, с другой – вызывает ряд вопросов к организации работы.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности дошкольного учреждения.
Необходимым условием реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса.
Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога,направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ ДСКВ «Солнышко» разработана в соответствии:
- с требованиями ФГОС ДО;
с международно-правовыми актами:
- Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.).
с законами РФ;
- Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
с документами Правительства РФ
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
- Инструктивное письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
- Письмо министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
- Уставом Учреждения.
- Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Солнышко».
Цели и задачи программы
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач
- развития, обучения и социализации;
- Повышение психолого-педагогической компетентности
- (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
- Обеспечение психологического сопровождения разработки и
- реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
- Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ,
- направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого
- ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
- Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
- Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений
Формы работы педагога-психолога по направлениям
- Психологическое просвещение
Формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для своего развития и создания условий для личностного развития ребенка.
- Консультации
- Наглядная информация
- Семинары
- Круглые столы
- Собрания
- Психологический анализ занятий
- Проведение открытых мероприятий
- Неделя психологии
Выявление детей «группы риска», одаренных детей
- Психологическая профилактика
Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии, разработка рекомендаций педагогам, родителям.
- Беседы
- Разработка рекомендаций педагогам и родителям
- Консультирование по выявленным психологическим особенностям и нарушений поведения детей, обсуждение способов коррекции.
- Выявление детей «группы риска», одаренных детей
- Психологическая диагностика
Определение причин нарушений в поведении и развитии
воспитанников; индивидуальных психологических особенностей; психологической готовности к школьному обучению; оценка межличностных отношений дошкольников, педагогов.
- Диагностика уровня адаптации к ДОУ
- Диагностика школьной готовности
- Диагностика эмоционально-личностной, мотивационной сферы, саморегуляции, внутрисемейных отношений
- Развивающая и психокоррекционная работа
Активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие личности ребенка, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Коррекция нарушений психического, эмоционального, личностного развития ребенка.
- Тренинги, психологические игры
- Коррекционные игры и упражнения
- Элементы сказкотерапии, пескотерапии, арт-терапии
- Мероприятия с детьми в рамках недели психологии
- Индивидуальные ООД
- Адаптационные игры
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
- Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
- Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Возрастные и индивидуальные особенности нормально развивающихся детей:
Дети 2-3 года жизни (ранний возраст)
В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. В этот период отмечается возрастной кризис «Я сам». Это требует от взрослого особого внимания и обеспечения его безопасности и особой психологической поддержке ребенка и родителей. Расширяется круг общения ребенка за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются: организация предметной деятельности; обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития; формирование речи.
Дети 3-5 года жизни (младший дошкольный возраст).
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание ребенка в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него.
В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями.
Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих взаимоотношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.
Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь, игры, формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает постепенно осознавать свое положение среди сверстников.
Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной речи к использованию и ситуативной, и контекстной речи.
Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений - это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».
К 5 годам начинает формироваться произвольность — в игре, в рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия предметов искусства, попытки понять их содержание.
Дети 5-7 года жизни (старший дошкольный возраст)
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры — режиссерские, игры - фантазии, игры с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, время, предмет система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе - животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному лову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится боле устойчивый.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Планируемые результаты
- Полноценное познавательное и личностное развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства;
- Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи, сохранение психологического здоровья детей;
- Сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе у выпускников дошкольного учреждения;
- Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов и родителей в области познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Раздел II – Содержательный
Направления развития
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, и охватывать следящие образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Способы и методы реализации программы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- -информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
- Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.
Обязательно:
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
- Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
- Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
Взаимодействие со специалистами
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
- Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С учителем-логопедом
- Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
- Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
- Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
- Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
- Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
- Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
- Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
- Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
- Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
Перспективный план работы педагога-психолога
на 2021-2022 учебный год
Перспективный план работы с детьми:
Время проведения | Вид деятельности / планируемые мероприятия |
1-ая младшие группы 2-3 лет | |
Сентябрь-октябрь | Наблюдение за детьми в адаптационный период. Заполнение карт адаптации. |
Ноябрь -май | Коррекционно- развивающая |
2- ая младшая группа 3-4 лет | |
Октябрь | Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой. |
Декабрь | Изучение особенностей личности по методике «Страхи в домике» |
Декабрь- май | Коррекционно- развивающая |
Средние группы 4-5 лет | |
Октябрь-ноябрь | Диагностика позновательной сферы по методике Стреблевой |
Декабрь-май | Коррекционно развивающая работа по Изучение особенностей личности тестирование. |
Старшие группы 5-6 лет | |
Октябрь | Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой. |
Декабрь | «Методика исследования интеллекта» Д. Векслер. |
Декабрь –май | Коррекционно- развивающая работа |
Подготовительные группы 6-8 лет | |
Октябрь | Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой. Изучение личности дошкольников |
Декабрь- май | Коррекционно развивающая работа |
Апрель- май | Психолога - педагогическая оценка готовности к началу обучения к школе. Диагностика сформированности предпосылок к УУД. |
Перспективный план работы с педагогами
Время проведения | Планируемые мероприятия | Группа | Примечание |
В течение года | Консультирование педагогов по результатам психолого-педагогического обследования. | ||
Психологическое просвещение | |||
Октябрь | «Возрастные особенности детей 4-5 и 5-6 лет». «Кризис трех лет» | Средние и старшие. 2-ая младшая | Памятки
|
Ноябрь | «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми». «Адаптация ребенка в ДОУ» | 1-ая младшая | Памятки |
Декабрь, январь, март, апрель, май | «Пальчиковые игры, зачем они нужны». «Эффективное педагогическое общение». «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка». «Как проявить любовь к книге». «Учимся общаться с детьми». «Привычка трудиться» «Детские конфликты» «Психологическая безопасность ребенка» «Приобщение ребенка к миру взрослых» «Сказки как источник творчества детей» «Детские страхи» «Гиперактивность» «Психологическая готовность к школе» «Детская агрессивность» | Младшие Старшие Старшие и подготовительные Подготовительные Подготовительные Младшие Средние и старшие Средние | Рекомендации |
Психодиагностика | |||
Ноябрь | Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко. | Все педагоги, тест. | |
Декабрь | «Оценка коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями воспитанников». | ||
Февраль | «Экспресс- методика по изучению социально –психологического климата в коллективе». | ||
Март | Диагностика агрессивности и других качеств по методике «Кактус» | ||
Психопрофилактика | |||
сентябрь | Тренинг сплочение педколлектива | Все педагоги | |
Октябрь | Тренинг личностного роста для педагогов | ||
Ноябрь | Практическое занятие с педагогами «Конструктивное поведение в конфликте». | ||
Декабрь-январь | Тренинг «Взаимодействие с трудными детьми» | ||
Февраль | "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" | ||
Март | Тематический тренинг для педагогов: «Наказывая, подумай зачем?» | ||
Апрель | «Развитие творческого потенциала педагога» | ||
Май | Круглый стол с педагогами подготовительных групп: « Психологическая готовность к обучению в школе!» | Подготовительные |
Перспективный план работы с родителями
Время проведения | Планируемые мероприятия | Группа | Примечание |
Психологическое просвещение | |||
Сентябрь | «Как подготовить ребенка к ДОУ» «Как помочь ребенку в период адаптации» «Поощрения и наказания ребенка в семье» «Взаимодействие с трудными детьми» | 1-ая младшая Средние и младшие Старшие | Буклеты |
Октябрь | «Социально- эмоциональное развитие детей» «Психологические особенности детей 6-7 лет» «Гиперактивный ребенок» | Старшие и подготовительные Подготовительные | Памятки |
Ноябрь | «Если ребенок кусается и грызет ногти» «Если в семье один родитель» «Родительский авторитет» «Кризис 7 лет» | Младшая Средние Старшие Подготовительные | Памятки |
Декабрь | «Воспитываем усидчивость» «Гендерное воспитание в семье» | Старшие Старшие и подготовительные | Буклеты |
Январь | «Кризис трех лет» «Взаимодействие с агрессивными детьми» | Младшие Средние | Буклет |
Февраль | «Эмоционально- волевая готовность к школе» «Почему он не хочет учиться» «Возрастные особенности старшего дошкольного возраст» | Подготовительные Подготовительные Старшие | Буклеты |
Март-апрель | «10 золотых правил воспитания» «Тревожный ребенок» | Средние и старшие Средние и старшие | Памятки |
Май | «Психологическая готовность к школе» «Детское купи» «Заповеди мудрого родителя» | Подготовительные Средние Младшие и средние | Букеты |
Психопрофилактика и психодиагностика | |||
В течение учебного года | Лекции и выступления на родительских собраниях. Индивидуальные консультации по запросу, по диагностике. Индивидуальные и групповые консультации. | ||
Сентябрь-октябрь | «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ» «Знакомство» | 1-ая младшая 1-ая младшая и родители вновь поступивших детей | Анкета |
В течение учебного года | «Какой у вас стиль общения и воспитания?» Тест-опросник родительского отношения | Средние Подготовительные | Опросник Тест |
Организационно- методическая и экспертная работа
Время проведения | Вид деятельности |
В течение учебного года | Участие в городском методическом объединении (ГМО) педагогов-психологов и социальных работников. |
Участие в педагогических советах. | |
Написаний заключений по результатам диагностических исследований. | |
Оформление памяток, буклетов, стендовой информации для педагогов и родителей. | |
Анализ и планирование деятельности, ведение документации. | |
Участие в научно-практических семинарах, конференциях. | |
Оформление кабинета. |
График коррекционно- развивающей работы педагога- психолога
на 2021-2022 учебный год
День недели | Время | Сфера деятельности |
Понедельник | 9.00-9.20 16.30-17.00 | Индивидуальные занятия; Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы. |
Вторник | 9.00-9.20 11.15-12.15 | Групповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы; Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы. |
Среда | 9.05-10.05 11.30-12.30 15.05-15.20 15.25-16.25 | Подрупповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы; Индивидуальные занятия; Индивидуальные занятия; Работа с группой одаренных детей. |
Четверг | 9.05-9.35 10.25-10.45 10.50-11.20 | Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы; Коррекционно- развивающая работа в группе компенсирующей направленности; Индивидуальные занятия. |
Пятница | 9.05-9.30 9.35-10.10 10.50-11.50 | Групповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы; Работа с группой одаренных детей; Индивидуальные занятия. |
График работы 2021-2022 уч.г.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8.30-18.00 | 8.30.-17.00 | 8.30-17.00 | 8.30-18.00 | 8.30-16.00 |
Обед 12.30-14.30 | Обед 12.30-14.00 | Обед 12.00-13.30 | Обед 12.30-14.30 | Обед 12.30-13.30 |
Раздел III- Организационный
Оформление предметно-пространственной среды
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога и разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковровое покрытие, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.) .
Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, эмоциональной сферы.
Уголок для развития эмоциональной сферы включает в себя: уголок настроения, игры и пособия.
Угол развития сенсорных навыков представлен виде игр и упражнений: кубики, шнуровки, мелкие игрушки и т.д.
Зона консультирование, рабочий стол педагога-психолога, компьютер, шкаф для хранения документации и т.д.
Перечень методических пособий
- Возрастная психология – Г.С.Абрамова 1997г.
- Методы исследований в психологии – Б.С.Волков, Н.В.Волкова 2003г.
- Развиваем память и внимание - Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная 2005г.
- Занятия по психогимнастике с дошкольниками- Е.А. Алябьева 2009г.
- Работа с родителями- Е. В. Шитова 2014г.
- Коррекционно-развивающие занятия - С.В.Лесина, Г.П.Попова 2014г.
- Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет - Н.Ф.Иванова 2009г.
- Психолог- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой 2005г.
- В мире детских эмоций- Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе 2008г.
- Формирование семейных ценностей- Г.Г. Моргулец 2011г.
- Развитие одаренных детей- Н.В. Алексеева 2013г.
- «Ладушки» развивающие игры для детей раннего возраста И.В. Тимофеичева 2010г.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов - О.М.Ельцова 2011г.
- Особенности общения с дошкольниками- Е.О. Смирнова 2000г.
- Игры для детей 3-7 лет - Ю.В. Гурин, Г.Б.Монина 2008г.
Список использованной литературы
- Рабочая программа педагога- психолога ДОУ Ю.А. Афонькина- Волгоград: Учитель 2013
- Справочник психолога начальной школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
- Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
- 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро, 2009.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина Изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2012.
- Нравственное воспитание в детском саду В.И. Петрова, Т.Д. Стульник 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с элементами психогимнастики Г.Н. Жучкова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
- Двигательный игротренинг для дошкольников Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
- Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Практические семинары для педагогов. – Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
- Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях.
Перезентация на тему "Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях"...
Самоанализ и самооценка педагогической деятельности по программе дошкольного образования «Детство», в средней группе МАДОУ детский сад «Жаргал». 2016-2017гг
Самоанализ и самооценка педагогической деятельности по программе дошкольного образования «Детство», в средней группе МАДОУ детский сад «Жаргал». 2016-2017гг...
Рабочая программа дошкольного образования группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Солнышко»
Рабочая программа дошкольного образованиягруппы общеразвивающей направленности 2-3 лет«Солнышко»...
Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»
Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению рисков опаснос...
Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...
Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дош...
Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС ДО по экологическому образованию "КАПИТОШКА"
В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...