Рабочая программа дошкольного образования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
рабочая программа

Зандакова Милана Расуловна

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2021-2022.docx73.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАССМОТРЕНА

На заседании Педагогического совета

протокол № __

от «__» ______ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

_____________ Морозова Г.В.

Приказ № _____ от «___» ______ г.

Рабочая программа дошкольного образования

психолого-педагогического сопровождения образовательного

процесса МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Целевая аудитория:

дети дошкольного возраста 2-8 лет

Педагог-психолог

Зандакова М.Р.

Покачи

2021

Раздел I - Целевой

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….…..3

Цели и задачи программы …………………………………………………………………………….5

Формы работы………………………… ………………………………………………………………7

Возрастные особенности…………………………………………………………………...…..……...9

Планируемые результаты……………………………………………………………………….……12

Раздел II – Содержательный

Направления работы………………………………………………………………………………….14

Способы и методы реализации………………………………………………………………….…...15

Перспективный план работы……………………………………………………………………...….19

График коррекционно- развивающей работы ……………………………………………………...24

Циклограмма работы ………………………………………………………………………………...25

График работы ……………………………………………………………………………….……….26

Раздел III- Организационный

Оформление предметно- пространственной среды……………………………………...…………26

Перечень методических  пособий…………….……………………………………………………..26

Список использованной литературы……….………………………………………………….…….27

Раздел I – Целевой

Пояснительная  записка

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других  людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования  на современном  этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Чем раньше мы обратим внимание на период дошкольного детства, тем лучше. Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду явная заслуга сегодняшнего времени. Но дело это новое, и отсутствие чётких требований, с одной стороны, даёт почву для разного рода исследований и экспериментов, с другой – вызывает ряд вопросов к организации работы.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности дошкольного учреждения.

Необходимым условием реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в настоящее время  становится психологическое сопровождение образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога,направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,  – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Рабочая  программа  педагога-психолога  МАДОУ ДСКВ  «Солнышко»  разработана  в соответствии:

  1. с требованиями ФГОС ДО;

с международно-правовыми актами:

  1. Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
  2. Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.).

с законами РФ;

  1. Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

с документами Правительства РФ

  1. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении  СанПиН  2.4.1.3049-13  Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

с документами Министерства образования и науки РФ

  1. Приказом  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  17  октября  2013 г.     № 1155  «Об утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
  3. Приказ  Министерства  образования   Российской  Федерации  от  22  октября  1999  г.  № 636  «Об утверждении  положения  о  службе  практической  психологии  в  системе  Министерства  образования Российской  Федерации»;
  4. Инструктивное  письмо  министерства  общего  и  профессионального  образования  Российской Федерации  от  1  марта  1999  г.  №  3   «Об  использовании  рабочего  времени  педагога-психолога образовательного учреждения»;
  5. Письмо министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  6. Уставом Учреждения.
  7. Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Солнышко».

Цели и задачи программы

Цель  программы  определение  основных  направлений психологического  сопровождения  реализации  образовательных  инициатив для  обеспечения  полноценного  формирования  интегративных  качеств дошкольников,  в  том  числе  общей  культуры,  развитие  физических, интеллектуальных  и  личностных  качеств  с  приоритетным  направлением познавательно-речевого  развития;  предпосылок  учебной  деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей  дошкольного  возраста,  коррекцию  недостатков  в  их  психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • Оказание  помощи  (содействие)  ребенку  в  решении  актуальных  задач
  • развития, обучения и социализации;
  • Повышение  психолого-педагогической  компетентности
  • (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
  • Обеспечение  психологического  сопровождения  разработки  и
  • реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
  • Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога  ДОУ,  
  • направленная  на  создание  социально-психологических условий  для  успешного  развития  и  обучения  каждого
  • ребенка.

Задачи  психологического  сопровождения  конкретизируются  в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание  в группах  атмосферы  гуманного и  доброжелательного отношения  ко  всем  воспитанникам,  что  позволяет  растить  их общительными,  добрыми,  любознательными,  инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Максимальное  использование  разнообразных  видов  детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;  
  • Творческая  организация  (креативность)  образовательного процесса;
  • Вариативность  использования  образовательного  материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение  в  работе  детского  сада  и  начальной  школы преемственности;
  • Следование  принципу  интеграции  образовательных  областей  в соответствии  с  возрастными  возможностями  и  особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соблюдение  комплексно-тематического  принципа  построения образовательного процесса;
  • Решение  программных  образовательных  задач  в  совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников  не  только  в  рамках  непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов  в  соответствии  со  спецификой  дошкольного образования;
  • Построение  образовательного  процесса  на  адекватных  возрасту формах  работы  с  детьми.  Основной  формой  работы  с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Позиция  психолога,  педагогов  в  соответствии  с  этими  принципами, позволяет  быть  рядом  с  ребенком  в  сложных,  переломных  периодах,  чутко реагировать на проблемы с учетом изменений

Формы работы педагога-психолога по направлениям

  1. Психологическое просвещение

Формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для своего развития и создания условий для личностного развития ребенка.

  • Консультации
  • Наглядная информация
  • Семинары
  • Круглые столы
  • Собрания
  • Психологический анализ занятий
  • Проведение открытых мероприятий
  • Неделя психологии

Выявление детей «группы риска», одаренных детей

  1. Психологическая профилактика

Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии, разработка рекомендаций педагогам, родителям.

  • Беседы
  • Разработка рекомендаций педагогам и родителям
  • Консультирование по выявленным психологическим особенностям и нарушений поведения детей, обсуждение способов коррекции.
  • Выявление детей «группы риска», одаренных детей
  1. Психологическая диагностика

Определение причин нарушений в поведении и развитии

воспитанников; индивидуальных психологических особенностей; психологической готовности к школьному обучению; оценка межличностных отношений дошкольников, педагогов.

  • Диагностика уровня адаптации к ДОУ
  • Диагностика школьной готовности
  • Диагностика эмоционально-личностной, мотивационной сферы, саморегуляции, внутрисемейных отношений
  1. Развивающая и психокоррекционная работа

Активное взаимодействие психолога с  детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие личности ребенка, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей  развития детей. Коррекция нарушений психического, эмоционального, личностного развития ребенка.

  • Тренинги, психологические игры
  • Коррекционные игры и упражнения
  • Элементы сказкотерапии, пескотерапии, арт-терапии
  • Мероприятия с детьми в рамках недели психологии
  • Индивидуальные ООД
  • Адаптационные игры
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

  • Обязательно: 
  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
  • Дополнительно: 
  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Возрастные и индивидуальные особенности нормально развивающихся детей:

Дети 2-3 года жизни (ранний возраст)

В  раннем  возрасте  ребенок  при  помощи  взрослого  усваивает  основные  способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.

Продолжается  развитие  всех  органов  и  физиологических  систем,  совершенствуются  их функции.  Ребенок  становится  более  подвижным  и  самостоятельным.  В  этот  период  отмечается возрастной  кризис  «Я  сам».  Это  требует  от  взрослого  особого  внимания  и  обеспечения  его безопасности и  особой  психологической  поддержке  ребенка  и  родителей.  Расширяется  круг общения  ребенка  за  счет  менее  знакомых  взрослых  и  сверстников.  Общение,  овладение предметными  действиями  приводит  ребенка  к  активному  освоению  языка,  подготавливает  его  к игре.  Под  влиянием  предметной  деятельности,  общения  и  игры  в  раннем  возрасте  развивается восприятие,  мышление,  память  и  другие  познавательные  процессы.  Главными  целями  взрослого  в отношении ребенка раннего возраста являются: организация предметной деятельности; обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития; формирование речи.

Дети 3-5 года жизни (младший дошкольный возраст).

В  младшем  дошкольном  возрасте  происходит  дальнейший  рост  и  развитие  детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная  система,  в  силу  чего  недопустимо  длительное  пребывание  ребенка  в  неудобных  позах, сильные  мышечные  напряжения,  поскольку  это  может  спровоцировать  дефекты  осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

Происходит  дальнейшее  расширение  круга  общения  ребенка  с  миром  взрослых  людей  и детей.  Взрослый  воспринимается  им  как  образец,  он  берет  с  него  пример,  хочет  быть  во  всем похожим на него.

В  результате  возникает  противоречие  между  желаниями  ребенка  и  его  возможностями.

Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в  сюжетно-ролевой, где  ребенок начинает  осваивать  систему  человеческих  взаимоотношений,  учится  ориентироваться  в  смыслах человеческой деятельности.

Возникает  и  развивается  новая  форма  общения  со  взрослым  — общение  на  познавательные темы,  которое  сначала  включено  в  совместную  со  взрослым  познавательную  деятельность.  На основе совместной деятельности, в первую очередь, игры, формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает постепенно осознавать свое положение среди сверстников.

Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок  обладает  повышенной  чувствительностью  к  языку,  его  звуковой  и  смысловой  стороне.  В младшем  дошкольном  возрасте  осуществляется  переход  от  исключительного  господства ситуативной речи к использованию и ситуативной, и контекстной речи.

Познавательное  развитие  в  младшем  дошкольном  возрасте  продолжается  по  следующим основным  направлениям:  расширяются  и  качественно  изменяются  способы  и  средства ориентировки  ребенка  в  окружающей  обстановке,  содержательно  обогащаются  представления  и знания ребенка о мире.

Формирование  символической  функции  способствует  становлению  у  детей  внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений  -  это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

К 5 годам начинает формироваться произвольность —  в игре, в рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).

В  младшем  дошкольном  возрасте  развиваются  начала  эстетического  отношения  к  миру  (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия предметов искусства, попытки понять их содержание.

Дети 5-7 года жизни (старший дошкольный возраст)

В  старшем  дошкольном  возрасте  на  фоне  общего  физического  развития  совершенствуется нервная  система  ребенка:  улучшается  подвижность,  уравновешенность,  устойчивость  нервных процессов.  Однако  дети  все  еще  быстро  устают,  «истощаются»,  при  перегрузках  возникает охранительное  торможение.  Старшие  дошкольники  отличаются  высокой  двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

Кроме  сюжетно-ролевых  игр,  у  детей  интенсивно  развиваются  и  другие  формы  игры  — режиссерские, игры - фантазии, игры с правилами.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других  видах  совместной  деятельности  дети  осуществляют  обмен  информацией,  планирование, разделение  и  координацию  функций.  Постепенно  складывается  достаточно  сплоченное  детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей  приобретает  характер  скоординированных  предметных  и  речевых  действий.  В  недрах диалогического  общения  старших  дошкольников  зарождается  и  формируется  новая  форма  речи  - монолог.

Познавательные  интересы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы словесно-логического  мышления.  Начинают  формироваться  общие  категории  мышления  (часть  - целое, причинность, пространство, время, предмет система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют  большой  интерес  к  природе  -  животным,  растениям,  камням,  различным  природным явлениям  и  др.  У  детей  появляется  и  особый  интерес  к  печатному  лову,  математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Эстетическое  отношение  к  миру  у  старшего  дошкольника  становится  более  осознанным  и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая  чтение  книг,  старшие  дошкольники  сопереживают,  сочувствуют  литературным героям,  обсуждают  их  действия.  При  восприятии  изобразительного  искусства  им  доступны  не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи,  графики,  скульптуры.  В  рисовании  и  лепке  дети  передают  характерные  признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится боле устойчивый.

Старших  дошкольников  отличает  эмоционально  яркая  реакция  на  музыку.  Появляется интонационно-мелодическая  ориентация   музыкального  восприятия,  значительно  обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Планируемые результаты

  • Полноценное познавательное и личностное развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства;
  • Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи, сохранение психологического здоровья детей;
  • Сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе у выпускников дошкольного учреждения;
  •  Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов и родителей в области познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Раздел II – Содержательный

Направления развития

Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру,  квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется  познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, и охватывать следящие образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;

  • Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
  •  Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
  • Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости;  Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

Способы и методы реализации программы

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится: 

  • Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

Дополнительно: 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде)  возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  •  анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  •  групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • -информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно: 

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно: 

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

  Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

  • Обязательно: 
  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
  • Дополнительно: 
  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

  •  повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно: 

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

Взаимодействие со специалистами

С руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Предоставляет отчетную документацию.
  5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
  8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

С воспитателем

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  4. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  7. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  8. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  9. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  10. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  12. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  13. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
  5. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  6. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором  по физической культуре

  1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  5. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  6. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации  соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

С учителем-логопедом

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими  специалистами.
  5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
  9. Участвует в ПМПК  (организация работы, составление заключений).
  10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

Перспективный план работы педагога-психолога

на 2021-2022 учебный год

Перспективный план работы с детьми:

Время  проведения

Вид деятельности /  планируемые мероприятия

1-ая младшие  группы  2-3 лет

Сентябрь-октябрь

Наблюдение за детьми в адаптационный период.

Заполнение карт адаптации.

Ноябрь -май

Коррекционно- развивающая

2- ая младшая группа 3-4 лет

Октябрь

Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой.

Декабрь

Изучение особенностей личности по методике «Страхи в домике»

Декабрь- май

Коррекционно- развивающая

Средние группы 4-5 лет

Октябрь-ноябрь

 Диагностика позновательной сферы  по методике Стреблевой

Декабрь-май

Коррекционно развивающая работа по

Изучение особенностей личности тестирование.

Старшие группы 5-6 лет

Октябрь

Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой.

Декабрь

«Методика исследования интеллекта» Д. Векслер.

Декабрь –май

Коррекционно- развивающая работа

Подготовительные группы  6-8 лет

Октябрь

Исследование познавательных процессов по методике Стреблевой.

Изучение личности дошкольников

Декабрь- май

Коррекционно развивающая работа

Апрель- май

Психолога -  педагогическая оценка готовности к началу обучения к школе.

Диагностика  сформированности предпосылок к УУД.

 Перспективный план работы с педагогами

Время проведения

Планируемые мероприятия

Группа

Примечание

В течение года

Консультирование педагогов по результатам психолого-педагогического обследования.

Психологическое просвещение

Октябрь  

«Возрастные особенности детей 4-5 и 5-6 лет».

«Кризис трех лет»

Средние и старшие.

2-ая младшая

Памятки

 

 

Ноябрь

«Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми».

«Адаптация ребенка в ДОУ»

1-ая младшая

Памятки

Декабрь, январь, март, апрель, май

«Пальчиковые игры, зачем они нужны».

«Эффективное педагогическое общение».

«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».

«Как проявить любовь к книге».

«Учимся общаться с детьми».

«Привычка трудиться»

«Детские конфликты»

«Психологическая безопасность ребенка»

«Приобщение ребенка к миру взрослых»

«Сказки как источник творчества детей»

«Детские страхи»

«Гиперактивность»

«Психологическая готовность к школе»

«Детская агрессивность»

Младшие

Старшие

Старшие и подготовительные

Подготовительные

Подготовительные

Младшие    

Средние и старшие

Средние

Рекомендации

Психодиагностика

Ноябрь

Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко. 

Все педагоги, тест.

Декабрь

«Оценка  коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями воспитанников».

Февраль

«Экспресс- методика по изучению социально –психологического климата в коллективе».

Март

Диагностика агрессивности и других качеств по методике «Кактус»

Психопрофилактика

сентябрь

Тренинг сплочение педколлектива

Все  педагоги

Октябрь

Тренинг личностного роста для педагогов

Ноябрь

Практическое занятие с педагогами «Конструктивное поведение в конфликте».

Декабрь-январь

Тренинг «Взаимодействие с трудными детьми»

Февраль

"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Март

Тематический тренинг для педагогов:

«Наказывая, подумай зачем?»

Апрель

«Развитие творческого потенциала педагога»

Май

Круглый стол с педагогами  подготовительных  групп:  

« Психологическая   готовность  к обучению  в  школе!»

Подготовительные

Перспективный план работы с родителями

Время проведения

Планируемые мероприятия

Группа

Примечание

Психологическое просвещение

Сентябрь

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

«Как помочь ребенку в период адаптации»

«Поощрения и наказания ребенка в семье»

«Взаимодействие с трудными детьми»

1-ая младшая

Средние и младшие

Старшие

Буклеты

Октябрь

«Социально- эмоциональное развитие детей»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Гиперактивный ребенок»

Старшие и подготовительные

Подготовительные

Памятки

Ноябрь

«Если ребенок кусается и грызет ногти»

«Если в семье один родитель»

«Родительский авторитет»

«Кризис 7 лет»

Младшая

Средние

Старшие

Подготовительные

Памятки

Декабрь

«Воспитываем усидчивость»

«Гендерное воспитание в семье»

Старшие

Старшие и подготовительные

Буклеты

Январь

«Кризис трех лет»

«Взаимодействие с агрессивными детьми»

Младшие

Средние  

Буклет

Февраль

«Эмоционально- волевая готовность к школе»

«Почему он не хочет учиться»

«Возрастные особенности старшего дошкольного возраст»

Подготовительные

Подготовительные

Старшие

Буклеты

Март-апрель

«10 золотых правил воспитания»

«Тревожный ребенок»

Средние и старшие

Средние и старшие

Памятки

Май

«Психологическая готовность к школе»

«Детское купи»

«Заповеди мудрого родителя»

Подготовительные

Средние

Младшие и средние

Букеты

Психопрофилактика и психодиагностика

В течение учебного года

Лекции и выступления на родительских собраниях.

Индивидуальные консультации по запросу, по диагностике.

Индивидуальные и групповые консультации.

Сентябрь-октябрь

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ»

«Знакомство»

1-ая младшая

1-ая младшая и родители вновь поступивших детей

Анкета

В течение  учебного года

«Какой  у вас  стиль  общения и воспитания?»

Тест-опросник родительского отношения

Средние

Подготовительные

Опросник

Тест

Организационно- методическая и экспертная работа

Время проведения

Вид деятельности

В течение учебного года

Участие в городском методическом объединении (ГМО) педагогов-психологов и социальных работников.

Участие в педагогических советах.

Написаний заключений по результатам диагностических исследований.

Оформление памяток, буклетов, стендовой информации для педагогов и родителей.

Анализ и планирование деятельности, ведение документации.

Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Оформление кабинета.

График коррекционно- развивающей работы педагога- психолога

на 2021-2022 учебный год

День недели

Время

Сфера деятельности

Понедельник

9.00-9.20

16.30-17.00

Индивидуальные занятия;

Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы.

Вторник

9.00-9.20

11.15-12.15

Групповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы;

Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы.

Среда

9.05-10.05

11.30-12.30

15.05-15.20

15.25-16.25

Подрупповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы;

Индивидуальные занятия;

Индивидуальные занятия;

Работа с группой одаренных детей.

Четверг

9.05-9.35

10.25-10.45

10.50-11.20

Подгрупповая работа по развитию познавательной сферы;

Коррекционно- развивающая работа в группе компенсирующей направленности;

Индивидуальные занятия.

Пятница  

9.05-9.30

9.35-10.10

10.50-11.50

Групповая работа по развитию эмоционально- личностной сферы;

Работа с группой одаренных детей;

Индивидуальные занятия.

График работы 2021-2022 уч.г.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.30-18.00

8.30.-17.00

8.30-17.00

8.30-18.00

8.30-16.00

Обед 12.30-14.30

Обед 12.30-14.00

Обед 12.00-13.30

Обед 12.30-14.30

Обед 12.30-13.30

Раздел III-  Организационный

Оформление предметно-пространственной среды

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога и разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.

Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковровое покрытие, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.) .

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных  процессов, эмоциональной сферы.

Уголок для развития эмоциональной сферы включает в себя:  уголок настроения, игры и пособия.

Угол развития сенсорных навыков представлен виде игр и упражнений: кубики, шнуровки, мелкие игрушки и т.д.

Зона консультирование, рабочий стол педагога-психолога, компьютер, шкаф для хранения документации и т.д.

Перечень методических пособий

  1. Возрастная психология – Г.С.Абрамова 1997г.
  2. Методы исследований в психологии – Б.С.Волков, Н.В.Волкова 2003г.
  3. Развиваем память и внимание - Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная 2005г.
  4. Занятия по психогимнастике с дошкольниками- Е.А. Алябьева 2009г.
  5. Работа с родителями- Е. В. Шитова 2014г.
  6. Коррекционно-развивающие занятия - С.В.Лесина, Г.П.Попова 2014г.
  7. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет - Н.Ф.Иванова 2009г.
  8. Психолог- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой 2005г.
  9. В мире детских эмоций-  Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе 2008г.
  10. Формирование семейных ценностей- Г.Г. Моргулец 2011г.
  11. Развитие одаренных детей- Н.В. Алексеева 2013г.
  12. «Ладушки» развивающие игры для детей раннего возраста И.В. Тимофеичева 2010г.
  13. Практикум по профессиональной  коммуникации педагогов - О.М.Ельцова 2011г.
  14. Особенности общения с дошкольниками- Е.О. Смирнова 2000г.
  15. Игры для детей 3-7 лет - Ю.В. Гурин, Г.Б.Монина 2008г.

 Список использованной литературы

  • Рабочая программа педагога- психолога ДОУ  Ю.А.  Афонькина- Волгоград:  Учитель 2013
  • Справочник психолога начальной школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  • Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
  • Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
  • 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро, 2009.
  • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина Изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2012.
  • Нравственное воспитание в детском саду В.И. Петрова, Т.Д. Стульник 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с элементами психогимнастики Г.Н. Жучкова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  • Двигательный игротренинг для дошкольников Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  • Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Практические семинары для педагогов. – Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
  • Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях.

Перезентация на тему "Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях"...

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности по программе дошкольного образования «Детство», в средней группе МАДОУ детский сад «Жаргал». 2016-2017гг

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности  по программе дошкольного образования «Детство»,  в средней группе МАДОУ детский сад «Жаргал». 2016-2017гг...

Рабочая программа дошкольного образования группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Солнышко»

Рабочая программа дошкольного образованиягруппы общеразвивающей   направленности 2-3 лет«Солнышко»...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»

Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению   рисков опаснос...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дош...

Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС ДО по экологическому образованию "КАПИТОШКА"

В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...