Рабочая программа 2021-2022
рабочая программа (младшая группа)

Алиева Шикуфе Камиловна

Содержание разделов

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Нормативно-правовая база рабочей программы

4

1.1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы

5

1.1.3.

Цель и задачи Программы

5

1.1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.5.

Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Концептуальные основания образовательного процесса

8

2.2.

Сроки реализации Программы

8

2.3.

Педагогические технологии развития ребенка, используемые при реализации Программы

8

2.4.

Организация образовательного процесса

9

2.5.

Режим образовательной деятельности

9

2.6.

Календарно-тематический план

9

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1.

Условия реализации Программы

12

3.1.1.

Методическое обеспечение Программы

13

3.1.2.

Формы образовательной деятельности

14

3.1.3.

Основные способы и формы работы с воспитанниками

14

3.1.4.

Приемы и методы организации образовательного процесса

15

3.1.5.

Перечень необходимого дидактического материала

15

3.1.6.

Список используемой литературы 

15

3.1.7.

Информационное-техническое обеспечение Программы

16

4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

4.1.

Приложения

 

 

 


 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

  1. Пояснительная записка

Специалисты отмечают, что в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка раннего возраста, который охватывает период жизни от рождения до 3 лет, занимает особое место. Так как именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических способностей. Этот возраст наиболее благоприятен овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д. Следовательно, основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Правильно организованная двигательная деятельность способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмен веществ. В результате повышается устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуются защитные силы организма.

Ранний детский возраст, это время, когда через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Проблема физического развития детей раннего возраста в настоящее время особую актуальность приобретает и в связи с тем, что, зачастую, в современных семьях приоритетными являются отношения между родителями, в то время как детско-родительские отношения уходят на второй план. Результат: проявление интереса родителей к здоровью ребёнка только в конкретной ситуации связанной со здоровьем ребенка (проявление какого-либо заболевания, травма); нежелание применять общую оздоровительную практику в домашних условиях в целях профилактики и коррекции при физическом становлении ребенка. Поэтому в детском саду необходимо проводить углубленную работу по физическому развитию детей и активную педагогическую работу с родителями по распространению знаний в области физического развития малышей, сохранения и укрепления их здоровья.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.

При наблюдении за детьми раннего возраста мы обратили внимание на то, что сегодня наблюдается у детей высокая степень утомляемости, высокий уровень невротического состояния, эмоциональный дискомфорт. Причиной этого является низкий уровень физической подготовленности детей, малая двигательная активность в связи с тем, что мы живем на севере, погода в зимний период не благоприятная для прогулок (низкая температура воздуха, ветра). И в летний период не всегда погода для прогулок благоприятна (дожди). В условиях квартиры дети мало двигаются, да родители часто устраивают детей перед телевизором, дают различные гаджеты, игрушки, которые не подразумевают двигательной активности. В семьях нет двигательных игрушек (мячики, тележки, каталки и т.д.). Родители с детьми раннего возраста мало гуляют, или используют на прогулках коляски, санки и другие приспособления для передвижения ребенка. Все это уменьшает и без того низкую двигательную активность детей. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду мы решили не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому, после тщательного анализа двигательного режима, было принято решение организовать кружок «Малыши - крепыши», целями которого должны быть: увеличение двигательной активности детей раннего возраста, укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности детского организма, формирование и совершенствование двигательных навыков и умений у детей, развитие основных двигательных качеств.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требовании: быть здоровым и дружить со спортом.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды являются наиболее актуальной не только для медицины, но и для педагогики.

Дети раннего возраста, которые проявляют высокую степень подвижности, быстрее развиваются умственно, физически, нравственно и эстетически. Движения являются органической потребностью детей. В них они находят радость, они оказывают положительное воздействие на функции всех систем организма, укрепляют мышцы, повышают работоспособность.

Основная направленность программы «Малыши-крепыши» - сохранение и укрепление здоровья детей, также на профилактика таких нарушений, как: сколиоз, плоскостопие, повышенная возбудимость.

 

1.1.1. Нормативно-правовая база рабочей программы

Рабочая программа «Малыши-крепыши» по развитию физических способностей у детей младшего возраста разработана в соответствии с

  •   Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  •   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  •   Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155),
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»;

  •   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Уставом  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» с целью определения правил разработки, утверждения и оформления образовательной программы и является  нормативным документом, отражающим целевые установки и содержательную основу образовательного курса дошкольного  образования по направленности, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля  и соответствие целевым ориентирам дошкольного образования.
  • Положением МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» о разработке и утверждении рабочей программы дошкольного образования.

Рабочая программа «Малыши - крепыши» разработана с учётом инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021

 

1.1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:

1. Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.

2. По данным ежегодного медицинского обследования 50% детей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) России имеют какую-либо патологию здоровья.

3. Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Занятия в кружке «Малыши- крепыши» направлены на повышение двигательной активности, повышение уровня физической подготовленности детей, уровня знаний родителей по физическому воспитанию детей раннего возраста.

 

1.1.3.Цель и задачи Программы

            Цель: укрепление физического и психического здоровья воспитанников; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей, удовлетворение потребности их в движении; достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.

Задачи:

Обучающие

  • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
  • Формирование умения выполнять соответствующие физические упражнения по показу взрослого.

Развивающие

  • Развитие у детей общей моторики, координации движений, памяти, внимания, воображения.
  • Содействие развитию основных видов движений; овладению движений имитационного характера; сюжетными подвижными играми; профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.

Воспитательные

  • Воспитание чувства уверенности в себе.
  • Воспитание эмоционально-положительные отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Оздоровительные

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Совершенствование функций организма, работы органов и систем (дыхательная, кровообращения, нервная), повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
  • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

 

1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа предназначена для обучения детей 1-2 лет и рассчитана на 1 учебный год.

Задачи решаются в процессе деятельности детей в кружке «Малыши-крепыши», который проводится один раз в неделю согласно СанПИН и составляет 8 - 10 минут. Количество детей в кружке – максимум 10 человек. Занятия к программе подобраны в соответствии с возрастом детей и прописаны в содержании программы, состоят из практической деятельности детей, проводятся под руководством педагога.

Успешное решение поставленных задач на занятиях кружка достигается с помощью использования следующих педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • Принцип оздоровительной направленности; 
  • Принцип гуманизации и демократизации;
  • Принцип возрастной адекватности физических упражнений;
  • Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип систематичности;
  • Принцип циклического построения занятий;
  • Принцип доступности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  •  Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • Индивидуальный подход.

 

1.1.5. Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

В кружке занимаются 10 детей: 6 мальчика и 4 девочек.

Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется значительной динамикой показателей физического и двигательного развития ребенка. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Характерными особенностями этого возраста являются развитие верхних частей тела, плечевого пояса и слабость костно-мышечного аппарата. В раннем возрасте движение у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Малоподвижные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног – все это обуславливает частые падение ребенка. Рост детей находиться во взаимосвязи с развитием основных видов движений – прыжков, бега, метания, равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели.

Значительная часть мышечной силы у детей раннего возраста затрачиваются на поддержание равновесия. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений и при длительном сохранении одной позы.

 

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

К двум годам:

  • выполняет упражнения по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
  • перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом;
  • удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу;
  • поднимается и спускается по лестнице с детской горки;
  • меняет темп с ходьбы на бег;
  • бегает семенящим шагом;
  • подпрыгивает;
  • удерживает мяч двумя руками;
  • бросает мяч в горизонтальную цель;
  • ловит мяч с близкого расстояния.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

  1. Повышение двигательной активности.
  2. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
  3. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
  4. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
  5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
  6. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.               

                                                                                                                          

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Концептуальные основания образовательного процесса

Занятия кружка «Малыши-крепыши» направлены на физическое развитие детей: 

1. Повышение двигательной активности детей раннего возраста.

2. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности.

3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Для обучения широко используются игровые формы активности детей.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий:

- здоровьесберегающие технологии; 

- личностно-ориентированные;

- игровые;

Здоровьесберегающие технологии – это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для повышения двигательной активности, развития двигательных качеств, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Личностно-ориентированные технологии - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровые технологии предполагают построение занятий на игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации, формированию умений и навыков. При отборе содержания методов и форм работы с детьми учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей.

 

2.2. Сроки реализации Программы

Программа «Малыши-крепыши» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 8-10 минут.

 

2.3. Методы и приемы, используемые при реализации Программы

Детей с самого раннего возраста необходимо приучать к занятиям по физической культуре. Конечно, тренировка маленьких непосед значительно отличается от занятий взрослых и содержанием, и продолжительностью. Маленьким детям очень быстро надоедает любое неоднократно повторяющееся движение.  Это означает, что упражнения должны быстро сменять друг друга. Отличным вариантом будет тренировка – сказка, когда во время занятий дети изображают главных героев, зверей и т.п.

Игровые занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. У детей в этом возрасте формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым, соответственно движения дети выполняют по показу взрослого.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию к занятию, следует назвать:

1. Активизация и индивидуализация обучения;

2. Игры и игровые ситуации;

3. Эмоциональная насыщенность занятий (игры - забавы, инсценировки);

4. Яркость образа (красивая, эстетичная игрушка или пособие);

5. Новизна оборудования (незнакомый предмет всегда привлекает внимание).

Структура занятия состоит из трех частей:

1 часть – включает в себя задания на умеренную моторную активность: построение, комплекс игровых упражнений для подготовки различных групп мышц к основной работе. По длительности 1 часть составляет 1/3 общего времени игрового сеанса.

2 часть – включает задания с большей двигательной активностью, закрепление новых движений. По длительности составляет 1/3 общего времени занятия.

3 часть – включает комплекс упражнений на растягивание и расслабление мышц, восстановление дыхания, коррегирующие упражнения, а так же построение для прощания. По длительности 1/3 общего времени.

 

2.4. Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс выстраивается на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития  детей.

Форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

2.5. Режим образовательной деятельности

Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня.

Продолжительность одного занятия – (8-10) мин.

Периодичность в неделю -1 раз

Количество часов в неделю- 1/6 ч.

Количество занятий в год – 32 ч.

 

2.6. Календарно-тематический план

Месяц

Тема игрового сеанса

 

 

1

1 Занимательная разминка

2.Дыхательная гимнастика «Подуй листочек»

3.Самомассаж ладоней шишками

4. Подвижная игра «Игра с шишками»

2

1. Занимательная разминка

2. Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие»

3.Работа на тренажерах. Массажные дорожки (ходьба по массажным дорожкам.

4.Подвижная игра  «Заинька»

Беседы, консультации с родителями

3

1.Занимательная разминка

2. Пальчиковая гимнастика «Осень»

3. Ходьба по массажным коврикам

4.Подвижная игра «Догони мяч»

4

1.Занимательная разминка «Игра с листиками»

2.Дыхательная гимнастика «Хлопушки»

3. Игра с массажными шариками «Крючочки»

4.Психогимнастический этюд  «Солнышко и тучка»

Ноябрь

1

1. Занимательная разминка

2. Ходьба по доске, лежащей на полу

3. Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»

4.Веселый тренинг «Жуки». Для мышц спины, координации.

2

1.Занимательная разминка  

2. Игра с массажными шариками «Шарик пальчиком катаю»

3.Ходим по дорожкам» (коврики массажные)

4.Веселый тренинг «Качалочка»

3

1. Занимательная разминка

2. Игра с зайчиком

3.Ходьба по ребристой доске

4.Дыхательное упражнение «Как мыши пищать?»

5.Подвижная игра «Догони зайку»

4

1.Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Вот какие мы большие» Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания.

3.Ходьба  по модульным коврикам «Орто»

4.Подвижная игра «Догони мишку»

Фотоотчет для родителей на сайте группы в ВК

Декабрь

1

1.Занимательная разминка

2. Дыхательное упражнение  «Надуваем шарик»

3. Веселый тренинг  «Жуки»

4.Игры с мячами су- джок

 Подвижная игра «Догони мяч»

2

1. Занимательная разминка

2. Игра «Птички собирают зернышки» (собирание гороха) мелкая моторика

3.Ходьба по массажным дорожкам «Волшебные следочки»

4. «Птички спят» (расслабление)

3

1. Занимательная разминка

2. Игра «Киски играют с клубочками» (моталочки)

3.Дыхательное упражнение «Заблудился»

4.Веселый тренинг «Колобок». Для мышц плечевого пояса, гибкости

4

1. Занимательная разминка

2. Игра с лисичкой

З. Ходьба по веревке боком

4. Психогимнастический этюд «Лисичка подслушивает»

Январь

3

1. Занимательная разминка

2.Упражнение с массажными шариками «В огороде и в саду» (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

3.Дыхательное упражнение  «Птичка»

4. Подвижная игра   «Птички летают»

4

1. Занимательная разминка

2. Игра  с Мишкой.

3. Ходьба по массажным дорожкам. Упражнение на предупреждение развития плоскостопия.

4.Дыхательное  упражнение  «Снежинки»

5.Игры  с мячами су- джок.

 

Февраль

1

1. Занимательная разминка

2.Игра с кошечкой

3. Работа с массажными мячиками « Будь здоров»

4.Дыхательное упражнение «Пузырики». Учимся правильно дышать.

5.Подвижная игра «Кошка и цыплята»

2

1. Занимательная разминка

2. Игра с зайчиком

3.Дыхательное упражнение «Паровоз»

4.Самомассаж ладоней сушеным горохом в «сухом» бассейне

5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

3

1. Занимательная разминка

2.Игра  с зайчиком

3.Дыхательное упражнение «Подуй на султанчик»

4.Самомассаж стоп (нестандартное  оборудование)

4

1.Занимательная разминка

2.Игра с ежиком

3.Ходьба  по массажным дорожкам (нестандартное оборудование)

4.Веселый тренинг «Маленький мостик»

Фотоотчет для родителей на сайте группы в  ВК

Март

1

1. Занимательная разминка

2. Упражнение для мелкой моторики рук « Солнышко»

3.Дыхательное упражнение  «Вертушка»

4.Веселый тренинг  «Качалочка»

5.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

2

1. Занимательная разминка

2.Ходьба по корригирующим дорожкам

3.Пальчиковая гимнастика «Куличики»

4. Дыхательное упражнение с ленточками

5.Подвижная игра « Птички летают» 

3

1. Занимательная разминка

2. Игра ежиком

3.Дыхательное упражнение  «Понюхаем цветок»

4.Работа с массажными мячами «Колючий ежик»

5.Веселый тренинг  « Танец медвежат»

4

1. Занимательная разминка

2.Ходьба по ребристой доске

3. Дыхательное упражнение  «Поймай пчелку»

4.Веселый тренинг «Ножницы».  Для мышц живота и ног.

5.Подвижная игра  «Жуки»

Апрель

1

1.Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Цветочки  летят» (на леске)

3. Игра «Достань листик»

4. Веселый тренинг «Танец медвежат»

5.Подвижная игра «Догони мишутку»

 2

1. Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Котята»

3. Игра «Зайка моет лапки» (самомассаж кистей рук)

4.Упражнения для профилактики плоскостопия

 3

1. Занимательная разминка

2.Игра «Ежики гуляют»

3.Дыхательное упражнение  «Легкое перышко»

4. Веселий тренинг « Велосипед». Для мышц ног

5.Подвижная игра  «Вышла курочка гулять»

4

1.Занимательная разминка

2. Точечный массаж «Моем кисти рук»

3. Веселый тренинг «Гусеница».Для мышц рук, ног, гибкости.

4. Подвижная игра  «Не боимся мы кота»

Май

1

1. Занимательная разминка

2.Точечный массаж и дыхательная гимнастика

3.Работа с массажными мячами

4.Психогимнастический этюд  «Карлсон»

5.Подвижная игра «Разбуди мишку»»

2

1. Занимательная разминка

2.Пальчиковая игра с элементами самомассажа «Дождик»

3. Дыхательное упражнение  «Надуем шарик»

4.Веселый тренинг «Потягивание»

 5.Подвижная игра «Воздушный шар»

3

1. Занимательная разминка

2.Точечный массаж и дыхательная гимнастика

3.Упражнение для кисти рук с кольцами.

4.Самомассаж стоп (нестандартное  оборудование)

5.Подвижная игра «Воздушный шар»

4

1. Занимательная разминка

2. Дыхательное упражнение «Хлопушка»

3.Ходьба по ребристой доске.

4.Психогимнастический этюд «Щенок уснул»

5. Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

 

Презентация для родителей на родительском итоговом собрании

 

3.ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.Условия реализации Программы

В ДОО осуществляется психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях ФГОС ДО.

Задачами психолого-педагогической службы являются:

  • обеспечение теоретической, методической, психологической поддержки педагогов, родителей;
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции и роста педагогического мастерства путем внедрения инновационных технологий каждым педагогом;
  • организация участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития ДОУ, в инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОО перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья,

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

  • развитие умения работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности,

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития,

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,

- оценку индивидуального развития детей;

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  • Все педагоги, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

- проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

- аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

 

3.1.1.Методическое обеспечение Программы

- Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом концептуальных положений инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее - План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).

- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание Программы отражает аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

- развивающая предметно-пространственная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

-система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

 

3.1.2.Формы образовательной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы:

  • традиционные, комбинированные и практические занятия;
  • фронтальная – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповая – организация работы в группах.

 

3.1.3. Основные способы и формы работы с воспитанниками

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

1 — традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),

2 — тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

3 — игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),

4 — сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),

5 — с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, гимнастическая скамья и т.п.),

6 — по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки). В кружковой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста используются все формы, но основной является сюжетно-игровая и игровая форма. Педагогические технологии, используемые в программе «Малыши -крепыши».

1.Здоровьесберегающие

  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Комплексы по профилактике плоскостопия Комплексы по профилактике нарушений осанки
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки)
  • Закаливание: Ходьба босиком Оптимальный двигательный режим Упражнения на коррекцию плоскостопия
  • Упражнения на коррекцию сколиоза
  • Упражнения на коррекцию зрения

2. Технологии развивающего обучения (использование различных массажных дорожек, пособий из бросового материала и т.д.)

3. Игровые технологии (использование игровых персонажей)

 

3.1.4.Приемы и методы организации образовательного процесса

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы:

1.Методы слухового восприятия: Словесный: рассказ, описание, объяснение.

2.Методы зрительного восприятия: Показ физических упражнений применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т.е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях.

3.Методы двигательного восприятия: Игровой метод,

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Различные приемы обучения способствуют всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

 

3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала

Оборудование: наглядно – дидактический материал, магнитофон, ковёр, спортивное оборудование (спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ребристые и наклонные доски, гимнастические палки и так далее), атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование (массажные мячи су- джок, ленточки, султанчики, мешочки с песком, корригирующие дорожки)

 

3.1.6.Список используемой литературы.

  1. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
  2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
  3. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий», 2006.
  4. Еромыгина М. В., Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС »», 2017
  5. Оглоблина И.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения. – М., 2016г.
  6. Павлова П.А, Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш.» Программа оздоровления детей раннего возраста.
  7. Подольская Е. И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
  8. Трясорукова Т.П. Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. - Ростов-на-Дону,2016г.
  9. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада. - Ростов-на-Дону,2017г.

 

3.1.7.Информационное-техническое обеспечение Программы

  • аудиозаписи
  • музыкальный центр

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_.2021-2022_2.docx68.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание разделов

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Нормативно-правовая база рабочей программы

4

1.1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы

5

1.1.3.

Цель и задачи Программы

5

1.1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.5.

Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Концептуальные основания образовательного процесса

8

2.2.

Сроки реализации Программы

8

2.3.

Педагогические технологии развития ребенка, используемые при реализации Программы

8

2.4.

Организация образовательного процесса

9

2.5.

Режим образовательной деятельности

9

2.6.

Календарно-тематический план

9

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1.

Условия реализации Программы

12

3.1.1.

Методическое обеспечение Программы

13

3.1.2.

Формы образовательной деятельности

14

3.1.3.

Основные способы и формы работы с воспитанниками

14

3.1.4.

Приемы и методы организации образовательного процесса

15

3.1.5.

Перечень необходимого дидактического материала

15

3.1.6.

Список используемой литературы  

15

3.1.7.

Информационное-техническое обеспечение Программы

16

4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.

Приложения


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1.  Пояснительная записка

Специалисты отмечают, что в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка раннего возраста, который охватывает период жизни от рождения до 3 лет, занимает особое место. Так как именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических способностей. Этот возраст наиболее благоприятен овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д. Следовательно, основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Правильно организованная двигательная деятельность способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмен веществ. В результате повышается устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуются защитные силы организма.

Ранний детский возраст, это время, когда через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Проблема физического развития детей раннего возраста в настоящее время особую актуальность приобретает и в связи с тем, что, зачастую, в современных семьях приоритетными являются отношения между родителями, в то время как детско-родительские отношения уходят на второй план. Результат: проявление интереса родителей к здоровью ребёнка только в конкретной ситуации связанной со здоровьем ребенка (проявление какого-либо заболевания, травма); нежелание применять общую оздоровительную практику в домашних условиях в целях профилактики и коррекции при физическом становлении ребенка. Поэтому в детском саду необходимо проводить углубленную работу по физическому развитию детей и активную педагогическую работу с родителями по распространению знаний в области физического развития малышей, сохранения и укрепления их здоровья.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.

При наблюдении за детьми раннего возраста мы обратили внимание на то, что сегодня наблюдается у детей высокая степень утомляемости, высокий уровень невротического состояния, эмоциональный дискомфорт. Причиной этого является низкий уровень физической подготовленности детей, малая двигательная активность в связи с тем, что мы живем на севере, погода в зимний период не благоприятная для прогулок (низкая температура воздуха, ветра). И в летний период не всегда погода для прогулок благоприятна (дожди). В условиях квартиры дети мало двигаются, да родители часто устраивают детей перед телевизором, дают различные гаджеты, игрушки, которые не подразумевают двигательной активности. В семьях нет двигательных игрушек (мячики, тележки, каталки и т.д.). Родители с детьми раннего возраста мало гуляют, или используют на прогулках коляски, санки и другие приспособления для передвижения ребенка. Все это уменьшает и без того низкую двигательную активность детей. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду мы решили не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому, после тщательного анализа двигательного режима, было принято решение организовать кружок «Малыши - крепыши», целями которого должны быть: увеличение двигательной активности детей раннего возраста, укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности детского организма, формирование и совершенствование двигательных навыков и умений у детей, развитие основных двигательных качеств.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требовании: быть здоровым и дружить со спортом.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды являются наиболее актуальной не только для медицины, но и для педагогики.

Дети раннего возраста, которые проявляют высокую степень подвижности, быстрее развиваются умственно, физически, нравственно и эстетически. Движения являются органической потребностью детей. В них они находят радость, они оказывают положительное воздействие на функции всех систем организма, укрепляют мышцы, повышают работоспособность.

Основная направленность программы «Малыши-крепыши» - сохранение и укрепление здоровья детей, также на профилактика таких нарушений, как: сколиоз, плоскостопие, повышенная возбудимость.

1.1.1. Нормативно-правовая база рабочей программы

Рабочая программа «Малыши-крепыши» по развитию физических способностей у детей младшего возраста разработана в соответствии с

  •   Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  •   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  •   Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155),
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»;

  •   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Уставом  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» с целью определения правил разработки, утверждения и оформления образовательной программы и является  нормативным документом, отражающим целевые установки и содержательную основу образовательного курса дошкольного  образования по направленности, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля  и соответствие целевым ориентирам дошкольного образования.
  • Положением МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» о разработке и утверждении рабочей программы дошкольного образования.

Рабочая программа «Малыши - крепыши» разработана с учётом инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021

1.1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:

1. Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.

2. По данным ежегодного медицинского обследования 50% детей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) России имеют какую-либо патологию здоровья.

3. Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Занятия в кружке «Малыши- крепыши» направлены на повышение двигательной активности, повышение уровня физической подготовленности детей, уровня знаний родителей по физическому воспитанию детей раннего возраста.

1.1.3.Цель и задачи Программы

        Цель: укрепление физического и психического здоровья воспитанников; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей, удовлетворение потребности их в движении; достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.

Задачи:

Обучающие

  • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
  • Формирование умения выполнять соответствующие физические упражнения по показу взрослого.

Развивающие

  • Развитие у детей общей моторики, координации движений, памяти, внимания, воображения.
  • Содействие развитию основных видов движений; овладению движений имитационного характера; сюжетными подвижными играми; профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.

Воспитательные

  • Воспитание чувства уверенности в себе.
  • Воспитание эмоционально-положительные отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Оздоровительные

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Совершенствование функций организма, работы органов и систем (дыхательная, кровообращения, нервная), повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
  • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа предназначена для обучения детей 1-2 лет и рассчитана на 1 учебный год.

Задачи решаются в процессе деятельности детей в кружке «Малыши-крепыши», который проводится один раз в неделю согласно СанПИН и составляет 8 - 10 минут. Количество детей в кружке – максимум 10 человек. Занятия к программе подобраны в соответствии с возрастом детей и прописаны в содержании программы, состоят из практической деятельности детей, проводятся под руководством педагога.

Успешное решение поставленных задач на занятиях кружка достигается с помощью использования следующих педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • Принцип оздоровительной направленности; 
  • Принцип гуманизации и демократизации;
  • Принцип возрастной адекватности физических упражнений;
  • Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип систематичности;
  • Принцип циклического построения занятий;
  • Принцип доступности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  •  Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • Индивидуальный подход.

1.1.5. Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

В кружке занимаются 10 детей: 6 мальчика и 4 девочек.

Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется значительной динамикой показателей физического и двигательного развития ребенка. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Характерными особенностями этого возраста являются развитие верхних частей тела, плечевого пояса и слабость костно-мышечного аппарата. В раннем возрасте движение у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Малоподвижные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног – все это обуславливает частые падение ребенка. Рост детей находиться во взаимосвязи с развитием основных видов движений – прыжков, бега, метания, равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели.

Значительная часть мышечной силы у детей раннего возраста затрачиваются на поддержание равновесия. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений и при длительном сохранении одной позы.

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

К двум годам:

  • выполняет упражнения по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
  • перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом;
  • удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу;
  • поднимается и спускается по лестнице с детской горки;
  • меняет темп с ходьбы на бег;
  • бегает семенящим шагом;
  • подпрыгивает;
  • удерживает мяч двумя руками;
  • бросает мяч в горизонтальную цель;
  • ловит мяч с близкого расстояния.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

  1. Повышение двигательной активности.
  2. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
  3. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
  4. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
  5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
  6. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.                

                                                                                                                         

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Концептуальные основания образовательного процесса

Занятия кружка «Малыши-крепыши» направлены на физическое развитие детей: 

1. Повышение двигательной активности детей раннего возраста.

2. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности.

3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Для обучения широко используются игровые формы активности детей.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий:

- здоровьесберегающие технологии; 

- личностно-ориентированные;

- игровые;

Здоровьесберегающие технологии – это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для повышения двигательной активности, развития двигательных качеств, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Личностно-ориентированные технологии - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровые технологии предполагают построение занятий на игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации, формированию умений и навыков. При отборе содержания методов и форм работы с детьми учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей.

2.2. Сроки реализации Программы

Программа «Малыши-крепыши» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 8-10 минут.

2.3. Методы и приемы, используемые при реализации Программы

Детей с самого раннего возраста необходимо приучать к занятиям по физической культуре. Конечно, тренировка маленьких непосед значительно отличается от занятий взрослых и содержанием, и продолжительностью. Маленьким детям очень быстро надоедает любое неоднократно повторяющееся движение.  Это означает, что упражнения должны быстро сменять друг друга. Отличным вариантом будет тренировка – сказка, когда во время занятий дети изображают главных героев, зверей и т.п.

Игровые занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. У детей в этом возрасте формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым, соответственно движения дети выполняют по показу взрослого.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию к занятию, следует назвать:

1. Активизация и индивидуализация обучения;

2. Игры и игровые ситуации;

3. Эмоциональная насыщенность занятий (игры - забавы, инсценировки);

4. Яркость образа (красивая, эстетичная игрушка или пособие);

5. Новизна оборудования (незнакомый предмет всегда привлекает внимание).

Структура занятия состоит из трех частей:

1 часть – включает в себя задания на умеренную моторную активность: построение, комплекс игровых упражнений для подготовки различных групп мышц к основной работе. По длительности 1 часть составляет 1/3 общего времени игрового сеанса.

2 часть – включает задания с большей двигательной активностью, закрепление новых движений. По длительности составляет 1/3 общего времени занятия.

3 часть – включает комплекс упражнений на растягивание и расслабление мышц, восстановление дыхания, коррегирующие упражнения, а так же построение для прощания. По длительности 1/3 общего времени.

2.4. Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс выстраивается на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития  детей.

Форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.5. Режим образовательной деятельности

Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня.

Продолжительность одного занятия – (8-10) мин.

Периодичность в неделю -1 раз

Количество часов в неделю- 1/6 ч.

Количество занятий в год – 32 ч.

2.6. Календарно-тематический план

Месяц

Тема игрового сеанса

 

1

1 Занимательная разминка

2.Дыхательная гимнастика «Подуй листочек»

3.Самомассаж ладоней шишками

4. Подвижная игра «Игра с шишками»

2

1. Занимательная разминка

2. Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие»

3.Работа на тренажерах. Массажные дорожки (ходьба по массажным дорожкам.

4.Подвижная игра  «Заинька»

Беседы, консультации с родителями

3

1.Занимательная разминка

2. Пальчиковая гимнастика «Осень»

3. Ходьба по массажным коврикам

4.Подвижная игра «Догони мяч»

4

1.Занимательная разминка «Игра с листиками»

2.Дыхательная гимнастика «Хлопушки»

3. Игра с массажными шариками «Крючочки»

4.Психогимнастический этюд  «Солнышко и тучка»

Ноябрь

1

1. Занимательная разминка

2. Ходьба по доске, лежащей на полу

3. Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»

4.Веселый тренинг «Жуки». Для мышц спины, координации.

2

1.Занимательная разминка  

2. Игра с массажными шариками «Шарик пальчиком катаю»

3.Ходим по дорожкам» (коврики массажные)

4.Веселый тренинг «Качалочка»

3

1. Занимательная разминка

2. Игра с зайчиком

3.Ходьба по ребристой доске

4.Дыхательное упражнение «Как мыши пищать?»

5.Подвижная игра «Догони зайку»

4

1.Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Вот какие мы большие» Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания.

3.Ходьба  по модульным коврикам «Орто»

4.Подвижная игра «Догони мишку»

Фотоотчет для родителей на сайте группы в ВК

Декабрь

1

1.Занимательная разминка

2. Дыхательное упражнение  «Надуваем шарик»

3. Веселый тренинг  «Жуки»

4.Игры с мячами су- джок

 Подвижная игра «Догони мяч»

2

1. Занимательная разминка

2. Игра «Птички собирают зернышки» (собирание гороха) мелкая моторика

3.Ходьба по массажным дорожкам «Волшебные следочки»

4. «Птички спят» (расслабление)

3

1. Занимательная разминка

2. Игра «Киски играют с клубочками» (моталочки)

3.Дыхательное упражнение «Заблудился»

4.Веселый тренинг «Колобок». Для мышц плечевого пояса, гибкости

4

1. Занимательная разминка

2. Игра с лисичкой

З. Ходьба по веревке боком

4. Психогимнастический этюд «Лисичка подслушивает»

Январь

3

1. Занимательная разминка

2.Упражнение с массажными шариками «В огороде и в саду» (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

3.Дыхательное упражнение  «Птичка»

4. Подвижная игра   «Птички летают»

4

1. Занимательная разминка

2. Игра  с Мишкой.

3. Ходьба по массажным дорожкам. Упражнение на предупреждение развития плоскостопия.

4.Дыхательное  упражнение  «Снежинки»

5.Игры  с мячами су- джок.

Февраль

1

1. Занимательная разминка

2.Игра с кошечкой

3. Работа с массажными мячиками « Будь здоров»

4.Дыхательное упражнение «Пузырики». Учимся правильно дышать.

5.Подвижная игра «Кошка и цыплята»

2

1. Занимательная разминка

2. Игра с зайчиком

3.Дыхательное упражнение «Паровоз»

4.Самомассаж ладоней сушеным горохом в «сухом» бассейне

5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

3

1. Занимательная разминка

2.Игра  с зайчиком

3.Дыхательное упражнение «Подуй на султанчик»

4.Самомассаж стоп (нестандартное  оборудование)

4

1.Занимательная разминка

2.Игра с ежиком

3.Ходьба  по массажным дорожкам (нестандартное оборудование)

4.Веселый тренинг «Маленький мостик»

Фотоотчет для родителей на сайте группы в  ВК

Март

1

1. Занимательная разминка

2. Упражнение для мелкой моторики рук « Солнышко»

3.Дыхательное упражнение  «Вертушка»

4.Веселый тренинг  «Качалочка»

5.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

2

1. Занимательная разминка

2.Ходьба по корригирующим дорожкам

3.Пальчиковая гимнастика «Куличики»

4. Дыхательное упражнение с ленточками

5.Подвижная игра « Птички летают»  

3

1. Занимательная разминка

2. Игра ежиком

3.Дыхательное упражнение  «Понюхаем цветок»

4.Работа с массажными мячами «Колючий ежик»

5.Веселый тренинг  « Танец медвежат»

4

1. Занимательная разминка

2.Ходьба по ребристой доске

3. Дыхательное упражнение  «Поймай пчелку»

4.Веселый тренинг «Ножницы».  Для мышц живота и ног.

5.Подвижная игра  «Жуки»

Апрель

1

1.Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Цветочки  летят» (на леске)

3. Игра «Достань листик»

4. Веселый тренинг «Танец медвежат»

5.Подвижная игра «Догони мишутку»

 2

1. Занимательная разминка

2.Дыхательное упражнение «Котята»

3. Игра «Зайка моет лапки» (самомассаж кистей рук)

4.Упражнения для профилактики плоскостопия

 3

1. Занимательная разминка

2.Игра «Ежики гуляют»

3.Дыхательное упражнение  «Легкое перышко»

4. Веселий тренинг « Велосипед». Для мышц ног

5.Подвижная игра  «Вышла курочка гулять»

4

1.Занимательная разминка

2. Точечный массаж «Моем кисти рук»

3. Веселый тренинг «Гусеница».Для мышц рук, ног, гибкости.

4. Подвижная игра  «Не боимся мы кота»

Май

1

1. Занимательная разминка

2.Точечный массаж и дыхательная гимнастика

3.Работа с массажными мячами

4.Психогимнастический этюд  «Карлсон»

5.Подвижная игра «Разбуди мишку»»

2

1. Занимательная разминка

2.Пальчиковая игра с элементами самомассажа «Дождик»

3. Дыхательное упражнение  «Надуем шарик»

4.Веселый тренинг «Потягивание»

 5.Подвижная игра «Воздушный шар»

3

1. Занимательная разминка

2.Точечный массаж и дыхательная гимнастика

3.Упражнение для кисти рук с кольцами.

4.Самомассаж стоп (нестандартное  оборудование)

5.Подвижная игра «Воздушный шар»

4

1. Занимательная разминка

2. Дыхательное упражнение «Хлопушка»

3.Ходьба по ребристой доске.

4.Психогимнастический этюд «Щенок уснул»

5. Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Презентация для родителей на родительском итоговом собрании

3.ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Условия реализации Программы

В ДОО осуществляется психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях ФГОС ДО.

Задачами психолого-педагогической службы являются:

  • обеспечение теоретической, методической, психологической поддержки педагогов, родителей;
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции и роста педагогического мастерства путем внедрения инновационных технологий каждым педагогом;
  • организация участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития ДОУ, в инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОО перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья,

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

  • развитие умения работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности,

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития,

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,

- оценку индивидуального развития детей;

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  • Все педагоги, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

- проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

- аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

3.1.1.Методическое обеспечение Программы

- Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом концептуальных положений инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее - План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).

- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание Программы отражает аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

- развивающая предметно-пространственная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

-система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

3.1.2.Формы образовательной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы:

  • традиционные, комбинированные и практические занятия;
  • фронтальная – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповая – организация работы в группах.

3.1.3. Основные способы и формы работы с воспитанниками

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

1 — традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),

2 — тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

3 — игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),

4 — сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),

5 — с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, гимнастическая скамья и т.п.),

6 — по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки). В кружковой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста используются все формы, но основной является сюжетно-игровая и игровая форма. Педагогические технологии, используемые в программе «Малыши -крепыши».

1.Здоровьесберегающие

  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Комплексы по профилактике плоскостопия Комплексы по профилактике нарушений осанки
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки)
  • Закаливание: Ходьба босиком Оптимальный двигательный режим Упражнения на коррекцию плоскостопия
  • Упражнения на коррекцию сколиоза
  • Упражнения на коррекцию зрения

2. Технологии развивающего обучения (использование различных массажных дорожек, пособий из бросового материала и т.д.)

3. Игровые технологии (использование игровых персонажей)

3.1.4.Приемы и методы организации образовательного процесса

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы:

1.Методы слухового восприятия: Словесный: рассказ, описание, объяснение.

2.Методы зрительного восприятия: Показ физических упражнений применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т.е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях.

3.Методы двигательного восприятия: Игровой метод,

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Различные приемы обучения способствуют всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала

Оборудование: наглядно – дидактический материал, магнитофон, ковёр, спортивное оборудование (спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ребристые и наклонные доски, гимнастические палки и так далее), атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование (массажные мячи су- джок, ленточки, султанчики, мешочки с песком, корригирующие дорожки)

3.1.6.Список используемой литературы.

  1. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
  2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
  3. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий», 2006.
  4. Еромыгина М. В., Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС »», 2017
  5. Оглоблина И.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения. – М., 2016г.
  6. Павлова П.А, Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш.» Программа оздоровления детей раннего возраста.
  7. Подольская Е. И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
  8. Трясорукова Т.П. Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. - Ростов-на-Дону,2016г.
  9. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада. - Ростов-на-Дону,2017г.

3.1.7.Информационное-техническое обеспечение Программы

  • аудиозаписи
  • музыкальный центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 2021-2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Келепури С.В.  на дошкольном логопункте 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год Старшая группа

.Цели и задачи  реализации Программы Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,...

Рабочая программа 2021-2022 уч.год

Рабочая программа 2021-2022г...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

           Целью рабочей Программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий дл...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя - логопеда разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи речевого развития   в области до...