Адаптация человека и функциональное состояние организма
презентация

Тюлина Юлия Николаевна

        Пограничное психическое состояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация человека1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация человека и функциональное состояние организма» Тюлина Юлия Николаевна

Слайд 2

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. (Кэннон ) Всякая система стремится к сохранению своей стабильности . Современные представления об адаптации основаны на работах Павлова, Сеченова, Анохина, Селье и тюд . Адаптация: - свойство организма - процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, достижение равновесия между средой и организмом - результат взаимодействия в системе «человек-среда» - цель, к которой стремится организм.

Слайд 3

Существуют два подхода к рассмотрению адаптации: 1) свойство любой живой саморегулирующей системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды; 2) динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды . Выделяются 3 уровня адаптации человека: 1.Физиологический 2.Психологический 3.Социальный Иногда добавляют– психофизиологическую и социальную адаптацию . Состояние – совокупность происходящих в организме процессов и степень развития и целостности структур организма.

Слайд 4

Левитов предпринял попытку классификации психических состояний. Классификация психических состояний: 1) Состояния личностные (индивидуальные состояния человека) и ситуационные (вызывают у человека не характерные для него реакции) 2) Более глубокие и более поверхностные 3) положительно и отрицательно действующие на человека 4 ) Продолжительные и кратковременные 5) Более или менее осознанные На основе предложенного Левитовым , В.А. Ганзен систематизировал состояния и разделил на 2 группы понятий, характеризующих состояние человека: 1) состояния характеризующие аффективно-волевую сферу деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания.

Слайд 5

По определению Ильина – психофизиологические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Выделяются 3 уровня реагирования: 1) психического ( переживаниями); 2) физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы); 3) поведенческого (мотивированное поведение ). Состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Субъективная сторона состояний играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний . Функциональное состояние – характеристика уровня функциональных систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Механизмы управления (центральная и вегетативная нервная система) и управляемых систем (все остальные).

Слайд 6

У функциональных состояний – 2 стороны: 1. Субъективная – отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения 2. Объективна - связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. Виды функциональных состояний: 1 . Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления непроизвольная произвольная 2.Сон – периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере . 3.Оптимальное рабочее состояние – человек действует наиболее эффективно, обеспечивает наиболее эффективность деятельности (комфорт ).

Слайд 7

4. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия или нагрузки. Три уровня: психологический, физиологический, поведенческий . 5.Стресс – повышенная психическая и физиологическая активность. При благоприятных условиях – трансформируется в оптимальное рабочее состояние, при неблагоприятных – нервно-эмоциональное напряжение . Первая стадия процесса концептуализации Вторая стадия - возбуждение . Третья стадия характеризуется депрессивным состоянием . Четвертая стадия — это концептуализация . Принятие решения, но­вой концепции как руководства к дальнейшему действию и восприятию жизни приводит к угасанию стресса.

Слайд 8

Стресс и его воздействие на человека

Слайд 13

Селье выделил три стадии стресса: мобилизация сопротивление истощение

Слайд 14

Тревога Сопротивляемость Истощение

Слайд 15

Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Г. Селье

Слайд 16

Другая типология : здоровье – пограничное состояние – болезнь Пограничное психическое состояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма.

Слайд 17

Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») IS ВN 5-272-00062-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аутотренинг как средство нормализации функционального состояния заикающихся детей с СДВГ

В презентации представлен  вспомогательный психотерапевтический материал для работы с гиперактивными детьми, входящий в комплексную работу по устранению заикания....

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе  физического воспитания...

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 летв процессе физического воспитания...

«Виды и механизмы функциональных состояний»

Утомление. Объективные, закономерные, типичные для большинства профессий процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения...

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Одним из основных компонентов произносительной стороны речи является речевое дыхание, напрямую зависящее от функционального состояния и способности к произвольной регуляции внешнего дыхания, поскольку...