Как проводить тематические беседы с дошкольниками.
методическая разработка

Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheksiy_besedy_v_dou.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Как проводить тематические беседы с дошкольниками.

Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. 

В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа – это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.

Предварительная работа. Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.

План беседы. В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.

Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.

Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?»

Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»

Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»

Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате?», «Почему?»

Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно?», «Почему?»

Формулировка вопросов. Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.

Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.

Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахера»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.

Проводите беседы по пяти основным разделам

Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов. Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог планирует использовать.

Беседы о Родине и ее достопримечательностях. В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.

Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД – приложение → 51.

Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе. Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.

Беседы для расширения кругозора ребенка. Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.

Беседы по основам безопасного поведения. Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.