Мастер класс "Воспитание эмоционально здоровых детей в семье"
статья

Агишева Оксана Владимировна

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях. Важнейшие характеристики семьи - это её функции, структура и динамика. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_emotsionalno_zdorovyh_deety_v_seme.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание эмоционально здоровых детей в семье»

Нашем детском саду прошел мастер класс по теме «Воспитание эмоционально здоровых детей в семье». Родителям рассказали, что семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи - это её функции, структура и динамика. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Очень значимой функцией является воспитательная, которая состоит в удовлетворениичленами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях. Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Она воспитывает сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. А для этого нужно дать детям максимум психического, физического и социального здоровья.

Проблемы эмоционально - волевых нарушений сегодня отражены в научной литературе: у детей в дошкольном возрасте имеется тревожность, агрессивные модели поведения, страхи и др. Чтобы помочь улучшить эмоциональное состояние детей в нашем детском саду проводится большая целенаправленная работа всем педагогическим коллективом, в т.ч. и педагогом-психологом. Значимое место в психолого-педагогической коррекции отводится семье, родителям.

Многим деткам, необходима помощь в снятии эмоционального напряжения. Родители отмечают следующие проявления у ребенка: физическое напряжение; повышенный тонус мышц; капризы; раздражительность; тревожный сон; плохой аппетит, агрессивные модели поведения, тревожность, плаксивость и др. В таких ситуациях ребенку необходимы любовь, внимание и некоторые простые действия со стороны родителей.

Расслабиться и восстановить благоприятное эмоциональное состояние детям в домашних условиях помогут специальные комплексы аутогенной тренировки. Вот некоторые примеры упражнений для детей, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн. Давайте их проиграем.

Упражнения на расслабление.

Цель: снять мышечные зажимы.

Положение лежа. «Вытяни руки вдоль туловища, кистями руки «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох». (Ваш голос должен быть ровным, спокойным, тихим. Все ваши мысли должны быть направлены на ребенка, на его успокоение, расслабление. Если вы будете нервничать, отвлекаться, результата не будет). 

Положение сидя. «Сядь. Твердо поставь ноги на пол. Предплечья лежат свободно на бедрах, руки свисают вниз. Они не двигаются. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох». 

Упражнение «Гусеница»

Цель: формировать доверие к группе.

Дети (родители) становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, затем «голова» «ползет» и ведет за собой всех (используя «зигзаги»).

Упражнение «Ласковые ладошки»

Цель: научить способам релаксации.

Взрослый и ребенок стоят друг за другом. Кто стоит сзади, гладит ладошками впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

Упражнение «Перематывание клубочков»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие мелкой моторики.

Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.

Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины. Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.

Упражнение «Хлопай- топай»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Предложить участникам, испытывающим психоэмоциональное напряжение, выполнить простые движения: потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится. Выполнять упражнение нужно в специально отведенном для этого уголке.

Упражнение «Рваная бумага»

Цель: освобождение от гнева.

Родители (дети) разрывают на мелкие кусочки бумагу свои неприятности, огорчения, обиды и др. (старые газеты, другую ненужную бумагу), выбрасывая все это в мусорную корзину, таким образом, подсознание освобождается от эмоциональных проблем.

Упражнение «Мишки»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Участники изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну-ка! Порычи!

Далее медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.