«Организация индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста»
материал

Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0007566c-50fd3bc6.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация индивидуальной работы

с детьми младшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:                                                                              

Кучер Людмила Леонидовна

воспитатель

Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми которые:

  • не посещают детский сад регулярно;
  • имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
  • отличаются застенчивостью или заторможенностью.

Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.

Цели и задачи индивидуальной работы

Проведение индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач, заключающихся в:

  • ежедневном охвате вниманием каждого малыша;
  • детальном изучении личностных и образовательных особенностей каждого ребёнка для целесообразного использования его потенциала в учебно-воспитательном процессе;
  • методически грамотном выборе форм и приёмов взаимодействия с ребятами (к примеру, с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, подойдут парные формы работы, а с теми, у кого есть пробелы в знаниях, — индивидуальные);
  • своевременной коррекции взаимоотношений с товарищами и взрослыми (например, если ребёнок целый день сидит в одиночестве, отказывается играть, то, возможно, он поссорился с товарищем, с которым обычно проводит время в группе, на прогулке).

Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у малыша есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным элементом педагогической деятельности. Кроме того, воспитатель в младшей группе занимается коррекционной работой, затрагивающей сферы деятельности других специалистов. Например, разучивает песни с ребёнком, пропустившим несколько музыкальных занятий. Такая ситуация объясняется особенностями развития детей младшего дошкольного возраста. Для того чтобы привыкнуть, а значит, и довериться человеку, им необходимо довольно длительное время. На момент первого, второго года посещения ДОУ самым близким оказывается воспитатель (и его помощник). А это значит, что, образно говоря, воспитатель для малыша — это учитель, музыкант, спортсмен, врач и даже родитель.

Когда проводится индивидуальная работа?

В своей группе занятия, имеющие личностную направленность, мы проводим в первой половине дня, во время утреннего приёма детей и во второй половине дня.

После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на активизацию творческого потенциала (конструирование, рисование, создание аппликаций).

На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются совместные игры.

Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.

 При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности мы стараемся опираться на коллектив группы, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности выясняем отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Развиваем такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, всегда используем это в игре. Одни дети читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

     В процессе дидактических игр выясняем степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалку, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. , в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к общению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.  В игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка.

    Вот некоторые составляющие, на которые мы обращаем внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:

•        предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием;

•        привлекать детей к работе в уголке природы;

•        проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии;

•        в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала;

•        воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу;

•        разучивание стихов страдающими затруднениями в речи.

    Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-ведущему виду деятельности. А...

«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО рассматривает создание развивающей образовательной среды как систе...

План индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста

План коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста по всем образовательным областям с сентября по январь....

«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сде...