«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредствам детского фольклора»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

Использование фольклора вызывает у детей радостное оживление, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 116»

 города Магнитогорска

Лебедева Ольга Анатольевна, воспитатель

«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредствам детского фольклора»

    Эмоциональная культура представляет собой сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру. Основу составляют эмоции, чувства, отражающие особенности мотивационно-потребностной культуры личности. По определению Л.И. Божович, эмоции являются первичными формами психической жизни, выполняют идеаторную, охранную функцию, служат мостиком при переводе внешних воздействий во личностный смысл.

     Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа.

      Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.

      Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей – хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. Слово может быть не только средством воображения, но и его «строительным материалом». Активность ребенка реализуется в овладении языком. Значит, еще одним важным условием для творческого рассказывания является обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов – определений, а так же слов помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

         Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

         Для детей младшего дошкольного возраста характерны : зависимость понимания текста отличного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

       В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

       В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

        Влияние произведений художественной литературы, в частности фольклора на эмоциональное развитие старших дошкольников трудно переоценить. Разнообразие форм и средств по ознакомлению старших дошкольников с произведениями фольклора, дает возможность детям исправить недостатки эмоционального развития, повысить высшие социальные эмоции и чувства, контролировать свое эмоциональное состояние.

         Таким образом, использование фольклора вызывает у детей радостное оживление, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Рассказывается о развитии эмоций детей при помощи сказкотерапии. Описаны методики, использованные при исследовании у детей  эмоций. Дано определение сказкотерапии, даётся описание как проводилась...

Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)

   Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...

Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Сказка о Ёжике Вите"

Демонстрационный материал к занятию по мотивам терапевтической сказки "Сказка о Ёжике Вите"...