Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в экспериментально-игровой деятельности
консультация (младшая группа)

Нехай Марина Шамсудиновна

 

                                                                    Расскажи – и я забуду,

                                                                         Покажи – и я запомню,

                                                                                   дай попробовать – и я пойму.

                                                                                             Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» - такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствие рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают о своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым , исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент–кратковременным или долговременным.
  10. Прогнозирование результата.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

 

Структура занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовывать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.

Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через  использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковой) метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту.

Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположение. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

Если ребенок ошибся, воспитатель говорит: «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушай, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; «Объясни, почему ты так думаешь?».

Если какой-то ребенок не включается в рассуждения, воспитатель говорит: «Ведь ты знаешь ответ. Скажи мне на ушко» или «Подумаем вместе…» и т.д.

Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение («Могу, мое мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу («Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения»). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.

Экспериментирование развивает у ребенка эмоции, сопереживания, воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения), находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности (каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, предположение), вариативного мышления, воли, коммуникабельности (ребенок учится сдерживать себя, чтобы дать возможность и другому обозначить его точку зрения), развитие способности децентрироваться (встать на позицию другого) и др.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори - упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори.  Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

 В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_doklad.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район

                                                  ДОКЛАД

                                                  ПО ТЕМЕ:

                                                                  Подготовил воспитатель:  Нехай М.Ш.

2021

Джубга

                                                                    Расскажи – и я забуду,

                                                                         Покажи – и я запомню,

                                                                                   дай попробовать – и я пойму.

                                                                                             Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» - такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствие рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают о своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым , исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент–кратковременным или долговременным.
  10. Прогнозирование результата.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

Структура занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовывать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.

Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через  использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковой) метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту.

Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположение. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

Если ребенок ошибся, воспитатель говорит: «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушай, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; «Объясни, почему ты так думаешь?».

Если какой-то ребенок не включается в рассуждения, воспитатель говорит: «Ведь ты знаешь ответ. Скажи мне на ушко» или «Подумаем вместе…» и т.д.

Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение («Могу, мое мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу («Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения»). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.

Экспериментирование развивает у ребенка эмоции, сопереживания, воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения), находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности (каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, предположение), вариативного мышления, воли, коммуникабельности (ребенок учится сдерживать себя, чтобы дать возможность и другому обозначить его точку зрения), развитие способности децентрироваться (встать на позицию другого) и др.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори - упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори.  Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

 В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....