Самообразование «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»
материал (средняя группа)

Седых Татьяна Павловна

Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, сообразительности, логичности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2021-2022 учебный год


Тема: «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»

Реализация плана самообразования рассчитан на 3 учебных года (с 2021 по 2024 гг).

Направление: художественно-эстетическое.

Актуальность:

 Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. При этом сложение бумажных фигурок из бумаги является одним из самых активных занятий для развития тонких движений рук и пальцев, а также формирования глазного и сенсорного анализаторов.

Специалисты давно знают, что работа руками и пальцами развивает в детях мелкую моторику, активизирует деятельность тех участков головного мозга, отвечающих за внимание, память, речь.

    Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, сообразительности, логичности мышления. Изучая фигуры из бумаги, дети учатся точности и аккуратности. А чтобы фигурка получилась правильно, необходимо сложить лист так, чтобы углы и сгиб были идеально ровными. В процессе создания бумажных игрушек и фигур дети получают навыки работы ножницами: расширение, надрезание, вырезание, склеивания бумаги, навыками одно, или многократного сгибания бумажных листов с обязательным разглаживанием сгиб и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести бумажные фигурки, является усидчивость. Игрушки из бумаги требуют от своего создателя кропотливого труда, а у детей даже самые простые модели часто не получатся с первого раза.  Чтобы сделать фигурку, ребенку придется приложить усилия и потратить на работу некоторое время. Учат ребенка концентрироваться на текущей задаче, стараться и добиваться успеха.

Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20 минут, 1 раз в неделю.

Цель: Развить творческие способности ребёнка с ТНР.
Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.

Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Каждое упражнение выполняется после показа воспитателем. Для выполнения сложных заданий нужно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев и только после этого он сможет действовать самостоятельно. Для того чтобы аутентичная оценка информации зафиксировалась в естественной среде необходимо создать игровую непринужденную обстановку и индивидуально на каждого ребенка, бальная форма исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

2 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

3 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Раздел плана

Содержание работы

Формы работы

сроки

1

Теоретический

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно - образовательной деятельности воспитателя

Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами

октябрь

 

Практический

Разработать общие правила при обучении технике оригами

 

сентябрь

Выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга.

Мониторинг

октябрь.
(1 неделя)

Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье)

Занятия

октябрь -
май

Повторно выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на первом этапе.

мониторинг

май

Работа

 с

родителями

Консультации
для родителей:

 

На тему:

«Что такое оригами?»».

октябрь

«История искусствам оригами».

декабрь

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

февраль

«Рука развивает мозг»

март

Работа с детьми

Работа с детьми.
1раз в неделю

Темы занятий в перспективном плане.

октябрь - май

Перспектива: 

  1. Разработать перспективное планирование на возраст 5-6 лет.
  2. Участвовать с воспитанниками в онлайн конкурсах.

Продолжать оформлять альбом с детскими поделками.

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.

Перспективное планирование

работы по оригами

с воспитанниками комбинированной группы «Незабудка»

старшего дошкольного возраста

 4 - 5 лет

Задачи:

  • Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
  • Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
  • Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «блинчик», «конфета», «воздушный змей».
  • Формировать добрые чувства по отношению к близким.
  • Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

№ п/ п

Тема

Программное содержание

Средства реализации

ОКТЯБРЬ

1

«Бумажная сказка»

-Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами;

-показать детям выполненные работы;

-дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками;

-вызвать интерес к художественному конструированию.

-Презентация «Мир оригами»,

-готовые фигурки на каждого ребёнка.

2.

Ознакомление со свойствами бумаги

(опыты)

-Формировать знания у детей о разных видах бумаги (печатная, крашеная, писчая, впитывающая);

-формировать знания  детей об изготовлении бумаги;

-познакомить с основными свойствами бумаги;

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

-разные виды бумаги на каждого ребёнка;

- презентация «Как появилась бумага»;

-подготовить альбом «Мир бумаги»  для коллекционирования бумаги.

3.

Ознакомление со свойствами бумаги

(окрашивание)

-Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги;

-учить детей окрашивать бумагу разными способами (набрызг, мраморная, комканой бумагой)

-развивать логическое мышление, внимание;

-воспитывать аккуратность  при работе с бумагой.

-акварель, масляные краски,

-зубные щётки,

-расческа с частыми зубьями

-альбомные листы,

- альбом «Мир бумаги»,

-клей.  

4.

«Весёлый квадратик»

-Познакомить детей с», условными обозначениями: сгиб влево, перегиб, сгиб вперёд, сгиб назад, переворот, повернуть поделку;

- познакомить детей с основными  геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, прямоугольник);

- обогащать словарь специальными терминами

-квадраты белой бумаги 10*10  по

2-3 шт. на каждого ребёнка.

НОЯБРЬ

1.

«Книжка – малышка»

-учить создавать книжку малышку путём складывания квадрата пополам;

-развивать эстетическое чувство при  выборе  обложки для книжки, подготовленную на предыдущих занятиях.

-квадрат белой бумаги 10*10 (3шт) на каждого ребёнка,

-окрашенная бумага,

-степлер.

2.

«Дверь в сказку»

-Познакомить детей с базовой формой «дверь»;

-учить складывать квадрат на  3 части;

-продолжать знакомить с условными обозначениями сгиб влево, сгиб вправо, перегиб;

-развивать творческие способности при дополнении поделки рисунком.

- квадрат коричневой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

3.

«Домик»

-Учить выполнять поделку на основе базовой формы – квадрат;

- учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-воспитывать аккуратности при работе с бумагой.

-цветные карандаши. квадрат 15*15 белой бумаги

4.

«Грибок»

(Т.И.Тарабарина – 35)

-Учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат 8*8 коричневого (красного, оранжевого) цвета 6*6 на каждого ребёнка;

-муляж Гриб

ДЕКАБРЬ

1.

«Бабочка»

(Г.И.Долженко – 20)

(Т.И.Тарабарина – 39)

- Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-учить делать необходимые вырезания и украшения.

-квадрат 10*10разноцветной бумаги,

-ножницы,

-клей,

-заготовки для украшения бабочки.

2.

«Рыбка»

(Г.И.Долженко – 18)

-Познакомить детей с базовой формой «треугольник»;

-познакомить с понятием диагональ, с условным обозначением сгиб вниз;

-развивать творческий подход при оформлении поделки.

-квадрат цветной бумаги 10*10,

-фломастеры,

-полоски цветной бумаги.

3.

«Лягушка»

(Г.И.Долженко – 28)

(Т.И.Тарабарина – 42)

- Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата;

- учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить дорисовывать мелкие детали фломастером.

-квадрат зелёного цвета 15*15.

-игрушка Лягушка.

4.

«Тюльпан»

(Г.И.Долженко – 22)

-Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата;

-учить скручивать прямоугольник в трубочку, соединять с цветком;

-воспитывать любовь к родному человеку – маме, желание делать подарок своими руками.

-квадрат яркого цвета 10*10 на каждого ребёнка,

-прямоугольник зелёного цвета 5*20

5.

«Щенок»

-Продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – треугольник;

-упражнять в складывании квадрата в треугольник, совмещая углы и стороны;

-продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

-развивать фантазию, творчество при оформлении поделки.

-квадрат 10*10 чёрного цвета,

-фломастеры,

-клей карандаш.

ЯНВАРЬ

1

«Конфетка»

(С.Соколова – 10)

- Познакомить детей с базовой формой «конфетка»;

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

- учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

-квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

2

«Зайчик»

(Т.И.Тарабарина – 48)

(Г.И.Долженко – 53)

-Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-делать необходимые вырезания и украшения.

-квадрат белого цвета 15*15,

-фломастеры,

-игрушка Заяц.

3

«Кораблик»

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

- продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-способствовать созданию игровых ситуаций.

-квадрат белой бумаги 15*15

ФЕВРАЛЬ

1

«Стаканчик»

(Г.И.Долженко – 30)

(Т.И.Тарабарина – 55)

-учить работать по схеме;

-продолжать работать с базовой формой треугольник;

-учить загибать углы и вводить в образовавшуюся щель;

-проговаривать свои действия, используя специальную терминологию;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат белой бумаги 15*15

2

«Блинчик»

(С.Соколова – 11)

- Познакомить детей с базовой формой «блинчик» («конверт»);

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия, используя специальную терминологию.

-квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

3

«Синица»

(Т.И.Тарабарина – 62)

- Развивать у детей умение складывать базовую форму – треугольник;

-учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы;

- проговаривать свои действия, используя специальную терминологию;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-делать необходимые вырезания и украшения.

-учить оформлять коллективную композицию.

-квадрат 15*15 сине-голубого цвета, обратная сторона заштрихована жёлтым цветов.

4

«Ёлка»

(Т.И.Тарабарина -32)

-продолжать учить складывать ёлку на основе базовой формы – треугольник;

- учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы;

- учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-развивать умение соединять треугольники разного размера между собой, создавая поделку.

-три квадрата зелёной формы разного размера 10*10, 7,5*7,5, 5*5.

-картон синего цвета.

МАРТ

1

«Воздушный змей»

(С.Соколова – 11)

- Познакомить детей с базовой формой – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат белой бумаги 15*15,

-серпантин,

-заготовки для украшения,

-клей.

2

«Морковь»

(С.Соколова – 112)

-Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали.

-оранжевый и зелёный квадрат 7*7

3

«Полярная сова»

(Г.И.Долженко – 67)

 -Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали;

-закреплять название  основных  геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами.

-формировать умение дополнять поделку дополнительными деталями (аппликация или рисование ветки);

-воспитывать аккуратность при работе  с бумагой.

-квадрат белой бумаги 15*15,

-картон чёрного цвета,

-жёлтый круг (луна),

-прямоугольник зелёного цвета

-ножницы,

-клей,

-фломастеры.

4

«Ворона»

(Г.И.Долженко – 81)

-учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат серой бумаги 15*15

5

«Фотоаппарат»

-Учить выполнять поделку из бумаги прямоугольной формы;

-продолжать знакомить с условными знаками, работать по схеме;

-развивать творческие способности, конструктивные навыки;

-воспитывать аккуратность при работе с бумагой;

- способствовать созданию игровых ситуаций

-по 4 прямоугольника 16*20.

АПРЕЛЬ

1

«Яхта»

-Продолжать учить  выполнять поделку на базовой основе – квадрат;

-продолжать учить работать по схеме;

-продолжать учить различать и проговаривать условные обозначения;

-продолжать учить создавать коллективную работу.

-квадрат цветной бумаги  15*15

2

«Китёнок»

-учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

квадрат синей, голубой бумаги 15*15.

3

«Рыбка»

-продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – блинчик (конвертик);

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами, самостоятельно работать по схеме.

Квадрат разноцветной бумаги 15*15, фломастеры.

4

Оформление коллективной работы «Море»

-учить выполнять коллективную работу, дополнять деталями;

-воспитывать желание помогать друг другу, радоваться работой.

Коллаж, клей, фломастеры, предметы декора.

МАЙ

1

«Солнце»

2

«Одуванчик»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – блинчик (конверт), воздушный змей;

-продолжать учить сгибать квадрат по диагонали, отгибать углы;

-продолжать учить работать по схеме, используя терминологию;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

-воспитывать коммуникативные отношения при создании коллективной работы.

-квадрат 8*8 жёлтого цвета,

-квадрат 8*8 зелёного цвета,

-ватман окрашен способом набрызга.

3

«Кузнечик»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник;

- продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

- учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии.

-квадрат 10*10, 6*6 зелёного цвета,

-коллективная работа

4

«Божья коровка»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник;

- продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

- учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии.

-квадрат 10*10, 6*6 белого цвета,

-цветные карандаши,

--коллективная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальный план работы по самообразованию ФИО: Абдуразакова Джамиля ИрбайхановнаСпециальность: воспитательОбразование: высшее Тема самообразования: «Использование здоровьесбе...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...

План по самообразованию на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

План самообразования на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...

План самообразования педагога ДОУ Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.В Федеральном государственном образователь...

План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...