статья формы и виды речевых занятий
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

статья формы и виды речевых занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_vidy_rechevyh_zanyatiy.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы развития речи детей в ДОУ

Чтобы научиться говорить,

Надо говорить!

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Современный ребёнок к 4 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя простые и развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

Словарный запас составляет от трёх до четырёх тысяч слов.

А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - эти речевые задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формированию связной речи уделяется особое внимание, так как это одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Проводятся занятия по расширению словаря, формированию правильного

звукопроизношения, фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.

На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Исходя из этого, мы выделили несколько направлений в работе по развитию речи дошкольников:

- активизация деятельности детей.

Основное содержание: игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

- активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание мы уделяем речевым играм «Назови ласково»«Один - много»«Большой - маленький», «Кто что делает?", "Целое - часть", "Скажи наоборот", цель которых является обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

- активизация речи в разных видах деятельности.

Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу.

Продуктивная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации речевого развития детей. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой детям предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель - выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.

Задача педагогов состоит в том. чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Для проведения ярких и эмоциональных занятий используем большой иллюстрированный материал, звука - и видеозаписи, применяем мультимедийное оборудование. В каждой группе имеется теле и аудио аппаратура, СД диски с любимыми детскими сказками, которые дети с удовольствием смотрят и слушают. Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Разработаны и внедряются в работу циклы пальчиковых игр по лексическим темам, игры на развитие мелкой моторики - «Волшебные пальчики», комплексы речевой (артикуляционной) гимнастики для «трудных» звуков, комплексы дыхательной гимнастики, циклы домашних заданий для детей и их родителей по обогащению словаря, развитию лексико - грамматических категорий языка по лексическим темам, по сезонам.

Используем и настольно - печатных игры («Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Временам года", которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Их часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. л нашли выход - при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок «Библиотека» и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребёнка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний

Необходимым условием для полноценного развития речи является создание современной развивающей предметно пространственной среды.

Насыщая групповое пространство, мы педагоги заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои потребности в познании, в общении, в движении.

При создании речевой зоны обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь.Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

Игровое оборудование, наглядность, демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

Два раза в год мы изучаем состояние устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. По еёрезультатам мы делаем выводыразвитию каких сторон речи больше уделять внимания, какие игры по развитию речи использовать в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках и т. п.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

• Оформление информационных стендов и папок - передвижек для родителей.

Групповые консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Артикуляционная гимнастика»«Речевая культура ребёнка рождается в семье»«Играем с пальчиками и развиваем речь»«Как учить стихи. играючи?»,

• ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста.

• Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу.

Конспект занятия Познание к социо-культурным ценностям

Программные задачи:

1. Закреплять представления детей о Родине – России, ее столице познакомить детей с географической картой, с названиями других стран.

2. Закреплять и обобщать знания о символах нашего государства.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Методы и приё мы:

- наглядные – просмотр презентации;

- словесные – художественное слово, вопросы к детям;

- практические – самостоятельная работа детей, творческая деятельность.

Материал: Ноутбук, мультимедийная презентация, песня «Моя Россия» сл. Соловьева,

полоски 3-х цветов для игры «Собери флаг»,1/2 альбомного листа гуашь, кисти.

Предшествующая работа: беседы о России, чтение художественной литературы,

Знакомство с картой мира, с другими странами на карте.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Звучит фрагмент аудио - запись песни о России.

Воспитатель: Я приглашаю вас ребята в увлекательное путешествие по нашей стране.

Слайд № 1 - Это карта мира. Сейчас я проведу указкой по границе России и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. Смотрите, какая наша страна огромная. Когда на одном конце утро, на другом конце люди ложатся спать. На севере реки скованы льдом, а на юге цветут цветы и растут мандарины. Если с одного конца на другой через всю страну ехать поездом, понадобится целых 10 дней, а если идти пешком, то путешествовать придётся 400 дней, т. е. больше года.

А сейчас я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территория других стран меньше России(Польша Чехословакия, Румыния)

Воспитатель:- Итак, Карта нам подсказала, что наша страна очень большая.

Воспитатель: Ребята как называется страна, в которой мы живем? ДетиРоссия

Воспитатель:- А люди, которые живут в этой стране, называются (россияне).

Слайд № 2. А, как называется столица нашего государства? (Москва)

Воспитатель: А еще как можно назвать?

Дети: Наше Отечество, наша Родина, матушка Россия.

Воспитатель: Почему страну называют – Родина?

ДетиРодина это место где мы родились, где живут наши родные, друзья.

Послушайте стихотворение о Родине, расскажет его Соня.

В сердце ты у каждого, Родина – Россия

Белые березки, колос золотой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей

Нет другой на свете родины такой.

Воспитатель: на каком языке говорят все россияне(на русском)

-Россия – очень большая, красивая и богатая страна. В ней живет талантливый народ и что только не умеют делать русские люди :и сказки придумывать и песни красиво петь и пословицы слагать.

А какие пословицы вы знаете о Родине?

«Родина любимая, что матушка родимая».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Жить – Родине служить»

«За Родину мать - не жалей и жизнь отдать»

А еще, ребята, есть у каждого малая Родина там, где мы родились. Кто знает где ваша малая родина (спросить 2-3 детей.)

Воспитатель: - У каждой страны есть свое правительство. Ребята как зовут нашего президента РФ. (В. В. Путин) Слайд № 3

У каждой страны есть три символа (знака)

- Какие три символа России вы знаете (герб, гимн, флаг)

- А может, кто - то знает, что изображено на гербе России?

Воспитатель читает стихотворение:

«У России величавой, на гербе орел двуглавый.

Чтоб на запад, на восток, он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный. Слайд № 4

Физкультурная минутка

Мы по городу гуляем, то, что видим, называем,

Светофоры и машины, ярмарки и магазины.

Скверы. улицы мосты и деревья и кусты,

Люди шумною толпой и это все - город мой.

Слайд № 5 -А это флаг Росси. Флаг, ребята, это основной символ государства, его поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

У нашего народа есть такой праздник в году «День Российского Флага -22 августа».

- Сколько полосок у нашего флага?

-Хотите узнать, что означает каждый цвет, из которого состоит флаг?

-Что означает белая полоса (снег, Береза, ромашка, облака) (мир совесть чистота)

-А синий? (небо озера моря реки) (Верность, правда)

- А какое значение имеет красный цвет? (цвет огня, Силы, отваги)

Послушайте стихотворение:

Белый цвет - березка

Синий - неба цвет

Красная полоса - солнечный расцвет.

Дидактическая игра«Найди флаг России на экране» Слайд № 6

Дидактическая игра «Собери флаг»

Воспитатель: ребята третий символ России - это, гимн России - самая главная песня страны Гимн – это «торжественная, славящая наше государство песня.

- В каких случаях звучит гимн? (ответы детей).

- В торжественных случаях, на открытии и закрытии Олимпиады, на военных парадах,

- В честь лучших людей труда, при вручении наград, на Новый Год перед поздравительной речью. Под его звучание вручаются награды – спортсменам, ученым, писателям.

-А кто знает, как надо слушать гимн нашей страны? (стоя - это уважение к своей стране).

Воспитатель: В нашу страну приезжают многие гости из других стран, чтобы посмотреть и приобрести российские подарки. Слайд № 7

Воспитатель - Ребята, а что вы можете сделать полезного для своей Родины(Ответы)

- Дети, любите и берегите нашу Родину, чтобы когда, вырастите, могли с гордостью сказать

«Это – моя Родина, моя - Россия

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать нашу красавицу русскую березку.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог

Воспитатель: - Ребята вам понравилось наше путешествие по России?

- Что вы узнали нового?

- Ребята что бы вы хотели пожелать своей Родине?

Дети: - Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой.

- Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Воспитатель:- Ребята, будущее нашей страны во многом зависит от вас, от того, как вы сильно ее любите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"

Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"...

Статья: "Формы и виды проведения педсоветов в ДОУ"

Педагогический совет является эффективной формой решения актуальных проблем дошкольного учреждения. Его главная задача – совершенствование деятельности ДОУ, управление его развитием. Педагогичес...

Статья"Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников"

Статья "Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников" поможет воспитателям выявлять речевые нарушения у детей и дать рекомендацию родителям....

Статья "Формы и виды проведения педагогических советов в дошкольном учреждении"

В статье описаны виды педагогических советов и формы их проведения....