Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыку и музыкальную деятельность.
статья

Мельникова Ирина Викторовна

Статья о развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыку и музыкальную деятельность.

        Эмоциональная сфера ребенка является фундаментом для развития интеллекта маленького человека и играет главную роль в психическом развитии ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Дошкольное детство - время зарождения всех эмоций и чувств, в том числе эстетических. Исследования ученых свидетельствуют о том, что именно музыка предоставляет беспредельные возможности для пополнения и обогащения эмоционального опыта ребенка. Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и эффективное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок может увидеть прекрасное не только в окружающем его мире, но и в самом себе. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

         Музыка и музыкальная деятельность, в которых главное содержание заключено в чувствах и эмоциях, заключают в себе ценнейшие возможности для формирования эмоциональной отзывчивости. Изменения личности взаимосвязаны и взаимозависимы с изменениями музыкально-эмоционального развития. Эмоциональная отзывчивость на музыку складывается и развивается в процессе формирования музыкальных способностей (музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память).

         В течение всей своей жизни человек овладевает разнообразными видами деятельности. В результате этого складываются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность представляет собой многообразные способы и средства постижения музыкального искусства, при помощи которых происходит как музыкальное, так и общее развитие личности.

        Большое значение придается музыкально-образовательной деятельности, которая развивает знания о классической и современной музыке, творчестве отечественных и зарубежных музыкантов, формирует представления о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Эта деятельность создает творческие и исполнительские навыки, развивает воображение и эстетический вкус, организовывает нравственно-эмоциональную сферу.  

        Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является слушание музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания являются требования художественности и доступности. В работе с детьми следует использовать различные методические приемы обучения восприятию музыки: слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение. Перед началом исполнения произведения надо рассказать ребенку, о чем он услышит. Беседа о музыке − важнейший метод. Словом передается характер, настроение музыки. У детей невелик словарный запас, мал жизненный опыт, они не могут сами сформулировать настроение, передаваемое музыкой, но могут его почувствовать.

         Наряду с восприятием музыки большое значение для эмоциональной отзывчивости детей имеет пение. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

       Игра на детских музыкальных инструментах также способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей, и открывает перед дошкольниками яркий новый мир звуковых красок, подстёгивает интерес детей к музыке и исполнительству, через которые дошкольники учатся выражать свои эмоции и настроения.

       Наряду с вышеперечисленными видами музыкальной деятельности музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Ритмически упорядоченные движения под музыку являются лучшим средством развития эмоционального отклика на воспринимаемую музыку и формируют чувство ритма.  

        Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

       Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Консультация "Развитие коммуниктивных навыков у дошкольников через рзличные виды музыкальной деятельности"

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагог...

Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».

Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...