«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
презентация

Кривцова Елена Николаевна

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку»,  «Сложи матрёшку».

Я считаю, что нахожусь только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. В нашей группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству

Слайд 2

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Слайд 3

Моя семья Родная страна Родной край Родная природа

Слайд 4

Фотоальбомы «Семья, главное в жизни»

Слайд 5

Наша родина – Россия Это мой город Профессии военных 12 апреля – Всемирный день космонавтики День Победы

Слайд 11

Попробуем сделать маленькую куклу Пеленашку . Подготавливаем нужные материалы.

Слайд 12

Белую ткань складываем пополам и плотно сворачиваем в скатку снизу вверх.

Слайд 13

Для обозначения головы перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины от одного из концов .

Слайд 14

Перетягиваем куклу посередине. Завязываемый узел символизирует пуп — сосредоточие жизненной силы.

Слайд 15

Складываем ткань для платочка куклы по диагонали.

Слайд 16

На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.

Слайд 17

Кладем куклу поверх пеленки, предварительно немного отогнув ее верхний край .

Слайд 18

Заворачиваем скатку в пеленку, заводя по очереди углы ткани наискосок за скатку. Нижнюю часть пеленки подгибаем, накидываем на Пеленашку и обтягиваем назад за скатку .

Слайд 19

Куклу Пеленашку обвиваем свивальником (узкой длинной полоской ткани, веревочкой или лентой). Начинаем заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу. Кукла Пеленашка готова!

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1, 2     Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Слайд 3   Работу по теме веду по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родная страна», «Родной край»,  «Родная природа».

Необходимое условие приобщения детей к народной культуре – организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.

Слайд 4  

Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Так как у нас сейчас младшая группа, я привлекла родителей к оформлению фотоальбома «Семья, главное в жизни».

Слайд 5  

  В рамках направления «Родная страна» наши ребятишки потом больше узнают о столице нашей Родины, познакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. Для работы по этой теме оформлены альбомы «Наша Родина – Россия», «Это мой город», «Профессии военных», «12 апреля всемирный день космонавтики», «День Победы».

Слайд 6  

5

 Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. 

Слайд 7    

https://i.ytimg.com/vi/PG-paFpjMBo/maxresdefault.jpg

 Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку»,  «Сложи матрёшку».

Слайд 8      

G:\ЛЕНУСЯ\Мастер класс\картинка 3.jpg

Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! А называли эту куклу Пеленашка.

 

Пеленашка - это традиционная обережная кукла славян. Спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели.

Слайд 9    

2

 С куклой Пеленашкой связан еще один русский обряд. После переезда невесты в дом жениха, на колени новобрачной клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Слайд 10                  

      3

Кукла Пеленашка делалась и для игры детям. Тогда обычно применяли бытовые вещи – простыни, одеяла и т. п. Завернув сложенную простыню в столбик, заворачивали куклу в одеяло и перевязывали пояском или веревочкой. Такую куклу впоследствии могли сделать и старшие девочки для младших. После игры куклу разворачивали, и вещи опять применялись по своему прямому назначению.

Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась. Таких куколок обычно делали для других больших кукол-матерей и привязывали к ним пояском.

Слайд 11     Чтобы сделать такую чудесную куколку  нужно приготовить  нужные материалы.

6

Слайд 12      

7

Берём лоскут белой ткани прямоугольной формы. Складываем её пополам

Скручиваем его вот так, трубочкой, в скатку снизу вверх.

 

Слайд 13    

8

 Потом берём полоски и перевязываем - получается головка (треть длины от одного из концов)

Слайд 14    

8

 А теперь перевязываем Пеленашке талию, перетягиваем куклу посередине.

Слайд 15    

Берём цветной лоскуток квадратной формы. Складываем ткань по диагонали. Это платок Пеленашки.

Слайд 16    

11

Надеваем платочек на голову Пеленашке. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, не завязывая узла.

 Слайд 17     Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. В лоскут прямоугольной формы.

Слайд 18     Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

Слайд 19      Чтобы одеяло не развернулось, у нас есть ниточка или узкая длинная  полоска ткани - свивальник, которой  завязываем одеяло кукле.

Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, кому вы ее подарите.

Слайд 20      Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал, используете в работе в своей группе со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народа, семейным традициям»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»                    ...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...