НОД по познавательному развитию в старшей группе «Этикет за столом»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спицына Оксана Сергеевна

НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Этикет за столом»

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения
  • Воспитывать аккуратное отношение к столовым предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_etiket_za_stolom.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Конспект НОД

 по познавательному развитию

в старшей группе №13

на тему: «Этикет за столом»

        

Подготовила:

Воспитатель Спицына О. С.

НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Этикет за столом»

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения
  • Воспитывать аккуратное отношение к столовым предметам

Ход занятия:

Приветствие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. И не забудем поздороваться с нашими гостями.

Беседа о поведении за столом

Как стелить нам надо скатерть?

Положить где вилку? Нож?

И на стол нам локти класть ли?

Чавкать можно? Вкусно ж все!

Что нам можно есть руками?

Ложку правильно как взять?

За едой общаться можно?

Или лучше помолчать?

На все вопросы даст ответ - наш столовый этикет.

В: Этикет, ребята, это огромная наука, а мы с вами познакомимся с ее маленькой частью.

В: Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.

Сначала давайте вспомним какая посуда нужна для еды.

Попробуйте ответить на мои вопросы:

1. Самая распространенная посуда, необходимая нам для еды – это …? (Ответы детей: Тарелка.)

2. Из какой тарелки едят суп? (Ответы детей: Из глубокой.)

3. Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда? (Ответы детей: Столовой ложкой.)

4. Из какой тарелки едят второе? (Ответы детей: Из мелкой, на нее кладут мясо, котлеты, рыбу и гарнир.)

5. С помощью каких столовых приборов едят второе блюдо? (Ответы детей: С помощью вилки и ножа.)

6. Из какой тарелки едят салаты? (Ответы детей: Из небольшой тарелки – салатницы.)

7. А какая бывает посуда для напитков? (Ответы детей: Чашки для чая, стаканы для фруктовых соков и компотов.)

8. А что такое хлебница? (Ответы детей: Так называется тарелка для хлеба.)

В: Молодцы, справились с этим заданием.

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

В: Существует очень много правил поведения за столом, но все они легко запоминаются и многие вы знаете. Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

В: Прежде чем поговорить о правилах, давайте разберем одну ситуацию и поможет нам в этом сценка, которую мы вам покажем. (Воспитатели показывают сценку, в которой одна девочка ест аккуратно и по правилам, а другая ест неправильно)

В: Вы внимательно смотрели? А теперь обсудим, кто ел по правилам, а кто нет.

Но сначала давайте отдохнем немного.

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

Вопросы к детям по сценке:

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (Перед едой нужно вымыть руки)

2. Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом?  (За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всём сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Ноги перед собой не вытягивают. А держат их вместе возле стула)

3. Как правильно располагают руки? (На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе и придерживает тарелку)

4. В какой руке держат ложку? В какой хлеб? (В правой ложка, в левой хлеб. Исключение для левшей)

5. Как правильно пользоваться ложкой? (Ложку держат между большим и указательным пальцами.  Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли.)

5. Как нужно правильно кушать еду? (Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.)

6. Для чего нужна салфетка? (Вытирать рот и руки)

7. Какие слова говорят перед началом пищи? (Перед началом приема пищи говорят: «Приятного аппетита», после приема пищи «Спасибо»)

8. Кто из девочек воспитаннее?

Правила столового этикета

Опрятный внешний вид – признак воспитанного человека.

1. Перед едой обязательно вымой руки.

2. Сидеть следует прямо, немного наклонившись над столом.

3. Локти на стол не класть, руки прижаты к туловищу.

4. Не раскачивайся на стуле, не крутись.

5. Пользуйся правильно столовыми приборами. Не забывай, какие блюда едят ложкой, а какие – вилкой и ножом.

6. Не тянись через весь стол за чем-либо. Попроси передать.

7. Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом, не чавкай и не облизывай пальцы.

8. Не разговаривай во время еды.

9. Руки и рот вытирай салфеткой, будь аккуратным.

10. Будь вежливым за столом, а после еды скажи «спасибо».

Рефлексия

Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.

И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.

В: Понравилось ли вам наше занятие? Что запомнилось больше всего? О чем мы говорили? Какие правила поведения за столом вы запомнили? Теперь вы много знаете и умеете.

В: Молодцы, вы всё запомнили! Теперь вы много знаете и умеете.

В: В память об этом занятии я хотела бы вручить вам медали (награждение медалями). Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Перспективное планирование старшая группа "Этикет"

В данной работе представляю перспективное панирование по этикету в старшей группе. Предлагаю темы : развлечений, этических бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,  НОД по коммуникации (раз...

КОНСПЕКТ Занятия по познавательному развитию на тему: «Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес путем экспериментирования. Обогащать словарный запас....

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, с условными обозначениями: синее – вода; зеленое, желтое, коричневое – суша, расширить знания об окружающем мире....

Конспект по познавательному развитию на тему: "Как хлеб на стол пришел"

Цель: сформировать у детей предстваление о ценности хлебаЗадачи: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы; расширять и обогощать знания детей о хлебе, и его изготовлении; познакомить с профес...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Как хлеб на стол пришел"

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлебаЗадачи: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы; расширять и обогощать знания детей о хлебе, и его изготовлении; познакомить с профес...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Как колосок на стол хлебом пришел".

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом....