Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"
материал

Мастер-класс для воспитателей ДОУ  "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Психологическое здоровье педагогов как основа

благоприятного микроклимата ДОУ»

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №26» Клокова Елена Николаевна

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница.

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние.

Цель данного семинара: рассмотреть  способы, методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов как одного из составляющих благоприятного микроклимата в ДОУ.

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

  • спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
  • физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
  • отдых на природе (прогулка по лесу, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
  • созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
  • контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление хороший способ для снятия психического напряжения);
  • проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);
  • танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
  • крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
  • высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
  • смех и плач — отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Виды и методы арт-терапии

К самым популярным видам арт- терапии можно отнести:

  • музыкотерапию
  • сказкотерапию
  • игротерапию
  • песочную терапию
  • цветотерапию (воздействия цвета на человека)
  • фототерапию
  • видеотерапию
  • маскотерапию

 «Связующая нить».

Цель: Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности .

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире...»

«Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

 «Гора с плеч»

Цель: сброс мышечного напряжения , контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Продолжительность: 3 сек.

Процедура:

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести

Их назад и отпустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Творческое упражнение. «Совместный рисунок»

Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам. Каждый участник получил свой рисунок обратно.

Вопросы: А теперь подумайте и скажите: Узнали ли вы свой рисунок? Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге? Хочется ли вам его изменить? Почему? На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? Пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались. (обсуждения).

 Упражнение “Корзина”

Цель: снятия психоэмоционального напряжения

Я предлагаю всем вам выбросить в мусорную корзину всё то, что вам мешает чувствовать себя счастливыми ,свободными и жизнерадостными.

Напишите на ваших листочках, что вам мешает чувствовать себя счастливыми, свободными и жизнерадостными. После этого порвите  свои бумажки на мелкие кусочки и выбросите их в корзину.

РЕЛАКСАЦИЯ  «Водопад»  РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ   Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата докшкольного учреждения"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата в ДОУ.

Данный материал поможет педагогам улучшить своё физическое и эмоциональное  состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, повысить работоспособность и укрепить позит...

Мастер-класс с элементами тренинга «Укрепление психологического здоровья педагога»

В мастер-классе представлены игровые упражнения, помогающие снять мышечное расслабление и предупредить профессиональное выгорание педагогов....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...