Проект "Наши пальчики"
методическая разработка (младшая группа)

Измайлова Виктория Станиславовна

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные пальчики»

Ответственные: воспитатели группы

Сроки: 1 месяц

Актуальность.

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.

Л. Ф. Фомина провела исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

Следовательно, если с детьми больше заниматься развитием мелкой моторики, то у них будет более развита и речь.

Мы решили реализовать Проект «Наши волшебные пальчики».

Цель проекта:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование пальчиковых игр.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость;

5. Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

  1. Активизация и совершенствование речи у плохоговорящих детей;
  2. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
  3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
  4. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
  5. Повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и  мелкой моторики у детей дома.
  6. Пополнение развивающей среды группы.

Мы провели ООД «Волшебные ручки» Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада» Образовательная область «Речевое развитие», с.6; ООД «Наши пальчики играют, речь ребенка развивают» Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада» Образовательная область «Речевое развитие», с.9; беседу с детьми на тему: «Что умеют наши пальчики» и выяснили, что умеют не только держать ложку, карандаш, брать игрушки, но и узнавать на ощупь предмет (его форму, материал, из которого изготовлен).

Мы играли с детьми в игру «Волшебный мешочек», изготовили игру «Шершавые фигурки» - наклеенные из наждачной бумаги геометрические фигуры. Дети на ощупь определяют, какая это фигура. Играют с мозаикой, камушками в бассейне.

Уникальным средством развития речи являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, воспитывают эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Также они дают пальчикам полноценный отдых, и кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение.

Сначала мы знакомились с пальчиками:

«Большой пальчик – старший братик, указательный – второй,

Средний пальчик – братик третий, безымянный – молодой,

А мизинчик – самый младший» - гладим пальчики на одной и второй руке, называя их по именам.

«Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать, этот пальчик – прикорнул, этот пальчик уж уснул» - загибаем пальчики, начиная с мизинчика к ладошке.

«А большой не хочет спать, говорит он всем: «Вставать!». Делаем колечки – большой пальчик прикасается по очереди к каждому пальчику: «Вставай, указательный, вставай, средний…»

Затем стали играть в несложные пальчиковые песенки - игры: «Червячки», «Маленькая мышка», «Замок»,  «В гнездышке»… (Е.Железнова «Развивалочки»)

Дальше мы стали рассказывать сказки и истории, изображая героев пальчиками.

«Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. (Пальчики широко раздвинуты и смотрят вверх). Рано утором солнце встало, и лучами заиграло. (Ладошки соединяются, поворачиваются и пальчики-лучики двигаются - играют). Там в долине у реки распускаются цветки. (Пальчики на двух руках собраны в бутон и постепенно пальчики отодвигаются друг от друга - «цветок» открывается.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где гулял и кого ты повстречал?» (шапочки на пальчики с эмоциями)

Игры с пальчиками в сказку «Теремок» - изображение пальчиками теремка и разных животных.

Игры с пальчиковым театром («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

Образовательная область «Речевое развитие»

ООД

Разучивание пальчиковых игр.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Д/и «Шершавые фигурки». Цель: узнавать на ощупь геометрические фигуры.

Д/и «Волшебный мешочек» Цель: узнавать на ощупь предметы.

Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик, где гулял и кого ты повстречал?» (на каждом пальчике разные геометрические фигурки или головки разного цвета – закрепление геометрических форм и цветов и развитие мелкой моторики рук)

            Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Наши волшебные пальчики» - создание изображений и закрашивание их с помощью рук и пальчиков.

Рисование пальчиками на песке «Волшебные узоры» - создание узоров и составление рассказа про них.

Работа с родителями.

Внесение (создание) библиотеки для родителей «Вместе играем, речь развиваем» - книги с пальчиковыми играми и артикуляционной гимнастикой.

Мастер класс по созданию и обыгрыванию «масок для пальчиков»

Консультация «Ловкие пальчики — правильная речь»

«Ловкие пальчики — правильная речь»

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

• улучшить звукопроизношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят старшего дошкольного возраста;

• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• ориентироваться в пространстве;

• если ребенок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Пальцы сжаты в кулак, отгибать пальцы, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом – на другой, потом – две руки одновременно.

Этот пальчик - дедушка

оттопырить большой палец

Этот пальчик - бабушка

….указательный

Этот пальчик - папочка

…средний

Этот пальчик - мамочка

….безымянный

Этот пальчик - я

….мизинец

Это вся моя семья.

энергично раскрывать-закрывать пальцы в кулаки

Пальчики раскрыты, постепенно загибать в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик – хочет спать

загнуть большой пальчик

Этот пальчик – прыг в кровать

загнуть указательный

Этот пальчик – прикорнул

….средний

Этот пальчик – уж уснул

…..безымянный

А большой не хочет спать, говорит он всем: «Вставать!»

Вставай, указательный,

Вставай, средний…

По очереди прикасаться большим пальчиком к другим.

Встали пальчики! Ура!

На работу всем пора!

энергично сжимать-разжимать пальчики

Эту пальчиковую игру знают, наверное, все:

- Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальчики в кулачке, кроме большого)

- С этим братцем в лес ходил (большой прикасается к указательному)

- С этим братцем щи варил (большой пальчик прикасается к среднему)

- С этим братцем кашу ел (большой прикасается к безымянному пальчику)

- А с этим братцем песни пел (большой прикасается к мизинчику).

Если сделать «шапочки» для пальчиков, то эту игру можно использовать для закрепления знаний геометрических фигур, цвета, эмоций

Например, на большой пальчик надели «шапочку» с белым цветом:

- Белый братец, где ты был?

- С красным братцем в лес ходил…

Или надели на большой пальчик шапочку с кружочком, а на остальные с другими геометрическими формами:

- Мой кружочек, где ты был?

- С треугольником в лес ходил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...