методика для диагностики страхов у дошкольников
методическая разработка

Воропаева Наталья Степановна

методика для диагностики страхов у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика №1«Страхи в домиках» М.А. Панфилова

        Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

       Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

       После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Страхи:

1. Когда останешься дома один;

2. Нападения, бандитов;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких – то людей;

7. Маму или папу;

8. Того, что они тебя накажут;

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10. Опоздать в детский сад;

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов;

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страхи высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

20.Воды;

21. Огня;

22.Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови ( когда идет кровь);

27.Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Таблица 1.

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

8

6

9

9

7

1

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

2003-19-638

Методика №2 « Нарисуй свой страх» А.И. Захаров

       Цель: выявление страхов у детей.

       Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

       После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: "Нарисуй ее так, как ты видишь!" "А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?" Отвечайте приблизительно так: "Нарисуй большой нос крючком и большие зубы". Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям:

 что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

        Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

        Средний уровень страха - общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

        Низкий уровень страха - достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Тест  №3 «Сказка» Л. Дюсс

       Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

      Сказка «Птенец».

       Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

        В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

       Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

  • Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.
  • Полетит к маме, потому что испугался.
  • Полетит к папе, потому что он сильней.
  • Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать
  • На помощь, и папа (или мама)
  • прилетит и заберет его.
  • Не умеет летать, потому останется на земле.
  • Попытается лететь, но не сумеет.
  • Умрет во время падения.
  • Умрет от голода, дождя, холода.
  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх»

       Цель: определить наличие страха, тревоги.

       Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.
  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
  • Боится темноты.
  • Боится какого – то животного.
  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
  • Боится, что его украдут.
  • Чудовище хочет украсть его и съесть.
  • Боится остаться один.
  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.
  • Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость»

       Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

      Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • К обеду придет гость.
  • Придут гости.
  • Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).
  • Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.
  • Кто – то в семье умер.
  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
  • Мама хочет что – то запретить мальчику.
  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чт...

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...

Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников

Представлена презентация для воспитателей, в которой описана наиболее лёгкая методика обследования речи детей, которую воспитатели частично могут использовать в свой работе для выявления детей с наруш...

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, нео...

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, нео...