Проект «Зачем нужны болота?» (к Всемирному дню водно-болотных угодий)
проект (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

«Болота – это особый мир, отдельный, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну». (Ги де Мопассан). 2 февраля в мире отмечается «Всемирный день водно-болотных угодий». Цель этого праздника - обратить внимание  на необходимость бережного отношения к среде обитания водоплавающих птиц и важность водно-болотных угодий в экосистеме планеты Земля. В Санкт – Петербурге и Ленинградской области находятся много заказников, которые охраняют болота. Слово «болото» вызывает не очень-то приятные ассоциации. В сказках на болоте живет всякая нечисть, по опыту мы можем знать, что там живут злющие комары, а еще там можно утонуть… Нужны ли людям болота? Надо ли их охранять? Как люди заботятся о сохранении болот? Какую пользу они приносят природе и человеку? Сестрорецкое болото — один из редких природных объектов, которое практически не затронуто человеческим воздействием. Оно не подвергалось осушению, поэтому здесь сохранились типичные болотные комплексы, дающие представление о местности, на которой строился Санкт-Петербург.  Заказник образован в целях сохранения и восстановления ценных природных комплексов Сестрорецкого болота и озера Сестрорецкий Разлив, поддержания экологического баланса. 19 августа 2019 года в заказнике открыли пешеходный экологический маршрут. Многие дети никогда не были на болоте, и мало знают о его флоре и фауне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zachem_nuzhny_bolota.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект «Зачем нужны болота?»

Всемирному дню водно-болотных угодий)

Педагог:

Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт-Петербург

                                                            2022 г

Актуальность:

«Болота – это особый мир, отдельный, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну». (Ги де Мопассан). 2 февраля в мире отмечается «Всемирный день водно-болотных угодий». Цель этого праздника - обратить внимание  на необходимость бережного отношения к среде обитания водоплавающих птиц и важность водно-болотных угодий в экосистеме планеты Земля. В Санкт – Петербурге и Ленинградской области находятся много заказников, которые охраняют болота. Слово «болото» вызывает не очень-то приятные ассоциации. В сказках на болоте живет всякая нечисть, по опыту мы можем знать, что там живут злющие комары, а еще там можно утонуть… Нужны ли людям болота? Надо ли их охранять? Как люди заботятся о сохранении болот? Какую пользу они приносят природе и человеку? Сестрорецкое болото — один из редких природных объектов, которое практически не затронуто человеческим воздействием. Оно не подвергалось осушению, поэтому здесь сохранились типичные болотные комплексы, дающие представление о местности, на которой строился Санкт-Петербург.  Заказник образован в целях сохранения и восстановления ценных природных комплексов Сестрорецкого болота и озера Сестрорецкий Разлив, поддержания экологического баланса. 19 августа 2019 года в заказнике открыли пешеходный экологический маршрут. Многие дети никогда не были на болоте, и мало знают о его флоре и фауне.

 Паспорт проекта

Проблема

«Дорогие ребята! Я Кикимора болотная живу в Сестрорецком болоте. Люблю наряжаться в меха из мхов и вплетать в волосы лесные и болотные растения. Людям показываюсь редко, только кричу из болота громким голосом.  Моё болото - самый большой заказник в СПб.  Помогите мне узнать: «Зачем люди моё болото охраняют?   Зачем на болоте проложили экологическую тропу для детей и взрослых? Какая польза от болот?»

Полное наименование

проекта

«Зачем нужны болота?»

Тип проекта

Творческо - информационный

Цель проекта

Содействовать формированию познавательного интереса к заказнику Сестрорецкое болото, как самому большому болоту в СПб

Задачи проекта

- формировать представления старших дошкольников о Сестрорецком болоте как о природном сообществе, об его ресурсах и значении для человека;

- познакомить с особенностями природного ландшафта — болото; 

- расширить знания детей о растениях и животных, обитающих на болоте и существующих связях между ними;

- закрепить знания правил поведения в заповедных природных объектах;

- воспитывать бережное отношение к болоту, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Образовательные области

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Период  (продолжительность)  и этапы реализации проекта

Краткосрочный (01.02.2022 – 04.02.2022)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

для детей

для педагогов

для родителей

для ДОУ

Дети получают новые знания о Сестрорецком болоте, его флоре и фауне.

Пополнение педагогами новых научных знаний о заказнике Сестрорецкое болото в процессе проектной деятельности.

Позволит родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия и повысить уровень экологической культуры.

Создание мотивационной среды для работы у педагогических сотрудников ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники ДОУ, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: опрос – диагностика с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности:

«Что такое болото? Для чего человеку болота?» Цель: определить их стартовые возможности и выявить уровень знания по теме. «Какую пользу болото приносят человеку и природе?» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, какую пользу приносят болото человеку и природе.  

2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы.  Цель: расширятся представления детей о болотах; привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создают условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап – создание флаеров «Экотропа Сестрорецкое болото» Цель: развивать практические навыки детей при создании флаеров. 

Презентация проекта

Создание флаеров «Экотропа Сестрорецкое болото»

Комплексно – тематическое планирование проекта:

ОО «Физическое

развитие»

Речь с движением «Скопа на охоте», «За ягодами»

Подвижные игры: «Совушка», «С кочки на кочку ,«Лягушки и цапля».

ППРС :  маски к подвижным играм

ОО «Социально –

коммуникативное

развитие»

 Решение проблемной ситуации «Почему растения на болоте растут медленно и долго «восстанавливаются», если их повредить?», «Скопа охотится за рыбой в полёте на большой высоте, но волна и сильная рябь мешает ей в этом, почему?»

Театрализация «Сказка о загадочном растении на болоте»

ОО «Познавательное

развитие»

ФЦКМ «Путешествие по Сестрорецкому болоту»

Опыт: «Скопа умеет не только нырять, но и плавать на поверхности воды. Почему оперение её не намокает?»

ППРС: иллюстративный материал на ковралине в группе

ОО «Речевое развитие»

НОД Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по болоту»

Речевые игры «Мох, какой?»

Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина «Две сестры», А. Х. Тамбиев «Кто на болоте живёт?», М. Е. Аспиз «Чудо листья» (глава  «Живые ловушки»), В. Бианки «Хищный цветок», Татьяна Стукова «Пушица», рассказ «Живая губка» из книги «Зеленые страницы» А. А. Плешаков, Ю. И. Коваль «Морошка», Лидия Дунай «Всяк кулик своё болото хвалит», В. В. Бианки «Солнечная ванна гадюки», В. Бианки «Терентий – тетерев», Е. Чарушин «Журавль», «Тетерев», «Дятел», Геннадий Снегирёв «Про птиц» (глава «Дятел»), И. С. Соколов – Микитов «Над болотом», Николай Соловьёв – Несмелов «Сестрица – цапля да братец кулик», Сергей Березовский

 «Белоостров. Сестрорецкое болото»

Просмотр мультфильма: Детская Видео Энциклопедия «Лукоморье» (Болото), «Уроки Тетушки Совы - Уроки доброты» (Болото), Шишкин лес – география (выпуск 23), «Аркадий Паровозов спешит на помощь на помощь» («Почему опасно собирать клюкву на болоте»)

ППРС: выставка книг в книжном уголке

ОО «Художественно – эстетическое

развитие»

Рисование «Болото и растения», лепка «Болото»,   конструирование из бумаги «Камыши»

ППРС: внести картины художников И. И. Шишкин «Болото. Полесье», Ф. А. Васильев «Болото в лесу. Осень»,

Прослушивание музыкальных произведений: песенка А. Филиппенко «Про лягушку и комара», «Доброе болото» (стихи Л. Аширова, музыка Р. Ниязова). Хороводная игра «Как у нашей у реки жили птицы-рыбаки», музыкальная игра «Веселые лягушки»  (музыка и слова А. Яранова), распевка Г. Герчик «Бегал заяц по болоту» (книга Е. В. Горбина «Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей»)

Работа с родителями:

папка-передвижка «Экотропа – Сестрорецкое болото», подборка списка художественной литературы и мультфильмов о болоте для чтения и просмотра с детьми дома;

Список используемой литературы
1. Т. А. Шорыгина «О грибах, мхах и лишайниках», издательство «ТЦ СФЕРА», 2019 г

2. М. А. Гуленкова, М. Н. Сергеева «Растения болот»

3. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. О.А. Воронкевич. СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2016.-176с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/сост. Т. А. Литвинчик - Мозырь: «Содействие», 2010. -60с.

5. Природные сообщества. Комплект из 8 плакатов с методическим сопровождением. –Волгоград: Изд-во «Учитель»

6. Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группа. М.: ВАКО, 2005. -176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зачем нужны людям часы"?

Проект предназначен для детей старшей и подготовительной группы. Проводилась работа в мини - музее часов "Тик - так"....

Проект "Зачем нужна посуда?"

В проекте представлена поэтапная работа по изучению лексической темы "Посуда"...

Информационно-исследовательский проект "Зачем нужны часы?"

Проект "Зачем нужны часы"  познакомил детей с устройством часов, с историей их возникновения, развивал интерес, умение рассуждать, находить нужную информацию из разных источников, делат...

Проект "Зачем нужна посуда?"

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, де...

Проект "Зачем нужны опавшие листья"

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...

Проект "Зачем нужна вода" в старшей группе

Развитие познавательного интереса воспитанников,  представления о воде и о значении чистой воды....

"Всемирный день водно болотных угодий""

Праздник "Всемирный день водно болотных угодий"...