"Пути и средства формирования представлений о времени у детей 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа)

Елена Быстрых

Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок. Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_srednyaya_no2.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути и средства формирования представлений о времени у

детей 4 – 5 лет»

Нижний Новгород 2022г.

Время - ткань, из которой состоит жизнь.

Бенджамин Франклин. 

Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок. Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Педагоги – психологи, Тарабарина Т. Н., Кошапов Р. и др. изучая эту тему, пришли к выводу, что освоение детьми временных понятий протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, поэтому начинать работу по формированию временных представлений у детей необходимо с младшего дошкольного возраста.

 Педагог– психолог Непомнящая Р. Л. считает, что над сознанием ребёнка младшего возраста довлеет восприятие, а не мышление.

Этот вид восприятия времени проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому мы в своей работе, используем методы наглядности, с помощью серий картин объясняем смену времён года и времени суток.

        Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям среднего возраста.

Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступным им средств и способов действия.

Для этого мы использовали разнообразные средства:

  • наблюдения,
  • дидактические игры и упражнения,
  • рассматривание картинок, иллюстраций и моделей,
  • моделирование (временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.),
  •  чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки).

В своей работе по формированию временных представлений мы выделили для себя следующие задачи:

1.Расширять представление о временах года, закреплять их названия, формировать представление о последовательности времен года.

2. Формировать представление о последовательности частей суток, их сменяемости, раскрыть понятие «сутки», не раскрывая количественной характеристики суток (24 часа).

3.Формировать представление о частях суток - учить определять части суток по их разнообразной деятельности и по объективным показателям;

4. Формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

5. Формировать представление о временных понятиях «быстро», «медленно».

1.В средней группе мы продолжаем работу по формированию представлений о временах года и их последовательности, которую начали годом ранее.

С признаками времён года мы знакомим детей не только в игровой форме, но и в специально организованной деятельности. Следует отметить, что знание частей суток и последовательность времен года, взаимосвязаны между собой и для реализации временных представлений мы придерживаемся условий:

  • систематичность (от простого к сложному);
  • целенаправленность;
  • цикличность;
  • наглядность;
  • действенность;
  • непрерывность;
  • эмоциональность;
  • игровой подход (всё самое сложное в игре становится простым) ;

Полученные знания о временах года мы закрепляли через:

  • наблюдение за явлениями и изменениями в природе: «Листопад», «Хмурая осень», «Наблюдение за приметами золотой осени», «Наблюдение за снегопадом», «Наблюдение за приходом весны», «Краски лета»
  • рассматривание иллюстраций,
  • чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, загадки), 
  • беседы,
  • продуктивная деятельность 
  • сравнение текущего времени года с прошедшим (осень с летом, зиму с осенью, и т.д.),
  • заучивание стихов и разучивание песен.
  • огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.

В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Большое воспитательно - развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.

В своей работе мы использовали следующие дидактические игры:

- «Выбери одежду, которую можно носить зимой (осенью и т.д.)»

- «Покажи картинку, где изображена зима»

-«Посели животных в лес» (Детям раздаются карты с изображением леса в разные временные сезоны, картинки с изображением животных на фоне различных временных признаков).

Игры с разными моделями времен года:

- «Когда это бывает». (Модель представляет собой круг, разделённый на 4-ре части синего, зеленого, красного, желтого. На каждой части крепятся картинки с изображением явлений, предметов, атрибутов, соответствующих каждому сезону; дети рассматривают содержание каждой части модели, составляет рассказы, выбирает определенную часть модели, которая соответствует загадкам, отрывкам стихотворений о времени года).

- «Волшебный цветок». (Усложненная модель картинки-признаки отсутствуют, но остаётся условный знак каждого времени года цветовой фон и символ зима – снежинка, весна – сосулька с капелью, лето – солнце красное, осень – желтый листочек. Так же имеется набор карточек в форме лепестков с изображением явлений, атрибутов, предметов, соответствующих каждому времени года. Дети должны расположить лепестки по окружности модели).

-Модель «Дружная семейка» можно использовать в разных дидактических играх: «Назови соседей лета»; «Назови время года, идущее после лета (до зимы)»; «Назови все времена года, начиная с осени»; «Назови, одним словом»; «Подбери месяцы, каждому времени года. (Осень, зима, весна, вечер)»; «Кто потерялся? (дети находят ошибку в расположении месяцев)

  • подвижные игры:

-«Живые загадки» (подвижная игра воспитатель читает отрывок стихотворения с описанием какого- либо признака, дети выполняют соответствующие движения и под музыку бегут к тому модулю, о котором загадка)

С целью усвоения детьми последовательности времен года, их сменяемости мы используем авторский календарь природы, посезонно изменяем картинки, стихи, загадки.

Таким образом, развитие представлений о времени у детей среднего возраста, теснейшим образом связаны с их конкретным, житейским образом, с их эмоциональными переживаниями.

Работу по формированию временных представлений мы проводим на протяжении всего дня.

2. При формировании представления о последовательности частей суток, их сменяемости, раскрываем понятие «сутки», не раскрывая количественной характеристики суток (24 часа).

Слово «сутки» должно выступать как обобщение, т.е. сутки состоят из 4 частей, что отсчет последовательности частей суток можно проводить с любой из них. С этой целью можно использовать модель «Весёлый будильник» в виде круга со стрелкой. Она наглядно показывает, что зачем следует, что сутки состоят из 4 частей. Чтобы дети лучше освоили эту модель, мы используем прием раскрашивания каждым ребенком иллюстрации модели «Весёлый будильник».

С целью усвоения детьми знаний о последовательности частей суток мы используем игры с моделями частей суток:

- Назови соседей утра;

- Назови все части суток, начиная с дня (с ночи и т.д.)

- Назови одним словом (утро, день, вечер, ночь)

- Четвертый лишний (Утро, день, вечер, зима)

- Отгадай загадку и продолжи части суток после отгадки;

- Наведи порядок (ребенку предлагается выложить картинки или карточки-модели последовательно, начиная с любой части суток).

Для закрепления понятия «сутки» используем и такой прием: одновременный показ 4 картинок одного и того же пейзажа в разные части суток.

При использовании данных приемов у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

3.Работая над точным распорядком дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака и т.д. создают реальные условия для формирования представлений о частях суток. Называя часть суток, мы перечисляем соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы пришли в детский сад, сделали гимнастику, и теперь будем завтракать». При этом мы используем следующие приёмы:

- рассматриваем иллюстрации с содержанием деятельности как приближенной к опыту детей, так и с более широким содержанием (деятельность взрослых в разные части суток).

- рисуем сезонные изменения в природе, деревья летом – осенью, осень- зима.

- показ разнообразной деятельности детей, характерной для каждой из частей суток мы осуществляем посредствам игр – путешествий в утро, день, вечер, ночь».

- широко используем игры с моделями «Времена года», «Части суток», «Режим дня», где изображены показательные виды деятельности каждой части суток: «Что сначала, что потом», «Покажи что назову», «Когда это бывает», «Найди ошибку».

Для закрепления знаний о частях суток мы используем:

  • словесные игры:

- «Отгадай загадку»;

- «Назови пропущенное слово» (Идем в детский сад – утром, а из садика - …; Завтракаем – утром, а ужинаем… ;воспитатель пропускает название частей суток, дети дополняют).

- «Бывает – не бывает»;

- «Я начну, а ты продолжи (Утром я встаю и…);

- «Не ошибись» (воспитатель называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают в это время);

- «Выбери картинку»;

- «Назови часть суток по картинке».

  • дидактические игры с картинками:

-«Когда это бывает»,

- «Какой картинки не стало»;

  • подвижные игры:

- «Покажи, что назову» (воспитатель называет часть суток, дети показывают характерную для этого времени деятельность)

- «Найди ошибку» (выбирается водящий, его уводят в другую комнату. Воспитатель даёт детям задание «Мы занимаемся» Когда приглашают водящего, все дети действиями изображают занятие. Воспитатель говорит «Ночью мы рисуем». Водящий должен найти ошибку.

4. С целью формирования представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и правильного употребления их в речи, используем приемы: связывать время, характеризующееся этими словами с каким-нибудь эмоционально окрашенным для детей событием, о котором три дня напоминать детям.

Например, «Завтра мы с вами будет рисовать…Сегодня мы рассматривали иллюстрации «Осень наступила»… Вчера мы наблюдали за деревьями.». Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер, детям трудно их усвоить. Поэтому нужно как можно чаще пользоваться этими словами и стараться побуждать к этому детей. Для этого ежедневно задавали детям вопросы:

- Когда мы рисовали?

- Что мы видели сегодня (вчера)?

- Куда мы пойдем завтра?

- Какое у нас сегодня было занятие?

- Какую сказку мы прочитали вчера?

- Завтра суббота – выходной день. Вы завтра придете в детский садик?

- Сколько мальчиков и сколько девочек пришло сегодня в садик?

5.Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.  Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие — медленно.

Взаимодействие с семьей является одним из важнейших этапов нашей работы по формированию представлений о времени у детей.

Работа по взаимодействию с семьей осуществляется через родительский уголок это одна из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. Там мы разместили следующую информацию:

«Роль режима дня в жизни ребенка дошкольного возраста»;

«Значение летнего отдыха в процессе развития речи детей»;

« Зимние прогулки с ребенком в выходные дни»;

«Значимость развития временных представлений у детей 4-5 лет»

Чтобы ознакомить родителей с определенной темой мы оформили для них консультации: «Времена года», «Режим дня», которые объяснили, родителям как расширить и закрепить знания детей.

Из всего выше сказанного следует, что формирование представлений о времени имеет для детей среднего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.

Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.

В результате проведенной работы мы можем констатировать, что:

 − дети успешно соотносят название каждой из частей суток с картинкой;

− дети могут определять промежуток времени по характерной для них деятельности и внешним признакам;

− дети, верно, раскладывают картинки с изображением временных промежутков в определенной последовательности, сменяемости частей суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

В средней группе при формировании временных представлений эффективны средства: показ иллюстраций, моделей, дидактические игры. В играх и занятиях по знакомству со временами года у детей развивается интерес к явлениям природы, желание беречь и охранять ее. На таких занятиях у детей развивается наблюдательность, умение анализировать, выделять существенные признаки того или иного явления.

 Кроме этого в обучении детей 4 -5 лет эффективно моделирование. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделирования, специальных заданий, игр и НОД имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у дошкольников. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность.

Список литературы

1. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. -М.: Детство-Пресс, 2014. – 352 с.

2. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста Ф. Блехер Дошкольное воспитание. – 2008. - №11. – С. 14-23.

3. Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры М. Гендрякова Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 80-81.

4. Игнатьева, Ю., Зайнутдинова, М. Календарь «Круглый год» Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова Дошкольное образование. – 2006. №17. – С. 3.

5. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников Е. Н. Лебеденко, - СПб. Детство-Пресс, 2003. – 80с.

6. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. — СПб.: Детство - Пресс, 2008. 185

7. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста Р. Л. Непомнящая, - СПб. Детство-Пресс, 2005г. – 94с.

8. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] Т. Д. Рихтерман. – М. Просвещение, 1991. – 110с.

9. Тарабарина, Т. И. Детям о времени Т. И. Тарабарина. – Ярославль Академия развития, 1996. – 240с.

10. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.

11. Щербаков, Е., Фунтикова, О. Формирование временных представлений [Текст] Е. Щербаков, О. Фунтикова Дошкольное воспитание. – 1988. - №3. – С. 14-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода

Основная идея проекта заключается в разработке методического комплекса, это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Статья на тему: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражено использование дидактических игр в процессе формирования представлений о времени....