Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Шургина Юлия Сергеевна

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс  восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Данная статья поможет понять, как развить мелкую моторику рук и сенсорное восприятие у детей раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсоматорное развитие детей раннего возраста.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 В.Сухомлинский.

Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечает» нервная и мышечная системы, а также зрение. Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Ещё в первые месяцы жизни  малыш способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать погремушку, вложенную ему в руку. Затем в 3-4 месяца делает первые попытки взять самостоятельно заинтересовавшую его игрушку, перекладывая её из одной руки в другую. Брать двумя пальчиками. В 6 месяцев малыш активно манипулирует с различными игрушками. После года ребёнок уже пытается держать в руках ложку, рисовать, застёгивать пуговицы. С возрастом количество операций требующих развитие мелкой моторики рук будет возрастать.

Движение рук тесно связано с речью. Мелкую моторику рук необходимо развивать с раннего возраста.

Кисти рук содержат на себе множество акупунктурных точек. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Связь развития руки тесно связана с развитием мозга.

Эту связь наглядно показал канадский учёный Пенфилд, который таким образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, ещё треть – губы, язык, гортань, то есть речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

Развитие рук начинается с плеча, затем развивается предплечье, затем кисть руки и уже после  пальцы.

Неотъемлемым звеном в развитии мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика бывает двух видов: активная и пассивная.

Активная гимнастика включает в себя пальчиковые игры (выполнение упражнений с заданием).Например: «Фасоль», «Мелкая мозайка» и т. д.

Пассивная гимнастика включает в себя массаж. Например:  «Су джок» терапия (последнее достижение китайской медицины), Hendgum - жвачка для рук или умный пластилин (современный тренажёр для развития мелкой моторики рук).

Также необходимо применять массаж.

Основные приёмы массажа.

Поглаживания. Поверхностное поглаживание успокаивает ребёнка, а сильное – возбуждает. В раннем возрасте используется только поверхностный массаж мехом или кистью.

Растирание. Слабое поглаживание и сдвигание кожи, комфортное для ребёнка

Вибрация. Тычки по тыльной стороне.

Массаж нужно проводить ежедневно по 3-5 минут.

На ряду с массажем используют ладонно – пальчиковые игры, которые сопровождают движения речью.

 Также можно использовать самомассаж, который включает в себя:

- хлопки;

- потирание ладоней;

- перекатывание предметов с неровной поверхностью (мячики – ёжики);

- сжимание и разжимание упругих предметов, предпочтительно «пищащих», чтобы при разжатии они издавали звук;

- катание предметов с неровной поверхностью (грецкие орехи, карандаши);

 Поглаживание кончиков пальцев жёсткой щёткой (на развитие тактильных ощущений).

Для развития тактильных ощущений можно использовать и другие игры, например: «Ёжики», «Чудесный мешочек», «Тактильный бассейн» (ёмкость с крупой) и т.д.

На ряду с развитием мелкой моторики необходимо также развивать и сенсорные навыки. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве велико:

  • Совершенствование деятельности органов чувств;
  • Накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду, но и для многих видов деятельности.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического развития и всестороннего воспитания ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем больше значения имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. На 2-3 году жизни ребёнок ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него ещё только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру.

На втором году жизни (если созданы все необходимые условия) у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению  образов восприятия.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребёнок, действуя с предметами зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик. Например меховую шапку или пушистый воротник ребёнок называет «киской».

На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

 К двум годам восприятие становится  более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является «опредмеченность» восприятия. Так ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова – названия. Например: предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойства знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов. Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при  действиях ребёнка со сборно – разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.)

Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины(большой - маленький), формы(круг, квадрат, прямоугольник), цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражениями мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр – занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие пирамидки, кубы – вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнение элементарных действий с ними удобны для игр – занятий с детьми раннего возраста. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся  окружении, эмоциональной отзывчивости. Способности воспринимать красоту и гармонию мира. В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития и восприятия:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • Дети группируют в соответствии с образцом предметы пол форме, цвету, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  • Дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
  • Дети узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, лимон и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
  • Дети  обозначают различные предметы в соответствии с их характерными признаками: лес, море, листья и т.п.;
  • Дети активно используют «опредмеченные» слова – названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (травка, солнышко, помидор, небо);
  • Дети отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машинку бруски – «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
  • Дети начинают активно пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может назвать и жёлтый, и зелёный предмет).

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс  восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

В последнее время вы, современные родители, часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было изв...

" Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"

Опыт работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста....

План саморазвития на 2014-2017 г "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет"

Ранний возраст - это сензитивный период сенсорного развития. Сенсорное развитие - основа формирования личности ребенка. ...

Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Тема: "Чудесное превращение"

Конспект интегрированного совместного занятия с родителями. по сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Включает несколько модулей - развитие речи, конструирование, аппликацию. Родители вытупаю...

Игры направленные на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

  Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"

Презентация из опыта работы  "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....