Творческий проект " Дымковская игрушка"
проект (старшая группа)

Коротаева Ленара Сейтасановна

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_dymka.docx18.32 КБ
Файл proekt_dymka.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №254»

344 033 г.Ростов-на-Дону, ул. Магнитогорская 7/1, тел./фак.242-01-73

        

        

        

ДОРОЖНАЯ КАРТА

по реализации творческого проекта

«Дымковская игрушка»

Дата

Мероприятие

1

20.09.21г-21.09.21г

Понедельник - вторник

Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий.

2

22.09.21г

Среда

Беседа «Знакомство с дымковской игрушкой». Рассматривание предметных картинок «Дымковские игрушки».

 Рисование «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

3

23.09.21г

Четверг

Беседа «В мире дымковской игрушки». Рассматривание дымковских игрушек.  

Физминутка «Дымковская игрушка».        

 Словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки». Аппликация «Дымковские животные».                

4

24.09.21г

Пятница

Беседа «Где родилась дымковская игрушка?», «Как возник этот вид промысла?»        .

Рассматривание альбомов «Декоративно-прикладное искусство».

Дидактические игры «Какой игрушки не стало», «Подбери узор».

Лепка «Дымковский козлик». 

5

27.09.21г

Понедельник

Беседа «А для чего нужны дымковские игрушки?» Чтение и заучивание загадок, потешек.  Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек». Рисование «Роспись дымковского индюка».

6

28.09.21г

Вторник

Беседа «Особенности производства дымковской игрушки».

Слушание и обсуждение русской народной сказки: «Мужик и медведь».

 Дидактические игры «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка».

Коллективная работа «Дымковская слобода».

7

29.09.21г

Среда

Беседа «Ознакомление с характером росписи игрушек» .      

Русские народные игры: «Золотые ворота», «Жмурки».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Чтение и заучивание прибауток и стихов по теме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №254»

344 033 г.Ростов-на-Дону, ул.Магнитогорская 7/1, тел./фак.242-01-73

        

        

 Творческий проект

" Дымковская игрушка"

 

Автор проекта: Долинская Ю.П.

Коротаева Л. С.

Ростов-на-Дону

2021г.

        

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: с 20.09.21г. – 29.09.21г.

Состав участниковгрупповой (воспитатель, дети группы, родители).

Авторы проекта: Коротаева Л.С., Долинская Ю.П.

Актуальность:

      В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Цель проекта:Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой. 

Задачи проекта:

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• знание детьми декоративно-прикладного искусства - дымковской росписи;

• умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:        

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• появление интереса к истории России;

• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

• ознакомление с историей создания дымковской росписи, игрушки и конструктивными особенностями;

• развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;

Для родителей:        

• повышение нравственно - патриотического воспитания детей;

• усиление интереса и внимания к народному искусству;

• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

• повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  • Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

     Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.

«Познавательное развитие»

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»        

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек» 

     Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.        

 Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Аппликация» «Дымковские животные».        

«Лепка» «Дымковский козлик». 

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Коллективная работа «Дымковская слобода»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация».     Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Дидактические игры:

     «Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Физическое развитие:

     Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».Физминутка«Дымковская игрушка».

Работа с родителями:

    Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Изготовление брошюр «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде видеоролика.

Вывод

Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления дымковской игрушке, ее истории создания и навыки умения применять воображение и творчество в художественной деятельности.Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Дымка», «История Дымки».Систематизированы представления о различных видах дымковской игрушки, и ее росписи. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся творческого развития детей. Разработаны памятки и консультации для родителей по данной теме.Дети знают: Историю создания Дымковской игрушки, Элементы Дымковской росписи, её цветовом колорите.Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в художественные виды деятельности, могут самостоятельно применять полученные знания в творчестве. Проявляют интерес к русской народной культуре, традициям и народным промыслам.Результатом работы стало пополнение группы разнообразными материалами по Дымковской игрушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной,  игрушкой.Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.     ...

Творческий проект "Игрушка"

Изготовление игрушек из различных материалов своими руками....

Исследовательско - творческий проект "Игрушки"

Цели проекта:Ø создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.Ø теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, ...

краткосрочный исследовательско-творческий проект "Игрушки"

Актуальность проекта: Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в...

Творческая мастерская "Игрушка на елку"

Занятие с родителями в средней группе "Игрушка на елку"...