Творческий проект "Волшебная полоска"
проект

Биккинина Зульфия Талгатовна

Творческий проект "Волшебная полоска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_volshebnaya_poloska.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ

«ВОЛШЕБНАЯ ПОЛОСКА»

 

                                                   

                                                                                         

                                                                            Срок реализации проекта:                                                             с 01.09.2021 по 31.10.2021                                                                               Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет                                                                                  Количество часов за 2 месяца: 7  

Педагог реализующий проект:                                                                

Биккинина Зульфия Талгатовна,

воспитатель высшей квалификационной категорией

Сургут, 2021 г.

Структура

творческого проекта по обучению детей технике квиллинг

«Волшебная полоска»

Наименование разделов и подразделов проекта

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………….

3

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….

4

2.1.

Актуальность ……………………………………………….…..................................

4

2.2.

Цель и задачи проекта………………………………………………………………..

5

2.3.

Направленность проекта ………………………………….........................................

5

2.4.

Принципы……………………………………………….….…………………………

5

3.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА…………………………………………………………………..

6

3.1.

Подготовительный этап……………………………………………………………...

6

3.2.

Практический этап …………………………………………………………………..

6

3.3.1.

Учебный план для старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)……………...

6

3.3.2.

Методическое обеспечение………………………………………………………….

9

3.3.3.

Методы и формы работы ……………………………………………………………

9

3.3.4.

Техническое оснащение занятий……………………………………………………

9

3.4.

Итоговый этап ……………………………………………………………………….

10

3.4.1.

Определение результативности планируемых результатов………………………

10

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

11

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок».

Название проекта

Творческий проект по обучению детей технике квиллинг «Волшебная полоска»

Ф.И.О. педагога, реализующего  проект

Биккинина Зульфия Талгатовна

Год разработки проекта

2021

Цель

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной изобразительной техники «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги

Задачи

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей, основными понятиями, способами и приёмами работы техники «квиллинг». 
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».

Развивающие:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
  2. Развивать умение создавать изображения предметов разных форм в технике «квиллинг», передавая пропорции и характерные детали.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  2. Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству; привычку доводить начатое дело до конца

Критерии достижения целевых ориентиров

- Сформированы основные понятия, способы и приёмы работы техники «квиллинг».

- Сформированы практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».

- Сформированы художественный вкус, творческие способности и фантазия.

- Умеет работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.

Срок реализации проекта

с 08.11.2021 по 30.12.2021

Кол-во занятий в неделю /мес./за 2 мес.

 1/4/7

Возраст обучающихся

от 5 до 6 лет

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Новое — это хорошо забытое старое!»

Актуальность проекта. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Решить эту проблему можно с помощью искусства работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сделать подарок, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Казалось бы, обычный материал, бумага, а приобрёл новое современное направление, им можно работать в разных техниках (бумагокручение (бумажная филигрань), конструирование, мозаика, аппликация).

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространённая и в наше время, получившая название «квиллинг». Оригинальный и необычные вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Актуальность проекта состоит в том, что ребёнок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создаёт среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объёмные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.

Учитывая всё выше сказанное, для осуществления всестороннее развитой личности, наряду с физическим, умственным и нравственным развитием, для художественно-эстетического развития апробировала и реализовала творческий проект по обучению детей технике квиллинг «Волшебная полоска» (далее по тексту проект).

 Проект основан на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Проект имеет личностно-ориентированную технологию – задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Проект разработан в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

6. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).

Цель: формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной изобразительной техники «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей, основными понятиями, способами и приёмами работы техники «квиллинг». 
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».

Развивающие:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
  2. Развивать умение создавать изображения предметов разных форм в технике «квиллинг», передавая пропорции и характерные детали.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству; привычку доводить начатое дело до конца

Направленность проекта – художественная направленность.

При разработке проекта учитывались следующие принципы:

- принцип «от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ;

- принцип доступности – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

- принцип наглядности – иллюстративность, наличие дидактических материалов;

- принцип демократичности и гуманизма – взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей;

Адресат проекта: проект рассчитан на детей от 5 до 6 лет.  

Критерии достижения целевых ориентиров:

- Сформированы основные понятия, способы и приёмы работы техники «квиллинг».

- Сформированы практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».

- Сформированы художественный вкус, творческие способности и фантазия.

- Умеет работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап:

- вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала;

- информирование родителей о реализации и значимости данного проекта;

- подборка методической, справочной, художественной литературы;

- составление перспективного плана по данному проекту;

- подбор материала и оборудования для занятий для художественного творчества (таблица №3), бесед с детьми.

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

  1. Практический этап (или этап реализации проекта)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА НА 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный план на 2021 учебный год (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)

Таблица 1

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«История квиллинга»

1

10 минут на каждом занятии

15 минут

на каждом занятии

2

«Инструменты и принадлежности»

«Дождь» («капелька»)

1

3

 «Веточка рябины» («свободная спираль», «глаз»)

1

4

«Варежка» («тугая спираль», «треугольник», «глаз»)

1

5

«Звезда для папы» («миндальный орех», «рулончик»)

1

6

«Валентинка» («завиток», «глаз») 

1

7

«Снежинка» («стрелка», «капелька»)

1

Итого

7

Содержание проекта (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)

Таблица 2

Дата

Название темы

ное содержание

Теория

Практика

1

12.11.21

«История квиллинга»

Познакомить детей с историей возникновения бумажной филиграни «квиллинг»

Просмотр презентации, беседа: «История возникновения бумаги, техники квиллинга»

Составление альбома с разными видами бумаги (писчая, обёрточная, обойная, впитывающая, копировальная)

2

19.11.21

«Инструменты и принадлежности»

Познакомить детей с инструментами и приёмами работы с ними, а также с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Соблюдение техники безопасности (далее по тексту ТБ) при работе с режущими, колющими инструментами и клеем

Беседа: Техника безопасности при работе с режущими (ножницы), колющими(зубочистка) инструментами и клеем

Изготовление коллажа по технике безопасности при работе (ножницы), колющими (зубочистка) инструментами и клеем

«Дождь» 

(«капелька»)

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Дождь». Формировать умение скручивать основной элемент техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки «капелька». Закрепить умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об основном элементе техники «Квиллинг» «капелька». Изучение технологической карты изготовления поделки «Дождик». ТБ при выполнении работы.

Дети с помощью педагога выполняют основной элемент «капелька» из полосок голубого цвета, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Дождь»

3

26.11.21

«Веточка рябины» («свободная спираль», «глаз»)

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Веточка рябины». Закрепить умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «свободная спираль», «глаз»). Закрепить умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «свободная спираль», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Веточка рябины». ТБ при выполнении работы

Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «свободная спираль», «глаз» из полосок жёлтых, красных и зелёных цветов, зубочистки, ножниц, клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Веточка рябины»

4

03.12.21

«Варежка» («тугая спираль», «треугольник», «глаз»)

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Варежка». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «тугая спираль», «треугольник». Закрепить умение выполнять элемент «глаз»; умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «тугая спираль», «треугольник», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Варежка». ТБ при выполнении работы

Дети с помощью педагога выполняют базовые элементы «тугая спираль», «треугольник», «глаз» из полосок белого цвета, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Варежка»

5

10.12.21

«Звезда

для папы»

(«миндальный орех», «рулончик»)

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Звезда». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «миндальный орех» и «рулончик». Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «миндальный орех», «рулончик». Изучение технологической карты изготовления поделки «Звезда». ТБ при выполнении работы

Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «миндальный орех», «рулончик» из полосок жёлтых и красных цветов, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Звезда для папы»

6

17.12.21

«Валентинка» («завиток», «глаз») 

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Валентинка». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «завиток», «глаз».  Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «завиток», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Валентинка». ТБ при выполнении работы

Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы («завиток», «глаз») из полосок красного цвета, зубочистки, ножниц и клея

7

24.12.21

«Снежинка»

(«стрелка», «капелька»)

Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Формировать умение скручивать основной элемент техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «стрелка». Закрепить умение выполнять элемент «капелька»; умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы

Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «стрелка», «капелька». Изучение технологической карты изготовления поделки «Снежинка». ТБ при выполнении работы

Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «стрелка», «капелька» из полосок голубых и белых, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Форма занятий: групповая.

Занятия проводится 1 раз в неделю по пятницам во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – 25 минут.

Методы работы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы работы:

- индивидуальная (каждый ребёнок должен сделать свою поделку);

- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть:

- в теоретическую часть входит: поэтапный показ и разъяснение способов и приёмов изготовления фигурок из цветных бумажных полос в технике «квиллинг»;

- в практическую часть входит: сам процесс выполнения поделки, используя необходимые инструменты (разноцветные полоски, клей ПВА, небольшие ножницы для вырезания деталей, зубочистки для кручения деталей, пинцет (щипчики) для захватывания отдельных частей, чертёжная линейка) и наглядный материал.

Форма итоговых мероприятий: результатом работы является участие детей в творческих выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня, изготовление подарков к различным праздникам.

Технологии: технология игрового обучения; личностно-ориентированная технология.

  Техническое оснащение занятий – интерактивная доска, проектор, USB флэш-накопитель (инструкционные карты, спокойная музыка), беспроводная колонка.

Компьютерные (мультимедийные) презентации (авторские разработки): «История появления бумаги и картона», «История возникновения квиллинга», «Основные правила композиции», инструкционные карты (основные и базовые элементы техники «Квиллинг»)

Наглядные пособия: иллюстрации, плакаты, в соответствии с тематикой, книги по квиллингу, фотографии с различных выставок, схемы-модели по работе с инструментами, правила технике безопасного поведения при выполнении работы.

Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)

Таблица 3

Наименование оборудования

(инструментов, материалов и приспособлений)

Количество

Бумажные полоски шириной  3 мм, 5мм, 7мм

разного цвета по 50 шт

Полоски гофрированного  картона

разного цвета по 50 шт

Зубочистки

по количеству детей

Пинцеты

по количеству детей

Ножницы

по количеству детей

Цветной картон

4 набора

Клей

по количеству детей

Работа с родителями: знакомство родителей с работой дополнительной услуги (видео ролик), организация онлайн мастер-классов на цифровой платформе ZOOM, участие в выставках.

  1. Итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Выставка «Волшебная полоска»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Таблица индивидуального мониторинга освоения проекта

(диагностическая карта)

Таблица 4

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Правильно пользо-ваться необходи-мыми инструмен-тами

Знания детей

об истории возникнове-ния техники «Квиллинг»

Знание основных элементов квиллинга: «свободная спираль»

«глаз», «полукруг» «завиток»,  «капелька»

Знание базовых элементов квиллинга: «тугая спираль», «треуголь-ник», «миндаль-ный орех», «рулончик», «стрела»

Умение  детей  скручивать  полоски  цветной бумаги  в  спираль    и  наклеивать  на  основу

Умение составлять из  частей  единое  целое

1

2

3

4

5

6

Результаты оценки качества

Таблица 5

№ п/п

Уровень

Количество детей

Показатель в %

1

Оптимальный

2

Достаточный

3

Низкий

Диагностика.

Оптимальный. Умеет работать с орудием труда (ножницами, зубочисткой, т.е. самостоятельно изготовляет основные и базовые элементы техники «Квиллинг». Понимает роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения. Умеет самостоятельно выкладывать из готовых форм композиции.

Достаточный. Хорошие знания об истории возникновения технологии «Квиллинг». Элементы квиллинга выполняет с небольшой помощью педагога. Знает название основных и базовых элементов техники «Квиллинг», но с затруднением их выполняет. При помощи педагога составляет композиции.

Низкий. Плохо знает историю возникновения технологии «Квиллинг». С затруднением называет элементы квиллинга. Скручивает элементы квиллинга при помощи педагога. Не умеет составлять композиции.

Оценка результатов: По всем показателям определяются три уровня выполнения заданий: оптимальный, остаточный, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богатова И.В «Квиллинг. 25 моделей и композиций из гофрированного картона» –  Мартин, 2018
  2. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
  3. Добрусина А «Квиллинг. Чудеса из бумаги» – Феникс, 2017
  4. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек» – Изд.:  Мой мир, 2008
  5. Зайцева А.А «Искусство квиллинга: магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2009
  6. Селезнева Е.В «Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей» – Литера, 2012
  7. Московкая О.С «Чудо-завитки. Детский квиллинг» – Карапуз, 2018
  8. Торманова А.С «Большая энциклопедия. Квиллинг» – АСТ, 2015
  9. Хребтищева Е.С «Поделки в технике квиллинг своими руками» –  Эксмо-Пресс, 2016  
  10. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги» – М.: Мир книги, 2015
  11. Шилкова Е.А «Квиллинг. Искусство поделок из бумаги» – Т8, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полоска превращается..."

Комплексное занятие по конструированию из полосок бумаги для детей старшей группы....

настольная игра "Полоска"

Использование дидактической настольной игры «Полоска» для развития математических и познавательных способностей детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях в группе. ...

Дидактическое пособие "Цветные полоски для счета и измерения"

Полоски  из цветного картона (белая, красная, оранжевая, желтая, зеленая),                  последовательно у...

"Рисование картонными полосками"

Презентация мастер-класса и рекомендации по нетрадиционной технике изображения - рисование картонными полосками....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

Творческий проект "Волшебные полоски"

Материал для работы воспитателя....