Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
статья

Косьяник Татьяна Юрьевна

В данном материале рассматривается влияние сказок на разносторонее воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказкотерапии на детей  

дошкольного  

возраста. 

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, 

 благодаря которым человек не может не делать добра,то есть учит сопереживать.» 


В.А.Сухомлинский
 


Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Приводя ребенка в детский сад, родители  рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка,  его творческие способности и ручную умелость. Но помимо этого на наших занятиях в нашей группе происходит нечто, подчас незаметное, ни родителям, ни детям: исцеление детской души, ее тонкая настройка на гармонию с миром и людьми.

То есть происходит сказкотерапия, популярная сегодня. Оглянувшись вокруг, мы увидим, что сказки очень востребованы в наше время.

Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Сказка- кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребенка.

В современном обществе резко повысился уровень негативной информации, которая проходит через средства массовой информации,  затем обсуждается в  кругу семьи, друзей, и наши дети, которые не защищены от внешней агрессии  не желая и не осознавая того живут и воспитываются в этом негативизме.  Сегодня педагоги бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые  очень близко, можно даже сказать вплотную идут по жизни вместе с нашими детьми.

Актуальность  обусловлена  потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых,   эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных,   личностях.

 Актуальность  обусловлена  потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых,   эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных,   личностях.

Исторический, теоретический и другие аспекты проблемы исследования. 

   Хочется обратиться к истории сказки. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злом. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Обучение, воспитание и творческое развитие детей элементами сказкотерапии позволяет раскрыть и развить индивидуальные способности каждого ребенка.

В основе этого лежит идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями. Частая смена, чередование действий дает возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

Интегрированные формы занятий позволяют решать образовательно-воспитательные задачи, задачи по расширению двигательной активности детей, по развитию музыкально-ритмических способностей. Такая форма работы приносит несомненную пользу. У детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшается координация движений; ориентировка в пространстве; внимание становится более концентрированным.

Многие ученые-сказковеды пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций, в том числе и  традиционная классификация, которая предполагает три крупных разряда:

сказки о животных;

бытовые сказки;

волшебные сказки.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру,  не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему,  рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Использованием драматизации как приема  привлекают к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место,  действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль.

Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный  период для приобретения свойств личности.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость  у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультацич для родителей "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста "

Сказка обладает силой внушения .Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребёнок расслаблен, а это благоприятое состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные с...

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Мама, почитай мне сказку! Какую? Подумаете Вы….  И возьмете «правильную»  книгу и почитаете вашему малышу «правильную» сказку…. Спросите вы , а что же такое правильная…....

Защита опыта "Развивающая сказкотерапия для детей дошкольного возраста"

Защита опыта "Развивающая сказкотерапия для детей дошкольного возраста"...

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия-это один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии. Сказкотерапия, ...

Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»Альберт Эйнштейн....