Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» с презентацией
план-конспект занятия (старшая группа)

Влазнева Ирина Сергеевна

Познавательно – исследовательский проект

для детей старшей группы

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_laet_ne_kusaet.docx517.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Познавательно – исследовательский проект

для детей старшей группы

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Авторы проекта:

Воспитатели высшей категории

Влазнева И.С.

                   Мухьянова А.Р.

г.Энгельс

2022 г      

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………стр 3

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………………………………...стр 5

1.Подготовительный этап

1.1.Постановка цели и формулирование задач.

2.Реализация проекта.

2.1. Формы и методы работы с детьми

2.2. Взаимодействие с родителями……………………………………………………………...стр 6

3.Продукт проекта.

Результат проекта.

Список использованной литературы.

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательно – исследовательский.

Сроки реализации

Краткосрочный, 21.03.2022 – 25.03.2022 г.

Участники

Дети старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта

Мы живём в мире изобретений — старых и новых, простых и сложных. У каждого из них — своя увлекательная история. Трудно даже вообразить, сколько полезного, необходимого придумали наши далёкие и близкие предки. Мы привыкли к простым вещам. И не задумываемся над тем, как люди могли обходиться без них. Среди них - замки, ежедневное использование которых остаются зачастую без внимания.

Цель проекта

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Задачи проекта

1.Образовательные:

*Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через приобщение дошкольников к прошлому и настоящему предмета (замка).

*Подвести к пониманию того, что человек придумывает разные приспособления для собственной безопасности.

*Учить составлять алгоритм.

2. Развивающие:

*Развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы.

*Развивать общую и мелкую моторику детей.

*Развивать логическое мышление, сообразительность.

3. Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение к результатам труда человека.

*Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта

  1. Зачем человек занимается исследовательской деятельностью?
  2. В каких сферах жизни и жизнедеятельности это может помочь?
  3. Какими знаниями и качествами нужно обладать, чтобы быть исследователем?

Предполагаемый результат (выход)

*Выяснить, какие виды ключей известны и используются детьми в повседневной жизни.

*Оценить степень самостоятельности детей при определении, для чего мы используем ключи.

*Расширить представления детей о разнообразии замков и умения подбирать к ним соответствующие ключи.

*Вызвать у детей желание к исследовательской деятельности.

*Сформировать у детей знания о правилах безопасного пользования замками.

Продукт проекта

*Открытое занятие: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

*Изготовление бизиборда «Такие разные замочки». *Презентация: «От прошлого до настоящего».

*Консультация для родителей (психологический тест) «Замок и ключи».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап.

1.1. Постановка цели и формулирование задач.

- Литература соответствующей тематики (сказки, притча, загадки, пословицы и поговорки).

- Наглядный материал (фотографии, иллюстрации, мультимедиа-презентации).

- Бизиборд «Такие разные замочки».

- Интернет-ресурс.

- Анкетирование родителей (психологический тест) «Замок и ключи».

2.Реализация проекта.

2.1. Формы и методы работы с детьми.

№№

Образовательная область

Содержание

1.

Познавательное развитие

НОД: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Просмотр презентации «От прошлого, до настоящего».

Беседы: «От прошлого, до настоящего», «Ключи бывают разные».

Знакомство с бизибордом «Такие разные замочки».

Дидактические игры:

  • «Найди по описанию», «Сравни и найди отличия», «Найди одинаковые».

Настольная игра «Найди ключ к замочку».

2.

Социально коммуникативное развитие

Беседы: «Не оставляй ключи дома», «Будь внимателен!».

Сюжетно – ролевая игра: «Семья» сюжет «Путешествие к морю».

3.

Речевое развитие

Чтение художественных произведений:

- С.Маршак «Ключик и замочек»,

- М.Варнава «Ключ и замок» - притча.

- А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» -повесть – сказка.

Составление описательных рассказов.

Знакомство с пословицами:

«Золотой ключ любой замок откроет».

«Замок вору не укрепа».

«Каков замок, таков и ключ».

«Хороший замок - надежный друг».

«Запор да замок - святое дело».

Пальчиковая гимнастика «Замок»,

4.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование: «Солнечный цвет», «Чудесные превращения кляксы».

Аппликация: «Цветные ладошки».

5.

Физическое развитие

Физкультминутка: «Буратино потянулся…».

Подвижные игры: «Ключи», «Замки и ключи».

2.2. Взаимодействие с родителями

  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению данной темы.
  • Консультации по изготовлению бизиборда «Такие разные замочки», консультация для родителей (психологический тест) «Замок и ключи».
  1. Продукт проекта.

НОД: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Просмотр презентации «От прошлого, до настоящего».

Бизиборд «Такие разные замочки».

Результат проекта.

В результате проведенной работы дети познакомились с историей возникновения замка и ключа, узнали о разновидностях замков. Ребятам постарались привить бережное отношение к результатам труда человека.

Список использованной литературы.

  1. ГербоваВ.В.Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.г.
  3. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.,Мозаика-Синтез,  1999 г.
  4. Интернет – ресурс: nsportal, ped –kopilka.ru
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008—2010г.

Краткое описание исследовательской работы

Название

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы  

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО)

Влазнева Ирина Сергеевна

Воспитатель высшей категории

Мухьянова Альфия Равильевна

Воспитатель высшей категории

Под руководством (укажите ФИО):

Проект посвящен изучению:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу?

В ходе бесед детимало знают о предмете (замок), ежедневное использование которого остается без внимания.

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос

Учебная литература.

Интернет – ресурс: nsportal, ped –kopilka.ru.

Какие гипотезы выдвигали:

В ходе реализации проекта дети познакомятся с историей возникновения замка и ключа, узнают о разновидностях замков.

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали):

Анкетирование родителей (психологический тест) «Замок и ключи».

Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали: -

Эксперименты: -

Другие методы (укажите, какие именно): Беседы, просмотр презентации, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д.

Как вы обобщали полученные данные: Подготовка и проведение НОД по этой теме, презентация, изготовление бизиборда «Такие разные замочки».

К каким выводам вы пришли: Проект заинтересовал детей и взрослых.

Для оформления результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу на финале Конкурса (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...)

Компьютерная презентация

Текст выступления на Конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, другое...)

Компьютерной презентации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        

Сценарий педагогического мероприятия  

(непрерывной образовательной деятельности)

с детьми старшей группы №10

 «Не лает, не кусает…»

Составили и провели:

Воспитатель высшей категории

 Влазнева И.С.

Воспитатель высшей категории

Мухьянова А.Р.

г.Энгельс

2022 г.

Педагогическое мероприятие с детьми: познавательное развитие.

Воспитатели: Влазнева И.С., Мухьянова А.Р.

Возраст: 5-6 лет

Тема НОД: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Образовательная деятельность: познавательное развитие.

Цель: изучить информацию об усовершенствовании механизмов замков от простого к сложному; уметь подбирать ключи к замкам различными способами.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с историей возникновения замка;

-расширять представление детей о многообразии замков;

-подвести к пониманию того, что человек придумывает разные приспособления для собственной безопасности.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

-развивать логическое мышление, связную речь.

Воспитательные задачи:

-воспитывать желание знакомиться с предметами прошлого, умение слушать друг друга и дополнять.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: Дидактические игры, игровая, словесные игры (загадка, стихотворение).

Оборудование:Сундук, конверт, презентация, ленточки на каждого ребенка, задание лабиринт, карандаш, блоки Дьенеша, сюрприз и ключик для каждого ребенка.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений: С.Маршак «Ключик и замочек», М.Варнава «Ключ и замок» - притча, А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», знакомство с пословицами, пальчиковая гимнастика «Замок»,беседы: «От прошлого, до настоящего», «Ключи бывают разные». Дидактические игры: «Найди по описанию», «Сравни и найди отличия», «Найди одинаковые».

Содержание (Ход) НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

- Ребята я пришла сегодня на работу, а на столе у меня лежит посылка – волшебный сундучок и конверт. Но только я не могу открыть сундук, так как он закрыт на 4 замка. В конверте лежит записка:

«Ребята если вы хотите открыть сундук, вам нужно заработать 4 ключа, для этого вы должны выполнить 4 задания!»

- Ну что ребята справимся?

Ответ детей

  1. Основная часть

-Присаживаемся на стульчики. Первое задание, чтобы заработать первый ключ надо отгадать загадки:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он…

-Молодцы посмотрите у нас появляется на экране первый ключ!(Слайд 2)

-Ребят, а вы знаете что первым замкам ключ был не нужен: двери не запирали, а завязывали верёвкой. (Слайд 3) Чтобы их не открыли чужие, каждый хозяин старался затянуть узел похитрее. Мы сейчас попробуем завязать обычный узел (раздать ленточки).

Как вы думаете, был ли такой замок крепким и надежным?

До наших дней дошла легенда о гордиевом узле. (Слайд 4) Этот узел не удавалось развязать никому, пока Александр Македонский не разрубил его мечом. Тем же самым способом стали разделываться с верёвочными запорами и злоумышленники.Именно отсюда пошло крылатое выражение «разрубить гордиев узел» то есть, одним махом разрешить сложную проблему - без долгих размышлений, остроумно или грубо.

Труднее было отпереть «живые замки» — попробуй-ка поспорь с хорошо обученной сторожевой собакой. А один древний властитель велел сделать во дворце бассейн с островками.Богатства сложили на островки, в воду пустили зубастых крокодилов... Лаять они, правда, не умели, а чтобы не разучились кусаться, их держали впроголодь.

Веревка была не очень надежным замком, и для улучшения конструкции применялись различные проволочки и кольца. Они сохранились до сих пор в виде головоломок — кто не пытался разъединить два изогнутых гвоздика или вывести стержень через колечки? (Слайд 5)

Технологии производства замков постепенно усовершенствовались. Они заметно продвинулись древними римлянами. Там стали выпускать ключи, у которых пазы и язычки имели самые разные формы, и это положительно отражалось на их секретности. Тогда же появились и навесные замки. (Слайд 6) Наряду с развитием технологий уменьшался размер ключей. Стали изготавливать и ключи-перстни.

К нынешнему времени замков и ключей придумано множество: кодовые, электронные. Есть и такой, что отпирается пальцем. (Слайд 7, 8, 9). Не удивляйтесь — это самый надёжный замок. Ведь узор на коже кончиков пальцев ни у кого не повторяется. Поэтому специальное устройство безошибочно отличает всунутый в скважину палец хозяина от чужого. Отпереть замок может лишь тот, кто его запер.

- Ребят, а в каких сказках встречаются эти два слова замок и ключ?

- Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись).

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три).

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

- Ребят, а вот наше и второе задание. Чтобы получить наш следующий ключик нам надо определить какой ключик откроет эту дверь. Для этого вы пройдете за свои столы, и на листочках с помощью карандаша найдетеключ, который подходит к двери.

- Правильно вы справились, и у нас появляется следующий ключик. (Слайд 10)

-А сейчас присаживаемся на стульчики. Послушайте пословицы и скажите, о чем они:

«Золотой ключ любой замок откроет».

«Замок вору не укрепа».

«Каков замок, таков и ключ».

- Итак, у нас следующее задание – это код, который вы должны собрать с помощью блоков Дьенеша чтобы получить еще один ключ.

1 код – треугольник красный, маленький, тонкий.

2 код – круг тонкий, большой, синий;

3 код – прямоугольник толстый, желтый, маленький;

4 код – квадрат красный, большой, толстый.

-Молодцы! Вы справились с этим заданием. И у нас на экране появляется третий ключ. (Слайд 11)

-Присаживаемся на стульчики.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!(Пальцы расцепились.)

- Чтобы нам найти следующий ключ, ваша задача подобрать ключ к замку. (Слайд 12).

- И на экране появляется наш последний ключ! (Слайд 13)

Дети присаживаются на стульчики.

Ответ детей.Замок

Ответ детей. Ключ.

Ответ детей.

Дети проходят за столы и выполняют задание.

Ответы детей.

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети выполняют задание.

Дети садятся на стульчики.

Дети высказывают свое мнение.

Дети выполняют задание с помощью блоков Дьенеша.

Дети присаживаются на стульчики.

Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.

Дети рассуждают.

  1. Заключительная часть.

- Мы сегодня с вами справились со всеми заданиями чтобы получить наши ключи. Предлагаю вам открыть наш сундук и посмотреть, что же там лежит?

-Ребят, какое задание вам показалось самым интересным, а какое самым трудным?

-Если вам понравилось занятие прикрепите свой ключик к красному замочку. Если нет – к черному. Спасибо за внимание!

Дети достают золотые монеты (угощения) и золотые ключики.

Дети высказывают свое мнение.

Дети прикрепляют ключики к замочку.

        

Психологический тест для родителей

«Замок и ключи».

Оборудование: презентация со слайдом, на котором изображены картинки «замок с разными ключами», «замки с одним ключом», «замок и ключ».

Цель: наглядно показать родителям необходимость в индивидуальном подходе к ребенку.

Ход проведения:Прием работы с родителями Рисунок  метафора Замок и ключи

Воспитатель задает вопросы родителям:

- Что изображено на картинке?

- Какой это замок (открытый или закрытый)?

- Что нужно сделать, чтобы открыть замок?

- Любыми ли ключами можно открыть замок?

- Можно ли сравнить замок с ключами и ребенка с родителем?

      Воспитатель поддерживает беседу (активное слушание), при этом поощряя родителей и их активность. Он также проводит параллель между замком и ребенком, между ключами и методами воспитания.

- Для каждого замка существует свой ключ, т.е. для каждого ребенка существует свой подход в процессе взаимодействия.

 Воспитатель также задает вопросы, поддерживая беседу:

- Что значит «открытый» замок (ребенок)?

- Что значит «закрытый» замок (ребенок)?

- Как сделать так, чтобы быстро открыть замок?

- Можно ли открыть замок каким-либо другим способом?
 При ответах родителей «можно распилить ножовкой, пилочкой, взломать ломиком, найти отмычку» воспитатель поясняет, что это может повредить замок или вовсе его сломать. Так и с ребенком, с его психикой, с его душой, когда в отношении его применяются неправильные методы воспитания и воздействия.

     Для того, чтобы ребенок (замочек) открылся, необходимо правильно подобрать метод воспитания (ключик). К сожалению, бывают случаи, что ни один взрослый (родитель, педагог) не смог найти ключик к душе ребенка на протяжении всего его детства.
   Встречаются и такие родители (педагоги), которые одним единственным ключом "открывают" души многим детям. Это, наверное, ключ добра, понимания, принятия и педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлени...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

Поиск и анализ проблемно – игровых технологий по активизации познавательно – исследовательской деятельности детей старшей группы

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого проце...

Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)

Картотека  познавательно–исследовательской деятельности детей   ...

Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)

С                  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы.

Презентация по детскому экспериментированию по теме "ВОЗДУХ"....