картотека опыты
картотека (старшая, подготовительная группа)

Шатрова Кристина Артуровна

опыты по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kartoteka_-_opyty_-_szhataya_versiya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт № 1 Цель опыта: Подвести детей к пониманию как образуется радуга Содержание опыта Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его Составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово « ра - ду -га»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Слайд 2

Опыт № 2 Цель опыта: Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Содержание опыта Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной.(они оттолкнутся; магниты будут притягиваться или отталкиваться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу

Слайд 3

Опыт № 3 Цель опыта: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Содержание опыта Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не Падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, мех, пластмасса, бумага, ткань)-рукавичка перестанет быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Слайд 4

Опыт № 4 Цель опыта: выяснить свойства магнита: происхождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Содержание опыта Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии), уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы. Что для этого нужно сделать( положить с одной стороны предмет, с другой –магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют, поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Слайд 5

Опыт № 5 Цель опыта: показать, что в почве есть воздух. Содержание опыта Напомнить о том, что в Подземном царстве-почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат?(как и все животные-воздухом). Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и понаблюдать, появятся ли пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Слайд 6

Опыт № 6 Цель опыта: показать, что в процессе вытаптывания почвы (тропинках, игровых площадках)ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. Содержание опыта Почву лучше отобрать их вместе с детьми на участках, хорошо им знакомых. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше. В местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности /неверности своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропой» меньше?(Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они, хотя бы, попытаются сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проделанных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними становится все меньше и меньше .

Слайд 7

Опыт № 7 Цель опыта: показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (проводится как дополнительный к предыдущему) Содержание опыта Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места»-там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых» мест стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел» (для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

Слайд 8

Опыт № 8 Цель опыта: показать как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Содержание опыта Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем после стирки в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой-грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она может напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива

Слайд 9

Опыт №9 Цель опыта: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах) Содержание опыта Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Слайд 10

Опыт № 10 Цель опыта: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). «Лед-это твердая вода». Содержание опыта Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит?. Вспомните опыт в предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку(один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее-большой или маленький. Важно, что бы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени. Таким же образом, проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег-это тоже вода.

Слайд 11

Опыт № 11 Цель опыта: подвести детей к пониманию того, что лед легче воды. Содержание опыта Пусть дети выскажут свои предложения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать и сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что лед легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет

Слайд 12

Опыт № 12 Цель опыта: подвести детей к пониманию того, сто пар-это тоже вода. Содержание опыта Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком (или чайник и вскипятите воду в присутствии детей, обращая внимание на то, как в по мере появляется все больше пара) Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар-это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Слайд 13

Опыт № 13 Цель опыта: подвести детей к пониманию испарения воды. Содержание опыта Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз

Слайд 14

Опыт № 14 Цель опыта: подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Содержание опыта Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с (растворами соли и сахара). Затем капните в один из стаканов( но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Слайд 15

Опыт № 15 Цель опыта: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого, дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой-сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Слайд 16

Опыт № 16 Цель опыта: подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Содержание опыта Вода не имеет цвета. Спросить перед опытом, какого цвета вода? Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какой цвет теперь приобрела вода?

Слайд 17

Опыт № 17 Цель опыта: показать детям, что вода не имеет формы. Содержание опыта Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Слайд 18

Опыт № 18 Цель опыта: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Содержание опыта Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед-это твердая вода).Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет. В любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть дети нальют воду в кувшин, тарелку, стакан(любые сосуды),на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит жидкая вода не имеет формы. (опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.)

Слайд 19

опыт № 19 Цель опыта: подвести понимание детей к тому, что вода бывает разной температуры. Содержание опыта Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком-самая теплая (при это необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках. Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже вода с разной температурой- и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие-только в холодной. Если бы дети были бы рыбами, какую воду бы они выбрали: теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных-в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например некоторые водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные.

Слайд 20

Опыт № 20 Цель опыта: подвести детей к пониманию и значению для всего живого: воды и воздуха. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе. Содержание опыта Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

Слайд 21

Опыт № 21 Цель опыта: подвести детей к пониманию, что есть вещества Растворимые и нерастворимые в воде. Содержание опыта Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыплем ложку сахарного песка, размешаем его. Что произошло? В каких стаканчиках песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, по пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? (краска в ней растворилась)

Слайд 22

Опыт № 22 Цель опыта: подвести детей к пониманию, что вода жидкая и может течь . Содержание опыта дать детям два стаканчика: один-с водой, другой-пустой и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему?(потому что жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь ни в реках, ни в ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая» вода, предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он…(дети определяют). Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель (какой?) густой. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Слайд 23

Опыт № 23 Цель опыта: подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка. Содержание опыта Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокнет, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Слайд 24

Опыт № 24 Цель опыта: подвести детей к пониманию и значению свойств рассеянного песка. Содержание опыта Разровнять площадку для сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливания в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на песке от предмета. Теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо знакомо строителям.

Слайд 25

Опыт № 25 Цель опыта: показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины. Содержание опыта Подготовить две банки: одну - с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу пошла через песок и не прошла через глину. вывод

Слайд 26

Опыт № 26 Цель опыта : закрепить с детьми понятие ветра-движение воздуха. Содержание опыта Для его проведения вам потребуется две свечи. Проводить опыт нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (незабываем о безопасности!). Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят: куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней-внутрь комнаты, пламя верхней-наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» теплым воздухом ( он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу-холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух теплый, движется к верху, а на встречу ему, внизу, ползет «другой» - холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер-это движение воздуха.

Слайд 27

Опыт № 27 Цель опыта: закрепить с детьми понятие ветра . Содержание опыта Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями: теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (зовем его). Холодный воздух из форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый-от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? (ветер) и этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

Слайд 28

Опыт № 28 Цель опыта: закрепить с детьми понятие ветра. Содержание опыта Для этого опыта используются веера, сделанные заранее детьми или взять настоящие. Дети машут веерами на водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, что ветер-это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер).

Слайд 29

Опыт № 29 Цель опыта: закрепить с детьми понятие ветра. Содержание опыта А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? (ветер). Для чего люди изобрели веер? А чем мы в жизни заменили веер? (вентилятором). Показ картинок с изображением женщин с веерами прошлого века.

Слайд 30

Опыт № 30 Цель опыта: закрепить с детьми понятие ветра. Содержание опыта Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и корабли может потерпеть настоящее крушение ( дети могут продемонстрировать)

Слайд 31

Опыт: №31 Цель опыта: подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Содержание опыта Баночка доверху наполнена водой. Что произойдут, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако, благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

Слайд 32

Опыт № 32 Цель опыта: подвести детей к пониманию и значению животворного свойства воды Содержание опыта Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пойдет время и они «оживут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...