Мой опыт работы при разучивании песни
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Осокина Ирина Евгеньевна

В материале есть идеи: как заинтересовать детей песенным материалом, какими методами и способами разнообразить процесс разучивания и исполнения песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мой опыт при разучивании песни17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Мой опыт работы при разучивании песни».

Хочу поделиться своим опытом работы, так как в своей профессии музыкального руководителя почти 40 лет. Буду рада, если этот материал пригодится коллегам.                                                                      Пение для многих детей любимое занятие. И это здорово, ведь пение помимо того, что развивает познавательные процессы: внимание, память, ощущения, воображения и воспитательные  процессы: волю, дружелюбие, самоорганизация, но и невероятно полезный для организма процесс:

- поднимает настроение, в головном мозге вырабатывается гормон счастья-эндоферин. Он отвечает за жизненный тонус. Ребенок спокойней, счастливей, активней;

- нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию (уроки пения очень эффективны при астме) в организм поступает больше кислорода-улучшается кровообращение, нормализуется сердцебиение, стабилизируется артериальное давление, улучшается самочувствие;

- эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться);

-пение способствует повышению иммунитета. Благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки.

На музыкальных занятиях знакомлю детей с песней и начинаем разучивать.

Знакомство с песней немаловажный момент. И моя задача: заинтересовать детей песенным материалом, чтобы детям понравилась песня и появилось желание начинать разучивать. Для этого подбираю нужную иллюстрацию по сюжету и настроению музыки, нахожу к ней стихотворение или загадку. В дальнейшем с детьми разбираем характер музыки, жанр музыкального произведения. Готовлю мнемотаблицу, по которой дети запоминают текст. Объясняю смысл новых слов, слежу за произношением, правильным ударением в словах.

Распевка-следующий немаловажный этап в подготовке к исполнению песни. И она может быть занимательной.                                                                                                                    Применяю разные методы и приемы:

  • петь по алгоритмам (схематическим дорожкам),  
  • показать направление мелодии ладошкой, взять маленький предмет и пропеть на разных звуках по схеме,
  • спеть тихо-громко, спеть с закрытым ртом или на определенном слоге: «ля», «да»…, петь без музыки или с уменьшением звука ( выведением голоса),
  •  петь по музыкальной лесенке,
  •  спеть низким голосом и высоким голосом, как комарик, как слоник.  
  •  по цепочке с педагогом: педагог начинает, дети продолжают, или с «игрой звука»: дети начинают петь с музыкой, потом педагог уменьшает громкость музыки, а дети продолжают петь без музыки, в дальнейшем громкость увеличивается. Таким образом, можно услышать: сохранили дети темп песни, звуковысотность.
  • на распевку можно взять наиболее сложный отрывок из контекста данной песни и проработать его.

Есть множество музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотности, ритма, модули для выстраивания мелодии…                                                                                                                             Если ритмический рисунок не получается, разбираем, выкладываем игровыми фигурами, хлопаем, топаем и поем.                                                                                                                                        По мнемотаблице запоминаем текст песни и по фразно начинаем петь методом эха: педагог, потом дети. Предлагаю соревновательный момент, делю детей на две команды и предлагаю  спеть уже знакомую песню (куплет, припев) кто лучше. У детей появляется соревновательный дух. Это собирает детей в одну команду. Появляется чувство собранности, ответственности.  Отдаляя детей от себя, предлагаю спеть громче. Приближая, спеть выразительней, соблюдая правильное по фразное дыхание. Обращаю внимание на аккуратное произношение шипящих звуков в конце слова.

На повторных занятиях при закрытой мнемотаблице дети вспоминают текст, проверяя себя, корректируем товарищей. Открываем мнемотаблицу, убеждаемся в правильности текста и еще раз его запоминаем. Так же текст можно проговорить в ритме музыке негромко или тихо, акцентируя на правильном произношении звуков, выделяя громким произношением главную смысловую фразу или слово в тексте.                                                                                                                                                                 Дети рассказывают: в каком настроении петь. Возможно исполнение хоровое, сольное, дуэтом или смешанное. Песню можно инсценировать, выбирая себе роль (подбор атрибутики, костюма). Учимся анализировать свое исполнение песни и исполнение товарищей.  

Но почему так важно, чтобы дети пели?                                                                                                          Занятия вокалом не только оздоравливает ребенка, но и развивает музыкальные, коммуникативные качества:

  • развивают слух и чувство ритма;                                                                                                        
  • прививают музыкальный вкус;
  • улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);
  • способствуют развитию способностей к импровизации;
  • стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их);
  • развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;
  • раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.

Занятия пением способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"...

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Мамин День - Встречайте праздник с песнями: Разучивание песни, с приемами мнемотехника; для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Мамин День - Встречайте праздник с песнямиЗима-старушка прячется в сугробах и в лесуНе хочется пускать в наш край ей вновь Весну-КраснуОна напустит холоду со жгучим ветерком,А мы ей нашу п...

Опыт работы«Создание условий для творческого самовыражения ребёнка через детскую песню»

В материале описан опыт работы проведения в детском саду конкурса песни с участием детей 3-7 лет и их родителей....

Детский творческий проект «Песни, опаленные войной…» Мой опыт работы.

Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей в нашей стране и не должны быть равнодушными к ней наши дети. Мы педагоги должны сделать так, чтобы эта тема ...

Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...