Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности. Модуль «Я гражданин России»
статья

Закутилина Валентина Дмитриевна

Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и через  сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. «Под идентификацией понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности. Модуль «Я гражданин России»

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов поставивших перед ДОУ задачу формирования основ гражданской идентичности  дошкольников.

Для того, чтобы успешно работать над формированием гражданской идентичности и соответствующим образом выстраивать педагогическую деятельность, как на индивидуальном уровне, нужно ясно понимать, что стоит за этим понятием.

Понятие «идентичность» пришло в педагогику из психологии развития личности.

Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той  или иной группе или общности.

Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и через  сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. «Под идентификацией понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой?»

На уровне самоанализа и самопознания идентичность определяется как представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее.

На уровне соотношения себя с представителями окружающей социальной среды происходит социализация человека. Так, речь может идти формировании  профессиональной, этнической, национальной, религиозной идентичности личности.

Функциями идентичности являются, во-первых, самореализация и самоактуализация личности  в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности;  во-вторых - защитная функция, связанная с реализацией потребности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях.

Структура любого вида социальной идентичности включает в себя несколько компонентов:

·       когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

·      ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное (безразличное) отношение к принадлежности);

·      эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

·     деятельностный (реализация своих представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях).

Достижение самоидентичности, как и развитие личности, проходит в течение всей жизни. На протяжении жизни человек в поисках себя проходит через кризисы перехода от одной стадии психосоциального развития личности к другой, контактируя с разными личностями и чувствуя принадлежность к разным группам.

Таким образом,  проблему идентичности можно понимать, как выбор в процессе установления  своей принадлежности к той или иной группе или иной человеческой общности. При этом человек отождествляет себя в этой связи с другим человеком как адекватным представителем «значимых других», что ставит исследователя перед задачей выявления таких «значимых других» и установление их роли в процессе образования человеком своей идентичности.

Модуль  «Я - Гражданин», является основой гражданской идентичности,  рассматривается как вариант деятельности ДОУ по решению вышеперечисленных задач, что делает ее актуальной.

Педагогический смысл гражданско -правового воспитания детей дошкольного возраста в данном контексте заключается в создании условий для их личностного развития, формировании чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим людям, в создании для дошкольников возможности самостоятельно, по «доброй воле» определять, вводить, действовать и соблюдать в окружающем социуме свои права и обязанности, понимать значение их содержания. Кроме это, в русле гражданско-правового воспитания, создаются условия для общего социального развития ребенка - формирования познавательных интересов, обобщений, способности к самостоятельным умозаключениям, умению делать выбор в альтернативных ситуациях.

Идея  создания благоприятного образовательного пространства для детей рассматривается, как открытая социально-педагогическая система, способная внести положительные изменения в жизнь детского сада, повысить социальную активность взрослых, взаимодействующих с воспитанниками и педагогами образовательной организации.

Основная цель модуля «Я - Гражданин»

Формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в современном демократическом обществе.  Модуль определяет и реализует ориентиры в гражданско - правовом воспитании детей старшего и младшего дошкольного возраста, реализуемые в условиях дошкольной образовательной организации.

Исходя из этого, структура модуля «Я - Гражданин» состоит из двух частей:

Модуль 1. «Я»,

Модуль 2. «Я- гражданин России»,

раскрывающих сущность и внутреннюю логику становления основ гражданско-правовой культуры личности.

создать педагогические условия для формирования у детей основ правового сознания дошкольников на основе понимания ими норм и правил, принятых в обществе, осознания себя как уникальной части этого общества.

Задачи:

1.        Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.

2.         Развивать социальные навыки, социально -коммуникативную компетентность ребенка.

3.        Воспитывать уважение и терпимость к окружающим, доброжелательное отношение к ним независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4.        Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

5.        Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

6.        Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

7.        Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Содержание модуля «Я - Гражданин» строится с учетом следующих принципов:

1.         Системности формируемых представлений, что предусматривает постепенный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями, представлениями об окружающем мире, явлениях и событиях социальной жизни.

2.         Воспитательной ценности знаний, представлений, что проявляется в смещении акцентов от их содержания к формированию на их основе ценностных ориентиров личности, в рассмотрении реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.

3.         Краеведческий, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала, имеющего ценность и значимость для близких и родных ребенку людей, представителей социума, к которому принадлежит ребенок.

4.        Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.

В этой связи предлагаемое содержание модуля может быть использовано в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возрастов. Его конкретизация и обогащение в зависимости от возрастных особенностей, интересов и потенциальных возможностей детей - прерогатива творчески работающего педагога.

Краткое описание содержания Модулей

Модуль 1. «Я»

включает в себя три блока «Я - ребёнок», «Я и моя семья», «Я и мои друзья». Работа с детьми строится по приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию нравственных представлений, чувств, привычек поведения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и сотрудниками детского сада.

Модуль 2. «Я - гражданин России»

включает в себя два блока - «Я и моя малая Родина», «Я и моя страна». Работа с детьми направлена на формирование представлений детей о государстве, о большой и малой Родине, раскрывает государственную символику, способствует формированию патриотических чувств.

Содержание модулей  базируется на нормативных документах в области гражданско-правового воспитания подрастающего поколения, на требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Модуль реализуется  непосредственно с детьми в условиях детского сада во всех возрастных группах детей, включает в себя два  Модуля, пять Блоков. Мероприятия можно планировать в течение дня, исходя из целесообразности их встраивания в образовательную деятельность ДОУ, так же можно  проводить их со всей группой детей, подгруппой или индивидуально. Временные рамки специально организованных игровых занятий соответствуют нормативным требованиям (СанПин), в соответствии с возрастом детей, перспективным тематическим планом ДОУ, часть мероприятий модуля «Я гражданин России» могут носить и открытый временной характер (сюжетно-ролевые игры, художественно - творческая деятельность, наблюдения и др.). Основное условие организации мероприятий модуля-интерес детей к их тематике и содержанию, поддерживающийся различными педагогическими приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как инструмент формирования основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста»

Выбор данной темы обусловлен современными  требованиями, предъявляемыми к поиску наиболее эффективных методов и приемов патриотического воспитания  детей дошкольного возраста. Это предполага...

Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников

В материале содержится интерпретация понятия гражданской идентичности, ее уровни, модель....

Всероссийский конкурс «Я – Россиянин. Формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально-культурных традиций».

Конкурс проводился журналом «Современное дошкольное образование» при участии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института изучения детства, семьи и воспитания...

Формирование основ гражданской идентичности у старших дошкольников

В работе представлен теоретический материал и практический опыт работы по формированию основ гражданской идентичности старших дошкольников в условиях ДОУ. Предложенная система работы включает в себя о...