Возможности игровой деятельности для развития внимания у дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Шанина Ксения Викторовна

В статье рассматривается проблема развития внимания у дошкольников. Представлен перечень возможных игр для развития каждого свойства внимания у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель

БМАДОУ «Детский сад №23 «Золотой ключик»,

Шанина Ксения Викторовна

Возможности игровой деятельности для развития внимания у дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как одно из главных средств развития личности ребёнка. Рассмотрим взгляды исследователей на природу и сущность игры. В отечественной психологии данный вопрос изучался такими исследователями, как Н.П. Аникеева, Т.К. Авдеева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Л. Данилова, П.В. Иванова, А.В. Запорожец, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.Ф. Пожидаева, Е.А. Покровский, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, В.Н. Харузина, Д.Б. Эльконин.

До ХIХ века игра рассматривалась как любая деятельность ребёнка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия. Однако в 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский доказал, что «игра – это только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что игры не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же всё серьёзно. И это понятие должно быть изгнано из психологии».

Игра, по определению А.Н. Леонтьева, является деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка. Д.Б. Эльконин доказал, что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей. Также он считал, что игра реализует с помощью культовых символов деятельность, а, следовательно, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает применять их надлежащим образом. В.И. Рубальский считает, что игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условий, иллюстрирующих реальную обстановку.

Также большое количество определений термину «игра» даются во многих специализированных педагогических и психологических словарях, Например, определение из терминологического словаря современного педагога: «игра – свободная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений».

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Главная цель развития внимания дошкольника в игровой деятельности заключается в том, чтобы ребёнок следовал правилам игры. Соблюдая правила, он начинает сознательно управлять своим поведением, а значит и вниманием. Он удерживает внимание необходимое время на требуемых объектах и действиях, а затем переводит его на другие объекты в соответствии с требованиями. Таким образом, внимание становится ещё и произвольным. По мнению отечественного психолога В.С. Мухиной, игры с правилами помогают ребёнку развивать умение намеренно сосредотачиваться на сознательно выбранном объекте. Игры по правилам – это игры, которые организованы и протекают по заранее созданным правилам, соблюдение которых обязательно для их участников. Дидактическая игра как разновидность игр по правилам – это система воздействий, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков (Р.О. Павелко).

В дошкольном возрасте развиваются главные свойства внимания: концентрация, устойчивость, объём, переключение, распределение. Игры на развитие внимания предлагают дошкольнику выполнить действия, направленные на формирование концентрации и устойчивости внимания, так как игровые действия подобного рода включают задачу и правила действия, требующие сосредоточенности. С целью своевременного развития у детей таких качеств внимания, как устойчивость, сосредоточенность, целенаправленность и способности по управлению этими качествами, необходимы специальные игры. В таких играх задача находится во главе совместной деятельности воспитателя и ребёнка. В каждой игре устойчивость и концентрация внимания представляют собой главное условие игровых действий ребёнка с привлекательными для него предметами, а также для общения детей друг с другом.

Рассмотрение игр, присутствующих в программах и сборниках по развитию внимания дошкольников позволил определить их классификацию в зависимости от целей.

Итак, для развития устойчивости внимания используют такие игры, «Ладошки», «Чего не хватает?», «Узнай по голосу», «Закончи слово», «Человечек», Пишущая машинка», «По новым местам», «Дружный хлопок», «Стенографы», «Запретное движение. «Догони робота», «Спутанные цвета», «Узнай по голосу».

Концентрация внимания развивается с помощью следующих игр: «В магазине зеркал», «Живая картина», «Топай ногой, хлопай руками», «Срисовывание по клеточкам», «Колечко», «Съедобное – несъедобное», «Найди слово», «Муха», «Найди игрушку», «Концентрируем внимание», «Не собьюсь», «Найди отличие».  

Объём внимания дошкольников можно развить, играя с ними в следующие игры: «Исключение лишнего», «Зоопарк», «Предметы», «Что изменилось?», «В мире животных», «Птичка», «Счет», «Верно, неверно», «Кто внимательнее?», «Лестница», «Математик», «Что за буква?», «Запомни расположение».

Для развития переключение внимания  используют игры: «Каждой руке своё дело», «Стой спокойно», «Ищи безостановочно», «Повтори за мной», «Рыба, птица, зверь», «Нарисуй», «Летает – не летает», «Четыре стихии», «День – ночь», «Зашифруй цифры», «Карлики, великаны».

И, наконец, распределение внимания развивается при следующих играх «Восстанови текст», «Охотник», «Один за всех», «Делаем вместе», «Соблюдай правило», «Сравниваем картины», «Два дела одновременно», «Вычеркивай буквы и слушай», «Квадрат», «Корректурная проба», «Круг и треугольник».

Библиографический список:

  1. Аламасцева П.В. Внимание: теории, виды и свойства // Актуальные научные исследования. – 2017. – С. 127-129.
  2. Баймуратова Н.С. Теории исследования внимания // Молодёжный научный потенциал XXI века: ступени познания. – 2017. – С. 41-44.
  3. Бардецкая Я.В., Порубова А.И. К проблеме исследования внимания в психологии // Психология особых состояний: от теории к практике. – 2019. – С. 39-41.
  4. Белых В.А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. – М.: Феникс, 2015. – 817 c.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания – Москва: ЧеРо. – 2001. – 858 с.
  6. Золотарева К.В. Индивидуальные особенности внимания // Москва: Лаборатория книги. – 2010. – 70 с. 
  7. Купцова О.В. Внимание как особый психический процесс // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – №20(102). – С.83-85.
  8. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры: учеб.пособие для вузов. Серия: Университеты России. – М.: Издательство Юрайт. – 2017. – 132 с.
  9. Секишева Т.А., Солошенко Н.Н., Толстопятых Л.Е. Игровая деятельность как ведущий тип деятельности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста //  Двадцать пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика». – 2019. – С. 187-190.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Игры и игровые упражнения на развитие внимания для дошкольников

эта бодборка игр и упражнений поможет в работе не только воспитателям, но и родителям....

Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

Игровые упражнения на развитие внимания старших дошкольников

Предлагаем вашему вниманию занимательные вопросы и задания на развитие внимания дошкольников...