Экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе с детьми 6 -7 лет
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе с детьми 6 -7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektitvnoe_planirovanie_po_eksperementirovaniyu_6-7_let.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
в подготовительной к школе группы №10
на 2021 – 2022 учебный год
Тема:
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
Актуальность
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если задание проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Цель: повышать свой профессиональный уровень, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, способствовать стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи самообразования:
- повышать собственный педагогический опыт через изучение специальной литературы;
- создавать условия для исследовательской активности детей через пополнение предметно – пространственной среды;
- повысить заинтересованность родителей в вопросе познавательного развития детей через беседы, консультации, папки-передвижки, родительские собрания;
- разработать перспективный план саморазвития по данной теме;
- развивать умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов;
Задачи:
Образовательные:
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основании полученных результатов;
Развивающие:
- развитие стремления к поисково- деятельности;
- способствование овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;
Воспитательные:
- воспитание интереса к познанию окружающего мира;
- стимулирование желания детей экспериментировать;
- формирование коммуникативных навыков;
Формы работы с детьми:
1. Подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей;
2. Фронтальная работа;
3. Индивидуальная работа;
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование;
2. Консультирование;
3. Создание продукта деятельности.
Работа с педагогами:
1.Консультация для педагогов: «Организация детского экспериментирования в ДОУ» (октябрь)
2. Мастер-класс для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» (февраль)
3.Выступление с отчётом о проделанной работе (май)
Предполагаемые результаты:
- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать визуализировать свою идею;
- Манипулятивные: умение пользоваться инструментами и технологиями;
- Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость друг к другу, самодисциплина;
Формы представления результатов самообразования:
1.Консультации для родителей и педагогов по организации детского экспериментирования;
2.Оформление папок-передвижек;
3.Картотека дидактических игр по познавательно-экспериментальной деятельности;
4.Модификация центра экспериментирования;
Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной к школе группе
Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС | Работа с родителями |
Сентябрь Изучение источника: Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду» Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2, Опыты с песком и глиной | Привлечь родителей к пополнению экспериментально – развивающей среды в группе |
Октябрь Изучение источника: Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Пополнение РППС: Пополнение центра экспериментирования атрибутами для опытов с водой | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ноябрь Изучение источника: Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Пополнение РППС: Составление картотеки «Опыты с песком и глиной» | Рекомендации родителям: показать возможность использования инерции в повседневной жизни. |
Декабрь Изучение источника: Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст Пополнение РППС: Оформление картотеки «Опыты с солью» | Консультация «Почему предметы движутся?» |
Январь Изучение источника: Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей на свежем воздухе. Набор развив. карт» | Памятка для родителей: «Что нужно и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?» |
Февраль Изучение источника: Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду» Пополнение РППС Пополнение центра экспериментирования вертушками для определения силы ветра | Конкурс на проведение лучшего опыта в домашних условиях (фотоотчёт) |
Март Изучение источника: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М. Пополнение РППС Пополнение центра экспериментирования атрибутами для опытов с магнитами | Консультация «Магниты в жизни ребёнка» |
Апрель Изучение источника: Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Пополнение РППС: модификация центра опытно – экспериментальной деятельности | Памятка для родителей: «Проведите прогулку по весеннему парку с пользой» |
Май Изучение источника: Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой Пополнение РППС Оформление картотек «Опыты «Зеркало», «Свет и тень»» | Итоговое открытое занятие: «Калейдоскоп фокусов» |
Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности с детьми в подготовительной группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Тема: «Знакомство с лабораторией» | Тема: "Волшебные стеклышки. " | «Песок» | «Песчаный конус» | |
Цели: Познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям. | Цели: познакомить детей с приборами для наблюдения микромира - лупой, микроскопом. Дать представление для чего они нужны. | Уточнить знания детей о песчинках. | Познакомить детей со свойством песка – сыпучесть. | ||
октябрь | Тема: "Какой бывает вода? " | Тема: "Очищение воды. " | «Сокодвижение в стебле растения» | «Пресная и соленая вода» | |
Цели: Закрепить представления о свойствах воды, об ингредиентах растворимых и нерастворимых в воде. Развивать умения действовать по алгоритму. Развивать познавательный интерес. | Цели: выявить вещества, которые растворимы в воде. Познакомить со способами очистки воды разными способами (фильтрование) | Дать понятие, что такое сокодвижение. На основе окрашенной воды показать, как происходит сокодвижение в стеблях растений. | Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой. Познакомить со свойствами пресной и соленой воды. | ||
ноябрь | Тема: «Почва-что это такое» | Тема: «Песок и глина» | «В почве есть воздух» | «Почва и вода» | |
Цели: Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомит с составом почвы. | Цели: Подробно изучить свойства песка и его роль в жизни человека. Активизировать словарный запас детей. | На примере опыта показать детям. Что в почве тоже есть воздух. Развивать любознательность и познавательный интерес. | Обогатить знания детей о свойствах почвы, познакомить детей с процессом движения воды в почве. | ||
декабрь | Тема: Почему предметы движутся? " | Тема: Хитрости инерции." | «Почему не тонут корабли» | «Защитные свойства снега» | |
Цели: познакомить с понятием сила, трение. Показать их прямое значение. Развивать логическое мышление | Цели: познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (стакан воды, лист бумаги). Показать возможность использования инерции в повседневной жизни. | На примере опыта с водой и металлическими предметами, выявить причину и подвести к выводу, почему не тонут корабли. | Закрепить знания свойств снега. На примере опыта с водой и снегом, показать детям, почему снег защищает корни растений от замерзания. | ||
январь | Тема: «Иней» | Тема: «Цветные льдинки» | «Замерзание жидкостей» | «Изменение объема жидкости» | |
Цели: Познакомить детей с процессом появления инея. Развивать познавательный интерес. | Цели: Стимулировать самостоятельное формулирование выводом. Познакомиться со свойствами льда, самостоятельно превращая его из воды. Украшение деревьев или веранд цветными льдинками. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессе замерзания разных жидкостей. | На основе опыта выявить изменение объема жидкости при замерзании. Учить детей делать выводы. | ||
февраль | Тема: «Воздух. Свойства воздуха» | Тема «Почему дует ветер?» | Тема «Как поймать воздух в комнате» | Тема: «О дрожалке и пищалке" | |
Цели: расширять представления о свойствах воздуха (не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается). Закрепить умение пользоваться весами. Познакомить с созданием воздушного шара. | Цели: уточнить и расширить представления детей о возникновении и движении воздушных масс, потоков воздуха. | Цели: предложить детям самостоятельно найти способы "ловли" воздуха в помещении. Активизировать мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи. | Цели: продолжать знакомить детей с понятием "звук". Выявить причину возникновения звука- дрожания предметов | ||
март | Тема «Магнит. Свойства магнита» | Тема «Какой магнит сильнее» | « Свойства магнита в воде» | «Яйцо утонет или всплывет» | |
Цели: Познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его свойством притягивать различные предметы. | Цели: Сравнить силы магнитов, изготовленные разными способами. Развить логико-математический опыт в процессе сравнивания силы магнита через предметы. | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. | ||
Тема: «Бумага и её свойства» | Тема: «Бумажные кораблики» | « Мир ткани» | «Выращивание кристаллов» | ||
Цели: Формировать представления о свойстве бумаги, её возникновении. Познакомиться с разными видами бумаги (копировальная, гофрированная, картон, и т. д). Развивать умение понятно излагать для окружающих свои мысли, развивать познавательную активность в процессе. | Цели: Закрепить полученные знания о свойстве бумаги. Развивать мелкую моторику рук. | Учить различать образцы ткани. Сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива одежды. | Расширять представления о свойствах соли. | ||
апрель | Тема: «Эффект радуги» | Тема: «Мы – геологи» | «Вулкан» | ||
Познакомить детей с механизмом возникновения цвета. Развивать способность наблюдать и делать выводы. | Цели: Познавать "на ощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть; Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию; Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом. | Систематизировать знания детей о вулкане. Показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты. Развивать познавательную активность детей. |
Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Тема: «Знакомство с лабораторией» | Тема: "Волшебные стеклышки. " | «Песок» | «Песчаный конус» | |
Цели: Познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям. | Цели: познакомить детей с приборами для наблюдения микромира - лупой, микроскопом. Дать представление для чего они нужны. | Уточнить знания детей о песчинках. | Познакомить детей со свойством песка – сыпучесть. | ||
октябрь | Тема: "Какой бывает вода? " | Тема: "Очищение воды. " | «Сокодвижение в стебле растения» | «Пресная и соленая вода» | |
Цели: Закрепить представления о свойствах воды, об ингредиентах растворимых и нерастворимых в воде. Развивать умения действовать по алгоритму. Развивать познавательный интерес. | Цели: выявить вещества, которые растворимы в воде. Познакомить со способами очистки воды разными способами (фильтрование) | Дать понятие, что такое сокодвижение. На основе окрашенной воды показать, как происходит сокодвижение в стеблях растений. | Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой. Познакомить со свойствами пресной и соленой воды. | ||
ноябрь | Тема: «Почва-что это такое» | Тема: «Песок и глина» | «В почве есть воздух» | «Почва и вода» | |
Цели: Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомит с составом почвы. | Цели: Подробно изучить свойства песка и его роль в жизни человека. Активизировать словарный запас детей. | На примере опыта показать детям. Что в почве тоже есть воздух. Развивать любознательность и познавательный интерес. | Обогатить знания детей о свойствах почвы, познакомить детей с процессом движения воды в почве. | ||
декабрь | Тема: Почему предметы движутся? " | Тема:Хитрости инерции." | «Почему не тонут корабли» | «Защитные свойства снега» | |
Цели: познакомить с понятием сила, трение. Показать их прямое значение. Развивать логическое мышление | Цели: познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (стакан воды, лист бумаги) .Показать возможность использования инерции в повседневной жизни. | На примере опыта с водой и металлическими предметами, выявить причину и подвести к выводу, почему не тонут корабли. | Закрепить знания свойств снега. На примере опыта с водой и снегом, показать детям, почему снег защищает корни растений от замерзания. | ||
январь | Тема: «Иней» | Тема: «Цветные льдинки» | «Замерзание жидкостей» | «Изменение объема жидкости» | |
Цели: Познакомить детей с процессом появления инея. Развивать познавательный интерес. | Цели: Стимулировать самостоятельное формулирование выводом. Познакомиться со свойствами льда, самостоятельно превращая его из воды. Украшение деревьев или веранд цветными льдинками. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессе замерзания разных жидкостей. | На основе опыта выявить изменение объема жидкости при замерзании. Учить детей делать выводы. | ||
февраль | Тема: «Воздух. Свойства воздуха» | Тема «Почему дует ветер?» | Тема «Как поймать воздух в комнате» | Тема: «О дрожалке и пищалке" | |
Цели: расширять представления о свойствах воздуха (не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается). Закрепить умение пользоваться весами. Познакомить с созданием воздушного шара. | Цели: уточнить и расширить представления детей о возникновении и движении воздушных масс, потоков воздуха. | Цели: предложить детям самостоятельно найти способы "ловли" воздуха в помещении. Активизировать мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи. | Цели: продолжать знакомить детей с понятием "звук". Выявить причину возникновения звука- дрожания предметов |
март | Тема «Магнит. Свойства магнита» | Тема «Какой магнит сильнее» | « Свойства магнита в воде» | «Яйцо утонет или всплывет» | |
Цели: Познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его свойством притягивать различные предметы. | Цели: Сравнить силы магнитов, изготовленные разными способами. Развить логико-математический опыт в процессе сравнивания силы магнита через предметы. | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение гипотез. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. | ||
апрель | Тема: «Бумага и её свойства» | Тема: «Бумажные кораблики» | « Мир ткани» | «Выращивание кристаллов» | |
Цели: Формировать представления о свойстве бумаги, её возникновении. Познакомиться с разными видами бумаги (копировальная, гофрированная, картон, и т. д). Развивать умение понятно излагать для окружающих свои мысли, развивать познавательную активность в процессе. | Цели: Закрепить полученные знания о свойстве бумаги. Развивать мелкую моторику рук. | Учить различать образцы ткани. Сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива одежды. | Расширять представления о свойствах соли. | ||
Май май | Тема: «Эффект радуги» | Тема: «Мы – геологи» | «Вулкан» | ||
Познакомить детей с механизмом возникновения цвета. Развивать способность наблюдать и делать выводы. | Цели: Познавать "на ощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть; Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию; Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом. | Систематизировать знания детей о вулкане. Показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты. Развивать познавательную активность детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Перспективный план экспериментально - опытнической деятельности в подготовительной группе на 2015 - 2016 учебный год
Перспективный план экспериментально - опытнической деятельности в подготовительной группе на 2015 - 2016 учебный год...
Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию
Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...
Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет
Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....
«Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе с детьми с ОВЗ»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему «К нам весна шагает…»
Цель: создание педагогических условия для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи....