Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серго Галина Анатольевна
Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nod_priklyuchenie_karandasha_i_gvozdika.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет

Автор – составитель: Серго Галина Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе 

Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика».

Направление развития: познавательное, речевое (свойства и качества дерева и металла)

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»«Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый – холодный, прочный – хрупкий, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, металл нагревается, дерево горит.
  2. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
  3. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
  4. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
  2. Развивать любознательность и самостоятельность детей, повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Словарь:

Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.

Пассивный: шероховатый, шершавый.

Материалы и оборудование:

2 коробки, большой гвоздь,  карандаш,  молоток,  гвозди,  таз с водой, деревянные палочки по количеству детей,  деревянные бруски,  металлические пластины,  дидактическое пособие «Ящик ощущений»,  картинки – раскраски,  волшебный карандаш,  мультимедийный проектор.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй солнце, здравствуй земля.

Здравствуй небо, здравствуй вода.

Здравствуй мне, здравствуй тебе.

Здравствуйте всем нам.

- А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).

(слайд № 2)

- Ребята, посмотрите что это? (дети смотрят на экран проектора). Правильно, к нам пришло смс – письмо. Вам интересно узнать, что в нем? Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?»

(слайд № 3) Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

А я – гвоздь  утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»

-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?

Проблемная ситуация.

(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).

- Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки!

- Как вы думаете, что в этих коробках?

- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?

- А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

- Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

- А по запаху можно различить?

- Как же нам узнать?

- Ну, что откроем коробочки? (да)

- Из чего сделан карандаш? (из дерева)

- Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла)

2. Основная часть (практическая)

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»(пособие «Ящик ощущений»)

Посмотрите, какой у меня здесь на столе стоит интересный «Ящик ощущений». Хотите узнать, что в нём (да). Вам нужно просунуть руки в отверстие, выбрать предмет и определить из чего он сделан из метала или из дерева.

- Назовите, какие ещё предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)

- А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)

- Что мы можем сказать? (есть много предметов и из дерева, и из металла)

2. Сравнение дерева и металла. (После каждого исследования предлагаю детям найти нужную схему-картинку, и на доске прикрепить,  к чему относиться данное определение к дереву или металлу)

(слайд №4) Привлекаю внимание к экрану.

- Но Гвоздь все не унимается«А у металла поверхность - гладкая! Вот!»

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

- Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.

- Отличаются ли они? Чем?

- Какие они на ощупь?

- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

- А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).

- Давайте повторим новое слово «шероховатая» (повторяем все вместе). (Можно растолковать слова – это синонимы, это мелкие колющиеся неровности)

- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная.  Брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое).

(слайд №5)

И Карандаш гордится этим.

- А еще он говорит, что дерево мягче металла.

- Как вы думаете, прав Карандаш?

- Давайте проверим.

3. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

Вбиваю гвоздь в дерево, затем в металлическую платину.

- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).

- Давайте проверим другим способом. Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).

(слайд №6)

- Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).

(слайд №7)

- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке.

Обрадовался Карандаш«Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».

А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

5. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой карандаши, затем гвоздики).

- Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)

- А у нас здесь есть еще предметы. Что это? (матрешки и железные человечки).

Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег (его может перевезти Карандаш)

( Как железным человечкам перебраться на другой берег? (на лодке). Давайте посмотрим из какого предмета можно сделать лодку (деревянная пластина)

(слайд №8)

- Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху.

Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.

Гвоздь: А кто будет костер разводить?

- Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.

(Карандаш – должен рыбу ловить, он воды не боится.  Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)

- Сварили друзья ухи, сели есть.

Поели друзья, как же им затушить костер? (Залить водой – это может сделать кто? (Карандаш) закидать песком – с этим может справиться кто? (Гвоздь). Так они и сделали. Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.

Ребята, хотите, я вам покажу фокус с карандашом и гвоздиком. (Фокус с магнитом.) Почему гвоздь двигается, а карандаш лежит на месте?

Вывод. Железо притягивается к магниту, а дерево нет.

3. Заключительная часть (рефлексия)

Итог. Привлекаю внимание к экрану.

- Гвоздь и Карандаш говорят: «Спасибо вам, ребята, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного».

  1. Что мы узнали из наших опытов? (что карандаш и гвоздь для нас оба важны). Какие опыты вам понравились больше?
  2. У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.

(Дерево: шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое. 

Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый).

А теперь, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что вы отвечали на все вопросы правильно, значит, возьмите красный кружок, а если затруднялись с ответами  - то синий.

- Карандаш и Гвоздик очень довольны, что решили на память подарить вам картинки – раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.

Вы большие молодцы, всем спасибо большое.

Самоанализ занятия.

Тема: Приключение карандаша и гвоздика

Дата проведения: 22.03.2018

Место проведения: МБДОУ детский сад «Рябинушка».

Воспитатель: Серго Галина  Анатольевна

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель: Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый – холодный, прочный – хрупкий, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, металл нагревается, дерево горит.
  2. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
  3. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
  4. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
  2. Развивать любознательность и самостоятельность детей, повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

Дети, показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);

3. Практический (элементарные опыты);

и приемы: сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый - «координатор» и «наставник».

Анализ занятия открытия нового знания.

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь карандашу и гвоздю в их споре, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей.

Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

- групповая;

- индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие»«социально-коммуникативное развитие»«речевое развитие»«физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно – ориентировочного, поискового – практического, рефлексивно – оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на опытно-экспериментальных действиях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности, умению формулировать выводы. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез и выводов.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла мнения и выводы детей.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы, выражать свое мнение. Таким образом, считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....