Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_chudo-sneg.docx795.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

по познавательно – исследовательскому развитию

для детей подготовительной группы на тему:

«Чудо - снег».

Подготовила:

Волынская И.Ю.

                                                                               воспитатель

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений.

Познавательные задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о снеге, помочь детям понять, почему при изменении температуры  снег изменяет свои свойства.
  • Сформировать обобщённое представление о зимнем лесе; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
  • Развивать у детей исследовательскую активность, умение делать выводы после эксперимента; закрепить свойства снега.
  • Формировать логическое мышление дошкольников через решение проблемной  ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Коррекционные задачи:

  • Расширять и активизировать словарь по теме занятия.
  • Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
  • Продолжать учить пользоваться ножницами и клеем, соблюдая технику безопасности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей общую культуру поведения, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к природе.
  • Формировать гендерную принадлежность, воспитывать интерес и любознательность.

Интеграция ОО: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Интеграция со специалистами ДОУ: воспитатель, музыкальный руководитель.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Активизация словаря: зима, зимний  лес, снегопад,  морозно, пасмурно, солнечно, вьюжно,  лёгкий, колючий.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о зиме, проведение пальчиковой гимнастики - «Зима», «Снегопад»; проведение динамических упражнений; рассматривание иллюстраций о зиме, загадывание загадок.

Материалы и оборудование: письмо «Зима», иллюстрации с изображением зимы, снежинок, мольберт, запись звуков леса, ТСО, карточки с пластилиновыми дорожками на каждого ребёнка, бумажные салфетки,  листы бумаги для творчества.

Методические приёмы:  сюрпризный момент,  психологический настрой, беседа- диалог, постановка проблемной ситуации, использование дидактических игр и упражнений,  динамическая пауза, этюд на воображение, физминутка, экспериментирование, самомассаж, обрывание бумаги, слушание звуков леса, смена видов деятельности, изотворчество, активизация самооценки  (поощрение, одобрение, помощь)

Ход НОД

1. Организационный момент (психологический настрой, мотивация).

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Я, улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

-Ребята, как вы думаете, что это за звук? (Хруст снега из крахмала)

Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть?  (Предположения детей). Я сейчас посмотрю. Никого нет, но возле двери что то лежит.

Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?  (Зимой)

- Да, ребята, это письмо от Зимы. Зима – красивое время года . Всё кругом белое, как в сказке. Зима бережно укрыла природу одеялом из чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Украсила лес кружевами, невидимой кистью на окнах нарисовала картины.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

-Дорогие друзья, вот и закончилась  осень. Шлёт привет вам  Зима – красивое время года. Зима накрыла землю белым покрывалом. Снег на деревьях, домах  всё белое, как в сказке. Вы хотите попасть в зимнюю сказку?

Ребята, я приглашаю вас в зимний лес!

-Принимаем приглашение зимы? Тогда в путь. Для того, чтобы попасть в лес, нужно пройти по тропинке и не сбиться с пути.

2. Основная часть

Упражнение «Дорожка в зимний  лес».

- Но,  как же нам найти туда дорогу?

Детям предлагаются листы картона с пластилиновой дорожкой и горох для выкладывания.

-Вот мы и прибыли в лес.

-Как хорошо в лесу!

-А зачем люди ходят в лес?

-Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать лес (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

- А как себя нужно вести в лесу? (не шуметь, не кричать, не пугать лесных обитателей, не мусорить, не разводить костер, не разорять жилища животных, не ломать веток, не вытаптывать траву, не трогать животных и насекомых, это может быть опасным и т.д.)

Уважаемый лес, мы пришли как друзья! И захватили с собой знаки, которые обозначают то, что нельзя делать в лесу.

-Давайте вспомним признаки зимы, что относится к зиме.
Дети: Дни короткие, а ночи длинные; морозная погода; идет снег: солнце редко светит и не греет.

-Вот  посмотрите в окно. На улице зима. Как, вы думаете,  чем пахнет зима?

Этюд на воображение «Что мы чувствуем зимой?» 
- Вдохните воздух. Чем может пахнуть зимой?
Дети: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
- Что можно увидеть зимой ?
Дети: Везде снег и на земле и на деревьях.
- А что можно услышать зимой ?
Дети: Как хрустит снег под ногами, скрипит старое дерево, как ветер поет песенку, вьюга гудит и т.д.

Физминутка «Зима»

- Как морозно в лесу, давайте поиграем и согреемся

Мы зимой в снежки играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем

И на лыжах мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим,

И снегурку лепим мы, лепим мы,

Гостью зиму любим мы.

Упражнение «Снегопад».

-Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идёт?

-Из всех водоёмов- морей, океанов, рек - испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки.

         Снежинки собираются в тучи, и когда их наберётся  много, им становится тесно, и они начинают тихо падать  из тучи на землю.

Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образуют крупные хлопья. Как называется  это явление, когда идёт снег?

-Ребята, а сейчас мы устроим сами настоящий снегопад.

Лист белой бумаги порвать на мелкие кусочки, затем дети щепотью берут «снег» и сыплют на свои дорожки.

Экспериментальная деятельность. 

-Когда снежинок падает много, то на земле образуются сугробы. Посмотрите-ка, под нашей ёлочкой тоже намело сугроб. (Таз со снегом накрытый салфеткой.)

-Как вы думаете, что здесь?

Дети с помощью тактильных ощущений пытаются определить, что в тазу лежит снег.

Опыт №1: «Снег в тепле тает»

-Возьмите снег  в руки. Какой он?  (Холодный, мокрый.)

-Почему руки стали мокрыми?  ( Снег тает, превращается в воду.)

-Попробуйте слепить снежок.  Снег лепится? ( Да.)

-Почему?  ( Он мягкий , мокрый.)

Помните, мы с вами говорили о волшебнице-воде, о том , что она умеет превращаться.  Во что она умеет превращаться? (В лёд.) А теперь снег от ваших теплых рук тает и превращается в воду.

Опыт №2: «Снег может лепиться»

- Давайте, ребята,  слепим снежки из снега. Дети, у вас руки не замёрзли? (Замёрзли.)

-Почему?  ( Снег холодный, ледяной)

- Разогреем руки:

Самомассаж  кистей рук.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (поладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели  суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щёку)

-Вот  наши руки разогрелись и стали сухими. А куда же делась вода?

Опыт №3: «Снег тает в воде»

- Посмотрите , ребята, я налью в один контейнер холодную воду (синий кружок) до отметки, а в другой (с красным кружком)-горячую, тоже до отметки. Ложечками накладывайте снег в контейнеры.

-Что происходит со снегом?  ( Он тает.) Где быстрее тает снег?  (В горячей воде.) Вода в контейнерах поднялась выше отметки.  Почему воды стало больше,  чем было? ( Снег тает, превращается в воду.)

Молодцы, а мы идём дальше. Предлагаю поиграть на лесной полянке в

 Игру «Где снежинки?»

Вот пришла зима.

Стужи, вьюги , холода.

Выходите погулять.

Где снежинки наши ждать?

Дети выбирают картинки: сугробы, снег, лёд, сосульки.

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило,

Стало жарко припекать.

Где снежинку нам искать?

Дети выбирают картинки: река, ручей, дождь, лужа, роса, пар.

Изотворчество «Зима из ваты»

А сейчас я предлагаю сделать картину «Зима»

3. Рефлексия.

-Ребята, хорошо мы провели время в лесу.

-Как много мы сегодня узнали о снеге! Какой он?

-Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

-Пришло время возвращаться  в детский сад.

Чтобы в садик возвратиться

Нужно в снежинки нам превратиться.

Покружиться, покружиться

И на землю опуститься.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.  Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать вам о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Эта удивительная бумага»

Цель: развитие познавательной активности и расширение  представлений детей  о свойствах и качествах бумаги.Задачи:Образовательная: ü Дать детям первоначальные знания об изобретении бума...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»

Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...

Познавательно –исследовательская деятельность для детей подготовительной группы « Что за чудо зеркало».

Цель: Знакомство детей с историей появления зеркал. Закрепление знания о необходимости этого предмета. Развитие двигательного мышления через интеграцию образовательных областей.ЗадачиОбучающие: ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»Цель: Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детско...