сказка на ладошке
консультация

Чупакова Мария Евгеньевна

консультация для педагогов о пальчиковых играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Белоснежка»
Инфоурок

Консультация для педагогов

«Сказка на ладошке»

Подготовила: воспитатель

Чупакова М.Е.

Мирный

2022г

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

Пальчиковые игры - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, речи, а в дальнейшем способствуют формированию письма.

Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр. Он помогает не только развивать мелкую моторику, умение  управлять пальчиками, но и будет способствовать развитию речи, памяти, воображения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

Приведу некоторые примеры пальчиковых игр:

1.Под этот стишок можно загибать по очереди пальчики малыша или же перебирать их, слегка массируя:

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

2.Упражнения с пальчиками с проговариванием слов, поочередным перебиранием пальчиков:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого пальчика в отдельности. 

3.Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту

4. Инсценирование потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

5. Инсценирование потешки:

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого. 

6.Потешка «По грибы».

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

7.Пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

Помощник.

Топором дрова колю(1)

А потом пилой пилю(2)

Отнесу их бабушке

Чтоб испечь оладушки (3)

  1. имитируем движение топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.
  2. имитируем движение пилы, движение ладошками вперед-назад.
  3. Показываем ладошки
  4. Хлопаем ладонями друг о друга.

8.Надо спать.

А кто не лег в кроватку?(1)

А кто не хочет спать?(2)

Такого непослушного

Я буду щекотать.(3).

(1)Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

(2) Переворачиваем руки на другой бок.

(3)Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

8.Пальчики.

Жили – были на одной поляне пять братьев – пальчиков. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик и все его любили. При рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на ладошке

Тема нашей выставки «Пасхальные сувениры» Выбирая эту - тему мы руководствовались, тем чтобы познакомить детей с разнообразием узоров, которые можно нанести на такой хрупкий предмет как яйцо. Совм...

Проект "Сказка на ладошке"

Данный проект разработан для детей группы компенсирующей направленности с ТНР....

Презентация "Сказка на ладошке"

Данная презентация вовлекает детей в интересный мир сказки «Колобок» и помогает непринужденно в игровой форме укрепить мышцы рук и активно воздействовать на уровень развития речи....

Мастер-класс по изготовлению театра рукавичек «Сказка на ладошке»

Как приятно сделать пособие своими руками, а еще и недорого, да и по плечу даже ребенку! Предлагаю вашему внимнанию пошаговый мастер-класс по изготовлению театра рукавичек. Творческих успехов!...

«Боди-арт - искусство рисования на теле, или сказка на ладошках.»

Решение проблемной ситуации – как сохранить работы выполненные в технике боди-арт....

Проект "Сказка на ладошке"

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Именно в процессе т...

Статья «Сказка на ладошке»

laquo;Сказка на ладошке»: пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста...