Представление опыта работы: "Организация РППС в программе "Вдохновение" в раннем возрасте"
материал
Представление опыта работы: «Организация РППС в программе «Вдохновение» в раннем возрасте»
Воспитатель МБДОУ д/с № 26
Шамова Н.В.
РППС в нашей группе создает условия для творческой деятельности детей. Она организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься делом, которое ему по душе. РППС должна быть доступной, познавательной и конечно же безопасной. Создавая развивающую среду, нужно учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыши идут с радостью и удовольствием. В нашей группе каждый ребенок может выбрать себе занятие по интересам в любом центре, где он будет играть один или со своими друзьями.
Работая над организацией РППС мы наблюдали, в каких зонах и с каким инвентарем предпочитают играть отдельные дети или группы и как они используют функциональные центры. В результате наблюдений РППС нашей группы изменялась и пополнялась.
Центр режиссерской игры.
Как правило , дети, играя, часто выходят за рамки « видимого мира», т.е. «включают воображение». Чтобы играть было интереснее, мы создали основу для фантазии своими руками- игровые поля. Игровые поля изготовлены из плотного картона, самоклеющейся пленки, ткани, клеёнчатого коврика, пластиковых крышек и кукольный румбокс из коробки (составлять этажами 2-3 этажа). Все игровые поля складываются и хранятся в контейнере. Поля всегда находятся под рукой в доступном для детей месте, и мало занимают места. Игровые поля – это подвижная конструкция, аксессуары и наборы персонажей хранятся в пластиковых контейнерах, чтобы дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной игры. Игровые поля разнообразны: сделаны в зеленых, синих, красных , зеленых тонах. Игровые поля могут использоваться во всех областях и в свободное время и позволяет решать максимально много различных задач речевого, познавательного, социально- коммуникативного, физического развития.
Центр конструирования (кубиков).
Этот центр занимает не много пространства, но достаточно мобилен. Он содержит конструкторы разного вида, кубики разного размера и качества, крупный и мелкий строительный материал. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с группой воспитанников, подгруппой или индивидуально. Развернуть строительство на ковре, столе или специальной платформе. Дети, особенно мальчики (а их в нашей группе 13 человек), всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их. В процессе игры дети обучаются навыкам сравнения различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.
Центр сенсорики.
В данном центре игры направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Имеются игры для развития памяти, мышления, вкладыши с геометрическими фигурами, пирамидки разной формы и размера, шнуровки, пазлы, мозаика, парные картинки и другие… Материал в этом центре постоянно обновляется, меняется.
Центр уединения и релаксации.
Одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Это, то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий сопряженных со стрессом: прощание с родителями, адаптация к сверстникам и воспитателям. В нашем центре каждый ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. В центре дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть отдохнуть от детского коллектива, прилечь на свою подушечку, с любимой игрушкой.
Центр экспериментирования на подносе.
Материалы находятся в доступном для свободного эксперементирования месте и в доступном количестве.
Центр «Экспериментирования на подносе» помогает нам научить наших воспитанников:
- показывать предметы, обладающие существенными признаками;
- понимать сенсорные свойства предметов;
- группировать предметы, контрастные по величине;
- понимать и обозначать, словом наблюдаемые явления;
- высказывать свои впечатления.
В центре имеются:
- семена гороха, фасоли;
- камушки разного цвета, формы, размера;
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- пластиковые контейнеры разных размеров и форм;
- пластиковые шприцы, воронки, трубочки для коктейля, воздушные шарики;
- ключи разного размера;
- ситечки разного размера, формы и т.д.
Весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от шести до десяти детей.
Дети с помощью мерных ложечек могут измерить количество жидкости или сыпучих материалов. При помощи воронок малыши пересыпают крупу, песок, переливают воду из стаканчиков в бутылочки. Для игр с воздухом здесь имеются мыльные пузыри, одноразовые трубочки, воздушные шары. Для игры «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки дерева, камушки, теннисные шарики разных цветов, ключи и другие. При создании данного центра руководствовались учебно-методическим пособием для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятии с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н. Бондаревой.
Центр творчества.
Этот центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Здесь воспитанники рисуют, лепят. В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, баночки для воды, доски для лепки, пластилин, листы для рисования, печатки и многое другое. Детские работы помещаются рядом на лентах, а так же в раздевалке.
Центр книги и развития речи.
Одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте является Рассматривание книжек с картинками. Знакомство с книгами происходит в раннем возрасте, поэтому здесь важен первый опыт малыша и характер отношений с книгой. При поддержки взрослого дети со временем начинают осознанно относиться к книге как источнику информации.
Содержание этого центра соответствует возрастным особенностям детей раннего возраста. В нем собраны различные книжки: сказки, стихи, загадки; книги большие, средние и маленькие; с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками; книжки – раскладушки; а так же картинки по темам проектов. Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с центром книги, его устройством и назначением, сообщаем правила, которые нужно соблюдать: брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять. После просмотра убирать книжки на место.
Центр художественно – эстетического развития и театрализованной деятельности.
В действуя с ребенком в данном центре решается ряд важных задач:
- формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать других);
- познается окружающий мир (дети знакомятся с самыми разными областями знаний);
- развивается речь (малыши учатся формировать предложения, контролировать силу голоса и интонацию);
- развиваются творческие способности и эстетический вкус.
В этом центре размещены музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, дудочки, гитары, бубны, колокольчики, маракасы, погремушки и другие. С помощью этого оборудования дети учатся называть музыкальные инструменты, развивается умение различать звуки, малыши упражняются в подпевании, выполнении несложных танцевальных движений.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду; дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя». Для этого у нас имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, вязаные шапочки, маски. Играя или показывая театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера (робкие и застенчивые становятся уверенными и активными).
Центр физкультуры.
Яркий и веселый; лаконично и гармонично вписался в пространство приемной. Он пользуется популярностью у детей. Так как реализует потребность в двигательной активности. Используя оборудование центра физкультуры ребятишки закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением, подлезание под дугу, ползание, игры с мячами, метание и другие. Так же имеются атрибуты для подвижных игр (маски, ленты, веревки, флажки, султанчики…). Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр ПДД и ОБЖ.
Интересен этот центр тем, что он оснащен различными атрибутами к сюжетно-ролевым играм для закрепления правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности. Хорошим дидактическим пособием служит двусторонний говорящий плакат «Безопасность». На одной стороне – безопасность на улице, на другой – безопасность дома. Играя с плакатом дети изучают правила поведения на улице и дома, учатся решать различные проблемные ситуации на дороге, пешеходных дорожках, дома. С помощью игровых заданий учатся быстрому реагированию и принятию правильных решений. Малыши очень любят отгадывать загадки и слушать веселые песенки.
Центр портфолио.
Детям нравится время от времени пересматривать фотографии и рисунки. Да и родители в любой момент могут это сделать. Наши портфолио мы будем пополнять до окончания детского сада. А на выпускном балу дети получат в подарок эти красочные книги своих успехов и достижений. Быстро пролетающее ранее детство – хотя бы на половину – вполне можно удержать с помощью портфолио. Воспитатели групп раннего возраста, как раз могут воспользоваться тем, что многие родители стремятся точно зафиксировать первый жизненный опыт своего ребёнка. Так не лучше ли вместо стандартного родительского альбома с фотографиями и написанных воспитательницей сухих документов попробовать вместе сделать портфолио ребёнка, чтобы запечатлеть хотя бы часть прекрасных мгновений.
Портфолио сохраняет результаты: оно позволяет увидеть, как деятельность педагогического коллектива групп раннего повлияла на процесс развития детей. При организации центра руководствовались учебно-практических пособием «Применение портфолио в яслях» под редакцией С.Н. Бондаревой.
Центр Ателье.
Свободное рисование - это увлекательное занятие, позволяющее развить не только творческие способности ребенка, но и фантазию, мелкую моторику, чувство прекрасного. Моя роль заключалась в создании условия для зарождения и развития изобразительной деятельности. Также не поучать детей, а вместе с ребенком подходить к акту творчества. Для свободного творчества детей я использовала различные материалы: бумажные обои, пластмассовые емкости с легко смывающейся красками четырех основных цветов, кисточки различных форм, штампы, восковые мелки. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками»! и только после свободного взаимодействия с материалом, насытившись игрой с ними, дети знакомятся и осваивают техники рисования красками и мелками. Такая деятельность рисования дарит детям радость познания, творчества. У детей существуют различные цветовые предпочтения: рисование одним цветом или несколькими при доминировании красного и синего, а проведение игр- занятий с живописными и графическими материалами значительно обогащает детскую деятельность..
Центр утренний круг.
Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, часть режимного момента, проводимого в определенное время. Для центра утреннего круга мы совместно с родителями изготовили индивидуальные подушки, приобрели мягкие вкладыши. Дети вместе со взрослыми в течении утреннего круга сидят в кругу – на стульчиках, индивидуальных подушках, мягких вкладышах. Каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться. У нас дети сидят на подушках, мягких вкладышах или стульчиках. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом. Данная технология позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми
Игровая среда в группе постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года, темы недели, игровых ситуаций.
Таким образом, РППС в нашей группе снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к посещению детского сада, желание быть в детском сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps_shamova_n.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы: «Организация РППС в программе «Вдохновение» в раннем возрасте»
Воспитатель МБДОУ д/с № 26
Шамова Н.В.
РППС в нашей группе создает условия для творческой деятельности детей. Она организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься делом, которое ему по душе. РППС должна быть доступной, познавательной и конечно же безопасной. Создавая развивающую среду, нужно учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыши идут с радостью и удовольствием. В нашей группе каждый ребенок может выбрать себе занятие по интересам в любом центре, где он будет играть один или со своими друзьями.
Работая над организацией РППС мы наблюдали, в каких зонах и с каким инвентарем предпочитают играть отдельные дети или группы и как они используют функциональные центры. В результате наблюдений РППС нашей группы изменялась и пополнялась.
Центр режиссерской игры.
Как правило , дети, играя, часто выходят за рамки « видимого мира», т.е. «включают воображение». Чтобы играть было интереснее, мы создали основу для фантазии своими руками- игровые поля. Игровые поля изготовлены из плотного картона, самоклеющейся пленки, ткани, клеёнчатого коврика, пластиковых крышек и кукольный румбокс из коробки (составлять этажами 2-3 этажа). Все игровые поля складываются и хранятся в контейнере. Поля всегда находятся под рукой в доступном для детей месте, и мало занимают места. Игровые поля – это подвижная конструкция, аксессуары и наборы персонажей хранятся в пластиковых контейнерах, чтобы дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной игры. Игровые поля разнообразны: сделаны в зеленых, синих, красных , зеленых тонах. Игровые поля могут использоваться во всех областях и в свободное время и позволяет решать максимально много различных задач речевого, познавательного, социально- коммуникативного, физического развития.
Центр конструирования (кубиков).
Этот центр занимает не много пространства, но достаточно мобилен. Он содержит конструкторы разного вида, кубики разного размера и качества, крупный и мелкий строительный материал. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с группой воспитанников, подгруппой или индивидуально. Развернуть строительство на ковре, столе или специальной платформе. Дети, особенно мальчики (а их в нашей группе 13 человек), всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их. В процессе игры дети обучаются навыкам сравнения различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.
Центр сенсорики.
В данном центре игры направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Имеются игры для развития памяти, мышления, вкладыши с геометрическими фигурами, пирамидки разной формы и размера, шнуровки, пазлы, мозаика, парные картинки и другие… Материал в этом центре постоянно обновляется, меняется.
Центр уединения и релаксации.
Одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Это, то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий сопряженных со стрессом: прощание с родителями, адаптация к сверстникам и воспитателям. В нашем центре каждый ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. В центре дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть отдохнуть от детского коллектива, прилечь на свою подушечку, с любимой игрушкой.
Центр экспериментирования на подносе.
Материалы находятся в доступном для свободного эксперементирования месте и в доступном количестве.
Центр «Экспериментирования на подносе» помогает нам научить наших воспитанников:
- показывать предметы, обладающие существенными признаками;
- понимать сенсорные свойства предметов;
- группировать предметы, контрастные по величине;
- понимать и обозначать, словом наблюдаемые явления;
- высказывать свои впечатления.
В центре имеются:
- семена гороха, фасоли;
- камушки разного цвета, формы, размера;
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- пластиковые контейнеры разных размеров и форм;
- пластиковые шприцы, воронки, трубочки для коктейля, воздушные шарики;
- ключи разного размера;
- ситечки разного размера, формы и т.д.
Весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от шести до десяти детей.
Дети с помощью мерных ложечек могут измерить количество жидкости или сыпучих материалов. При помощи воронок малыши пересыпают крупу, песок, переливают воду из стаканчиков в бутылочки. Для игр с воздухом здесь имеются мыльные пузыри, одноразовые трубочки, воздушные шары. Для игры «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки дерева, камушки, теннисные шарики разных цветов, ключи и другие. При создании данного центра руководствовались учебно-методическим пособием для педагогов дошкольного образования: А.Бостельман, М. Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятии с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н. Бондаревой.
Центр творчества.
Этот центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Здесь воспитанники рисуют, лепят. В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, баночки для воды, доски для лепки, пластилин, листы для рисования, печатки и многое другое. Детские работы помещаются рядом на лентах, а так же в раздевалке.
Центр книги и развития речи.
Одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте является Рассматривание книжек с картинками. Знакомство с книгами происходит в раннем возрасте, поэтому здесь важен первый опыт малыша и характер отношений с книгой. При поддержки взрослого дети со временем начинают осознанно относиться к книге как источнику информации.
Содержание этого центра соответствует возрастным особенностям детей раннего возраста. В нем собраны различные книжки: сказки, стихи, загадки; книги большие, средние и маленькие; с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками; книжки – раскладушки; а так же картинки по темам проектов. Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с центром книги, его устройством и назначением, сообщаем правила, которые нужно соблюдать: брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять. После просмотра убирать книжки на место.
Центр художественно – эстетического развития и театрализованной деятельности.
В действуя с ребенком в данном центре решается ряд важных задач:
- формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать других);
- познается окружающий мир (дети знакомятся с самыми разными областями знаний);
- развивается речь (малыши учатся формировать предложения, контролировать силу голоса и интонацию);
- развиваются творческие способности и эстетический вкус.
В этом центре размещены музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, дудочки, гитары, бубны, колокольчики, маракасы, погремушки и другие. С помощью этого оборудования дети учатся называть музыкальные инструменты, развивается умение различать звуки, малыши упражняются в подпевании, выполнении несложных танцевальных движений.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду; дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя». Для этого у нас имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, вязаные шапочки, маски. Играя или показывая театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера (робкие и застенчивые становятся уверенными и активными).
Центр физкультуры.
Яркий и веселый; лаконично и гармонично вписался в пространство приемной. Он пользуется популярностью у детей. Так как реализует потребность в двигательной активности. Используя оборудование центра физкультуры ребятишки закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением, подлезание под дугу, ползание, игры с мячами, метание и другие. Так же имеются атрибуты для подвижных игр (маски, ленты, веревки, флажки, султанчики…). Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр ПДД и ОБЖ.
Интересен этот центр тем, что он оснащен различными атрибутами к сюжетно-ролевым играм для закрепления правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности. Хорошим дидактическим пособием служит двусторонний говорящий плакат «Безопасность». На одной стороне – безопасность на улице, на другой – безопасность дома. Играя с плакатом дети изучают правила поведения на улице и дома, учатся решать различные проблемные ситуации на дороге, пешеходных дорожках, дома. С помощью игровых заданий учатся быстрому реагированию и принятию правильных решений. Малыши очень любят отгадывать загадки и слушать веселые песенки.
Центр портфолио.
Детям нравится время от времени пересматривать фотографии и рисунки. Да и родители в любой момент могут это сделать. Наши портфолио мы будем пополнять до окончания детского сада. А на выпускном балу дети получат в подарок эти красочные книги своих успехов и достижений. Быстро пролетающее ранее детство – хотя бы на половину – вполне можно удержать с помощью портфолио. Воспитатели групп раннего возраста, как раз могут воспользоваться тем, что многие родители стремятся точно зафиксировать первый жизненный опыт своего ребёнка. Так не лучше ли вместо стандартного родительского альбома с фотографиями и написанных воспитательницей сухих документов попробовать вместе сделать портфолио ребёнка, чтобы запечатлеть хотя бы часть прекрасных мгновений.
Портфолио сохраняет результаты: оно позволяет увидеть, как деятельность педагогического коллектива групп раннего повлияла на процесс развития детей. При организации центра руководствовались учебно-практических пособием «Применение портфолио в яслях» под редакцией С.Н. Бондаревой.
Центр Ателье.
Свободное рисование - это увлекательное занятие, позволяющее развить не только творческие способности ребенка, но и фантазию, мелкую моторику, чувство прекрасного. Моя роль заключалась в создании условия для зарождения и развития изобразительной деятельности. Также не поучать детей, а вместе с ребенком подходить к акту творчества. Для свободного творчества детей я использовала различные материалы: бумажные обои, пластмассовые емкости с легко смывающейся красками четырех основных цветов, кисточки различных форм, штампы, восковые мелки. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками»! и только после свободного взаимодействия с материалом, насытившись игрой с ними, дети знакомятся и осваивают техники рисования красками и мелками. Такая деятельность рисования дарит детям радость познания, творчества. У детей существуют различные цветовые предпочтения: рисование одним цветом или несколькими при доминировании красного и синего, а проведение игр- занятий с живописными и графическими материалами значительно обогащает детскую деятельность..
Центр утренний круг.
Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, часть режимного момента, проводимого в определенное время. Для центра утреннего круга мы совместно с родителями изготовили индивидуальные подушки, приобрели мягкие вкладыши. Дети вместе со взрослыми в течении утреннего круга сидят в кругу – на стульчиках, индивидуальных подушках, мягких вкладышах. Каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться. У нас дети сидят на подушках, мягких вкладышах или стульчиках. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом. Данная технология позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми
Игровая среда в группе постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года, темы недели, игровых ситуаций.
Таким образом, РППС в нашей группе снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к посещению детского сада, желание быть в детском сообществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...
Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников»
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников»
Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников...
Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...
Отчет из опыта работы: «Организация конструктивно – модельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...