Интегрированные занятия как средство развития личности ребенка и формирования его способностей.
статья

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Интеграция - восстановление, воспитание - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно целое различных элементов или частей. У этого “целого” всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

МБДОУ Детский сад №10 "Снежинка"

Республика Башкортостан г.Октябрьский

Интегрированные занятия как средство развития личности ребенка и формирования его способностей.

Ребенок раннего возраста активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества.

В этом возрасте в процессе непосредственно образовательной деятельности предусматриваются традиционные виды деятельности: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психологические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.

Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности построено по принципу объединения нескольких видов деятельности, связанных одной темой. Такая деятельность дает высокие результаты в развитии творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.

Интеграция - восстановление, воспитание - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно целое различных элементов или частей. У этого “целого” всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности используется принцип эмоционального восприятия. Восприятие в раннем возрасте - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Так же важен вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.

Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.

Развитие творческих способностей детей невозможно без помощи и сотрудничества родителей, где в результате образуется детско-взрослое сообщество. Для закрепления творческих способностей в самостоятельной обстановке, играх предлагается использовать накопленный опыт. Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей раннего возраста. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная организованно-образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимать перегрузку, эмоционально развивает детей, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть все сводится к полноценному творческому развитию детей.

Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития творческих способностей детей раннего возраста.

Благодаря созданию системы интегрированных занятий избегается перегрузка детей, освобождается время для игры, сохраняется их физическое, психическое и социальное здоровье, развиваются все стороны личности дошкольника.

Цель таких интегрированных занятий - познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизация, игре, речевой и музыкальном творчестве.

Интеграция происходит по следующим направлениям.

  1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса.
  2. Ознакомление с окружающим миром: предметами и явлениями.
  3. Сенсорное развитие ребенка.
  4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в игре, изобразительном творчестве, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой деятельности.

Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена год: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания), развитие которых является основой успешного осуществления разных видов художественно-творческой деятельности и установления их взаимосвязи между собой и с искусством, с познанием окружающей действительности. С другой - основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова).

Главное - развить у ребенка фантазию, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка - игра, объединенная одним сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием.

Известный специалист в области изучения одаренности, американский ученый Дж. Рензулли указывает три характеристики способностей: интеллектуальные способности, креативность (творческость) и настойчивость. Он также выделяет как особые условия в формировании одаренности знания (эрудицию) и благоприятствующую среду. Мы считаем, что интегрированные занятия, охватывающие искусство и окружающую жизнь (составляющие содержание практически всей воспитательно-образовательной работы, педагогического процесса), не только способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, природной, предметной и социальной среды, но и формированию у них художественно-творческих способностей и одаренности. Необходимыми условиями для этого являются:

-формирование нового теоретически обобщенного мышления педагога, способного построить взаимодействие с ребенком на принципах сотрудничества;

-оптимизация учебно-воспитательного процесса с целью освобождения времени для самостоятельной игровой деятельности;

-создание условий для использования практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь;

-создание цикла интегрированных занятий по каждой возрастной группе (с методическим обеспечением).

Включение интеграции в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении дополнительного образования значительно повышает эффективность развития личности ребенка и формирования его способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие как средство развития ребенка

Интегрированное занятие - это обобщение полученных знаний по определенной теме, которое проводится несколькими специалистами в рамках одного занятия....

"Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"

В данной статье говориться о проблемах детей задержкой психического развития ,и как с помощью коррекционной римитки можно им помочь....

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской и...

Работа с родителями, как средство развития личности ребенка. Перспективное планирование.

                                  Мы ставим перед собой цель: создать единое образовательно-оздоровительное...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...