Проект по художественно-эстетическому развитию: «Каргопольская игрушка»
проект (старшая группа)

Клименко Оксана Владимировна

Проект по художественно-эстетическому развитию:

«Каргопольская игрушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kargopolskaya_igrushka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 129

Проект по художественно-эстетическому развитию:

«Каргопольская игрушка»

   Выполнила воспитатель:

Клименко О.В.

Калининград

2021 г.


ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы:

Необходимость в выполнении проекта возникла в желании максимально обогатить и обобщить знания и представления детей о старинных русских народных промыслах и любви к малой Родине. Русская земля во все времена славилась своими мастерами – одаренными людьми, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера… Они творят красоту и пишут историю. На мой взгляд необходимо хранить традиции нашего народа. Очень важно приобщение детей к культуре своего народа, поскольку она воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Жизнь 21 века стала более разнообразна, стремительна, мобильна, и вопреки всему сложна, она требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению задач. Перед государством, дошкольным учреждением, школой   и семьёй встает важная задача: добиться того, чтобы ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. И будучи ещё маленькими, но старшими дошкольниками начинали своё знакомство с историей и культурой своей страны. За основу работы с детьми я взяла изучение народного ремесла - Каргапольская игрушка.

Цель: 

  1. Формирование познавательного опыта и практических навыков детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира, на развитие интереса к народному промыслу - Каргапольская игрушка.
  2. Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведения искусства.

Задачи:

  1. Формирование у детей первоначальных представлений о Каргапольском промысле;
  2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки.
  3. Воспитание любви к русскому народному творчеству;
  4. Активизация словаря;
  5. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
  6. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия

произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка.

  1. Познакомить и привлечь родителей к проектной деятельности дошкольников.

Формы работы:

  1. Чтение стихов, рассказов о народных игрушках.
  2. Просмотр презентации: «История о каргопольской игрушки».
  3. Рассматривание народных игрушек из глины. Подбор иллюстраций.

Методы и приемы:  

  • Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий)
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных материалов для изображения).

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в проектной деятельности я использовала нетрадиционный метод: метод «подмастерья»: весь процесс работы рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному
  • наследию народного промысла Каргапольская игрушка;
  • Закрепить знания и представления детей о народных промыслах России;
  • Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе
  • детского сада;
  • Развитие творческого воображения, творческого мышления
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, инициативы.

Тип проекта: исследовательский, творческо-информационный.

Вид проекта: групповой

Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

По срокам реализации: краткосрочный (ноябрь – январь, 2020 - 2021 гг.)


1 ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

I этап «Организационный этап»

Подготовка материалов:

  1. Подбор наглядных и дидактических материалов «Каргопольская игрушка»; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным промыслом «Каргопольская игрушка»;
  3. Подбор произведений фольклора, сказок, стихов, частушек песен на тему народные промыслы «Каргопольская игрушка»;
  4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей:
  • Работа над проектом (исследование, изготовление альбома (папки- передвижки), презентация и художественное творчество)
  • Тематическая беседа «Русское народно-прикладное искусство»
  • Рассматривание альбома «Каргопольская игрушка»
  • Исследование: «Каргапольская игрушка»
  • Наблюдение: рассматривание игрушки;
  • Слушание аудиокассеты: «Русские народные потешки и частушки»

II этап «Основной этап»

Художественное творчество: «Глиняная мастерская», «Художественная мастерская», «Музыкально-эстетическое развитие», «Спортивно-оздоровительное развитие».

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

20.11.2020

Беседа «Народные промыслы»

Знакомство родителей с проектом, с его задачами

Информационные стенды для родителей: «Северная глиняная игрушка»

25.11.2020

Рассматривание папки передвижки «Каргапольская игрушка»

27.11.2020

Знакомство с Каргопольской игрушкой

Консультация – презентация для родителей «Каргапольская игрушка, историей возникновения этого промысла».

Папки- раскладушки по темам «Знакомство с историей Каргопольской игрушки»

07.12.2020

Каргопольская роспись

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры»

11.12.2020

Роспись «Полкана» декоративными элементами»

Участие родителей в проекте: помощь своим детям в творческой деятельности (рисование, лепка)

25.12.2020

Дидактические игры

Уголок дидактических игр: «Народные промыслы»

12.01.2021

Лепка «Берегини»

18.01.2021

Прослушивание фольклорных песен, сказок, частушек, колядок

Отзывы родителей о проекте

III этап «Заключительный этап»

  • Обобщение результатов работы;
  • Оформить выставку рисунков «Народная игрушка из Каргополя»;
  • Создание презентации проекта «Каргопольская игрушка».
  • Выставка детских работ «Каргопольская игрушка»

Планируемые результаты

Дети:

  • Воспитанники будут иметь представление о некоторых особенностях декоративного прикладного искусства;
  • Воспитанники будут иметь представление: об образах и узорах;
  • Дети научатся рисовать и лепить игрушку по мотивам каргопольской росписи, использовать в работе знания об узорах, составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки, выделять элементы каргопольской росписи, называть цвета, используемые в росписи.

Родители:

  • Родители будут иметь представление о народном промысле: Каргопольская игрушка;
  • Родители познакомятся и примут участие совместной творческой работе, и ещё более сблизит детей и родителей.

Подведение итогов

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народном промысле, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

ВЫВОДЫ

Участие детей в проекте, способствовало максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинном русском народном Каргапольском промысле. Ощущения принадлежности их к культуре русского народа. Освоение новых видов техник декоративно – прикладного искусства это толчок к развитию художественного вкуса, творческих способностей, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, памяти, образного и ассоциативного мышления. А ещё это возможность проявлять самостоятельность, инициативу, выражать свою индивидуальность и творческую активность.


ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Беседа «Народные промыслы»
  2. Лепка «Берегини»
  3. Дидактические игры:
  • разрезные картинки
  • повтори узор
  • распиши игрушки
  • раскрась и распиши
  1. Консультация – презентация для родителей «Каргапольская игрушка, историей возникновения этого промысла».
  2. Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры»
  3. Папка передвижка «Каргапольская игрушка»
  4. Мастер - класс «Каргопольская игрушка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка....

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2-ой младшей группы "Знакомство с дымковской игрушкой".

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздн...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»

Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....

Мини проект по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с дымковской игрушкой»

[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"19329025","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]   [[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"19329034","attributes":{"alt":"","c...

Проект по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада «Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»

Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности....

Проект по художественно-эстетическому воспитанию"Филимоновская игрушка"

Проект предназначен для воспитанников младшей группы...