Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская народная песня»
материал

Заздравных Олеся Александровна

Цель:

- Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;

- Познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, как русская народная песня влияет на жизнь народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx59.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская народная песня»

Цель:

- Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;

- Познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, как русская народная песня влияет на жизнь народа.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке;
  • Познакомить детей с различными жанрами русской народной песни;
  • Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности;
  • Содействовать проявлению самостоятельности, инициативы в развитии творческой личности;
  • Развивать чувство ритма, звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух у детей, музыкальную память;
  • Побуждать детей активно мыслить, а также правильно формулировать ответ на поставленный вопрос;

* Учить детей чувствовать характер музыки и передавать

его в движении;

  • Познакомить с картиной «Бурлаки на Волге», художник Илья Репин;
  • Познакомить с творчеством великого русского певца Фёдора Шаляпина;
  • Развивать импровизацию в творческом воображении;
  • Вызывать эмоциональный отклик на русскую народную песню, ее исполнение, высказывать свои впечатления о воспитывать чувство гордости за Родину Россию.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение уступать и взаимодействовать;

Во время проведения занятия я использовала словесные,

наглядные, практические методы.

 

Атрибуты для подготовки и проведения занятия:

  • музыкальный центр;
  • диапроектор;
  • экран;
  • ноутбук.

 

Содержание занятия

 

Музыкальный руководитель:

Добрый день, дорогие ребята! Русское народное творчество исключительно богато и разнообразно. Особое место в нем принадлежит песне, которая в жизни русского народа играла большую роль, ею сопровождалась вся жизнь человека - от колыбели до ухода человека в мир иной.

Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы послушать песни. Песни будут не простые – быстрые и медленные, серьёзные и шуточные, колыбельные и хороводные, плясовые! Песни, музыку к которым не придумывал композитор, стихи для этих песен не сочинял поэт, а эти песни сочинил «Народ».

Слайды 2,3,4,5,6,7

У народной песни нет определённого автора, так как эти песни создаются как бусы на верёвочке. Один увидел – спел другому, второй пропел третьему, а четвёртый придумал что-то ещё своё и передал своим внукам, правнукам по бусинке, по маленьким крошечкам, нанизывая эти бусинки на верёвочку жизни, на верёвочку опыта и душевных переживаний людей. Итак, из поколения в поколение передавались эти песни, пока не дошли до нас, до жителей 21 века. Сколько лет этим песням – мы не знаем! Кто сочинил эти песни- неизвестно! Но они дошли до нас, их передавали что называется «из уст в уста» наши прадедушки и прабабушки, их родственники, друзья, знакомые и незнакомые люди.О чем же народ сочинял песни? Для чего сочиняли песни? Давайте послушаем с вами русскую народную песню и вместе постараемся ответить на наши вопросы.

Видео песни «Во поле берёза стояла»

Ребята, о чем эта песня? Какая она по характеру? ( О берёзе, которая стояла в поле одна одинёшенька. Ветер качал ее листочки, гнул её веточки. Плавная, спокойная, протяжная. Девицы приходили к берёзке на православный праздник «Троицу» и украшали берёзу ленточками, загадывали разные желания! Водили хороводы, танцевали, угощали друг друга! Прошли века, но смысл песни мы понимаем? Да! На какой праздник мы с вами загадываем желания и водим хороводы? ( На Новый год).Украшаем ёлку, ждём Деда Мороза. И поём об этом в песнях.

Ребята , а как вы думаете, для чего люди сочиняют песни? ( чтобы передать своё душевное состояние в различных жизненных ситуациях, передать с помощью песни мудрый опыт, или исторический момент определённого времени. Действия песен тесно связаны с бытом людей и их трудовой деятельностью.Так же и сказки сочинял народ и пересказывал их друг другу, а песни «пропевали сердцем» ,показывая и отображая жизнь людей.

Когда человек впервые слышит песню? Уже находясь в утробе мамочки, в её животике, слышит добрый, нежный голос мамочки.

А когда ребёночек лежит в колыбели, родители качают его и нежно поют колыбельную песню, чтобы сон был крепким, спокойным, а ребёнок вырос здоровым и сильным.

Песня« Колыбельная» ( звучит аудиозапись)

Слайды 8, 9

Какая колыбельная по характеру? Спокойная, мягкая, протяжная.

А вам мамочки поют колыбельные? Потому что мамочки вас очень любят и в песне передают вам свою любовь и нежность.

Слайды 10, 11, 12

Народные песни также рассказывали и о труде человека, порой очень тяжелом. Это и работа в поле, где сеяли и убирали хлеб. И работа в кузнице, где Кузнецы ковали тяжёлыми молотами железо. Изготавливали сабли, копья, подковы для лошадей. Вот например, русская народная песня «Во Кузнице», в которой рассказывается о тяжёлой работе Кузнеца. Кто такой Кузнец? Это человек, мастер, который работает с горячим железом. Раздувает огонь, раскаляет металл: чугун, сталь, бронзу, и делает из него оружие – мечи, сабли, подковы для лошадей, ворота, ухваты для чугунков, грабли, косы.

Давайте послушаем и посмотрим фрагмент этой песни.

Видео « Во кузнице»

О чем песня? Какой характер? Быстрая, весёлая, шутливая, музыка звучит ,как «молоточки стучат», «искры разлетаются, а работа спорится!»

Давайте попробуем спеть фрагмент этой песни. Сядьте ровно, удобно! Мальчики начнут петь хором : «Во ку!»

А девочки подхватят : « Во кузнице!» Два раза повторим эти фразы.

И все вместе, хором: «Во кузнице молодые кузнецы! Во кузнице молодые кузнецы!». Молодцы, ваши голоса как «молоточки стучат», так же весело и бойко, как работают кузнецы.

А были, ребята и такие песни, которые помогали людям таскать тяжёлые баржи – корабли вдоль берега реки ,против течения.

Слайд 13

Чтобы вместе тащить эту баржу люди привязывали верёвки к барже, а другим концом верёвки обвязывали себя. Если был попутный ветер, тогда бурлакам легче было тащить тяжёлое судно. И вместе, одновременно произносили слова: «Эй, ухнем! Эй, ухнем» Ещё разик, ещё раз». Так люди помогали себе координировать, совмещать движения, чтобы делать толчок одновременно. Ребята, положите руки друг другу на плечи, попробуйте вместе раскачиваясь вправо, влево, пропеть: «Э-эй! Ухнем!» .Тяжело так петь и раскачиваться. И появилась на свет песня «Эй, ухнем!» Тяжёлая песня, как и сама жизнь крестьян, которые таскали такие тяжести, чтобы прокормить свою семью.

Давайте послушаем эту песню в исполнении великого певца 20 века Фёдора Шаляпина. Фёдор Шаляпин исполняет эту песню низким голосом. Мужской низкий голос называется «Бас».

Слайд 14

Звучит русская народная песня «Эй, ухнем!» ( аудиозапись)

Русская народная песня многогранна. Как хорошая книга, народная песня рассказывает о исторических моментах нашей Родины России. Именно исторические и военные песни переносят нас на много веков назад, где солдаты уходили служить не на один год, как сейчас, а на целых 25 лет! Уходил солдат молодой, а возвращался домой старый и седой.

Слайды 15, 16, 17, 18.

В народных песнях воспевали героев, которые защищали свою Родину и побеждали врага.

Давайте послушаем войсковую народную песню « Из-за лесу, лесу копий и мечей вышла сотня казаков и лихачей».

Как сражались наши русские люди, казаки, которые не боясь пуль, острых мечей и сабель, гнали прочь врага с родной земли.

 

Видео песни « Из-за лесу, лесу копий и мечей вышла сотня казаков и лихачей».

( запись видео в исполнении учащегося школы им. В. Г. Захарченко)

Текст (фрагмент): «Мы стояли , мы стояли как стена, пули сыпались, жужжали как пчела. Молодого казаченьку ранило…»

Ребята, не смотря на ранение солдата- казака, смелые воины погнали врагов, и одержали Победу. Все вернулись героями – победителями!

Слайд «Воины- победители» 19,20,21

А вот без весёлых, шуточных песен не обходились ни один праздник! Люди пели и радовались жизни! Жанр песни, которую мы сейчас услышим – шуточная песня. Шуточные песни исполняли на свадьбах, на гуляньях, когда у всех было отличное настроение!

И сегодня я пригласила к нам на занятие ученика школы для одарённых детей, им. В. Г. Захарченко Артёма Кравчука. Он исполнит нам русскую народную песню «Маруся», а мы вместе подпоём припев этой шуточной, залихватской песни!

Исполнение песни с солистом

Дети подпевают припев песни.

Музыкальный руководитель:

Как здорово, замечательно мы с вами исполнили песню «Маруся». Спасибо большое!

Музыкальный руководитель:

Из поколения в поколение люди передают свои песни, сказки, былины друг другу, а композиторы, писатели, поэты слушают и записывают, создают и печатают книги. Вот какие книги получаются – большие, объёмные, познавательные. В этих книгах хранится песенная история нашей великой и прекрасной страны – России!

 

Показ детям книг- песенников, в которых собраны русские народные песни.

А русская песня живёт и процветает! В наше время русские песни поют везде хоровые коллективы, ансамбли и наш знаменитый на весь мир Кубанский казачий хор, которым руководит композитор, дважды герой социалистического труда, заслуженный артист России, Кубани, Украины, Кабардино-Балкарии, республики Адыгея, почётный гражданин города Краснодара – Виктор Гаврилович Захарченко.

Слайд 22

И в заключении нашего занятия послушайте песню «Эх, Казачата!»

 

Слайды 23,24,25

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными жанрами русской народной песни. Что больше всего из увиденного ,и услышанного вами сегодня понравилось? Какие жанры народной песни вы можете перечислить? (Краткая беседа с детьми)

Сегодня я хочу подарить вам на память о сегодняшнем нашем занятии вот такие красочные иллюстрации с изображением мальчиков и девочек в русских народных костюмах с русским народным инструментом в руках – баяном.

Русская народная песня многогранна, и можно очень долго говорить о творчестве русского народа! Но нам пора прощаться, а я говорю вам не «До свидания!», а «До новых встреч!» с русской народной песней!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями. Развивать у детей интерес к фольклору. Закрепить знания детей об особенностях хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитывать эстетич...

Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...

Открытое занятие в подготовительной группе " Русские народные посиделки"

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о р...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Знакомство с праздником День народного единства, приобщение детей к народным традициям....