Открытое занятие в подготовительной группе "Русская песня, русская душа" 2019 год
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Плеханова Алёна Григорьевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_russkaya_pesnya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе

«Русская песня, русская душа»

        Музыкальный руководитель: Плеханова Алена Григорьевна

        

2019 год

«Русская песня, русская душа»

Цель занятия: Пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под песню «Родные места», муз. Ю. Антонова и становятся на полукруг.

Муз. рук. (музыкальное приветствие):

Здравствуйте, ребята!

Дети:

Здравствуйте

Муз. рук.

В мире есть много разных народов: русские, белорусы, англичане. У каждого народа есть свои сказки, песни, игры. А так как мы живём в России, то сегодня будем слушать русскую народную музыку, петь русские народные песни.

Реб:

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может где – то бывает красивей,

Но не будет красивей, чем здесь.

Заходит воспитатель под песню «Моя Россия», муз. Струве и змейкой обходит детей, останавливается напротив.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Рада вам, давайте мы с вами вспомним, чем славится Россия, что есть только в нашей стране.

«Наряд её мягкий чудесен,

Нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!» (обращает внимание на берёзу)

Воспитатель:

Так чем же славится Россия?

Дети:

Русскими берёзками.

Воспитатель:

Посмотрите, на ветвях нашей берёзы нет листьев.

Чем больше правильных ответов назовёте, тем больше листочков появится на веточках берёзы.

     Будем песню распевать

И движение выполнять.

Давайте подумаем и назовём те движения, которые можно использовать в русских народных песнях.

Дети:

Плавный хороводный шаг, шаг с припаданием, дробный шаг, кружение на шаге с припаданием, движения рук.

(на берёзке появился листочек за правильный ответ)

        Муз рук:

А какие движения будут соответствовать нашей знакомой песне «Берёзонька» муз. Роот?

       Дети:

Хороводный шаг, кружение на шаге с припаданием, плавные движения рук.

(на берёзке появился листочек за правильный ответ)

Муз рук:

В запеве мы будем выполнять плавный хороводный шаг, а на проигрыш – шаг с припаданием.

А теперь станем берёзками, такими же стройными и красивыми.                                                            

Чтоб берёзками нам стать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам в ладоши нужно хлопнуть

И ногами в такт притопнуть.

(выполняют, педагог делает указания)

Корпус должен быть прямой, плечи расправлены, голова приподнята, глазки смотрят вперёд (обращает внимание на осанку).

Вот мы и берёзки.

Дети выполняют упражнение под песню «Берёзонька», муз. Роот.

(идут хороводным шагом друг за другом и садятся на стульчики)

Муз.рук. Ребята, вы знаете, что музыку пишет композитор. Но есть народная музыка, которая придумывается народом и передаётся из поколения в поколение в виде песен, прибауток, танцев, наигрышей, закличек.

Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни, о её красоте, широте исполнения.

«На ветру шумят берёзы,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России,

Столько во поле цветов»

Муз. рук:

Русский народ всегда любил песни, с песней и на работу шли, и праздники встречали. Персонажи песни сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей. Из далёкого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность, знакомят нас с народными выражениями «зимушка – зима», «девицы – красавицы», «Ванечка – дружок». Живыми предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зелёная травушка – муравушка.

Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью к людям, к своей земле.

А какие русские народные песни вы знаете?

Дети:

«А я по лугу», «Калинка», «Во поле берёза стояла», «Пошла млада за водой», «Валенки», «На горе-то калина», «Зимушка-зима»  и т. д.

Воспитатель:

Есть много пословиц о русской народной песне, например: «Где песня льётся – там хорошо живётся», «Песня и труд – рядом идут». А какие пословицы вы знаете? Давайте мы свами поиграем и с нашими гостями. Вы будете начинать пословицу, а гости продолжать:                                                                                                                                                             1. Слово к слову ставь складенько- будет… песенка.                                                                                     2. Какие думы, такие и… песни.                                                                                                                3. Не умеешь петь, в запевалы… не суйся.                                                                                                            4. Из песни слова… не выкинешь.               5. Где песня льется, там… легче живется.

Муз. рук.

Богата наша Россия народными песнями, Разные они по характеру, передают разное настроение. Вот послушайте.

(муз. рук. исполняет песни «Степь, да степь широкая» - песня широкая, раздольная, показывает насколько наша Россия обширна и могуча и «Я на горку шла» - озорная, задорная, весёлая, плясовая)

Муз. рук.

Нам с вами необходимо научится петь красиво такие замечательные русские песни.

Чтобы научиться исполнять песню выразительно, надо научиться не только  проговаривать слова, вовремя вступать, но и правильно дышать между музыкальными фразами. Вот так, я вам покажу.

Мягким делать вдох старайся,

Да смотри, не отвлекайся.

Сделал вдох, замри потом.

Выдох делай тихим, плавным –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста.

(выполняют)

Муз. рук.

Чтобы исполнение песни получилось выразительным, чистым, а песня красивой, голосок наш надо разогреть, а разогреем мы его, исполняя знакомую русскую народную попевку «Скок, скок, поскок». Обратим внимание на правильное дыхание, поём не очень скоро, естественным звуком без напряжения.

(пропеваем попевку)

Муз. рук.

Споём более легко, в подвижном темпе, не прерывая мелодию.

Муз. рук.

Попробуем определить куда движется мелодия, вверх или вниз?

Дети:

Мелодия движется вниз.

Муз. рук.

Теперь отметим движение мелодии рукой.

Муз. рук:

Я сыграю вам мелодию песни, а вы её назовите.

Исполняется р. н. п. «Во поле берёза стояла»

Дети:  Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Муз. рук. :

Правильно. Ребята, чтобы песня звучала выразительно, надо научиться понимать содержание песни, её характер, настроение.

Определите характер песни.

Дети:

Напевная, спокойная, ласковая.

Муз. рук. :

Предлагаю вам исполнить песню спокойно, напевно, правильно распределяя дыхание на всю музыкальную фразу. Давайте 1 куплет разделим по фразам, сосчитаем и определим сколько фраз в куплете. Сложите руки перед грудью полочкой и, пропевая на одном дыхании фразу, в конце поднимаем правую руку.

Воспитатель:

Сколько музыкальных фраз получилось?

Дети:

Четыре

Воспитатель:

Правильно

Муз рук:

Русской народной песне не нужно музыкальное сопровождение. Исполнение песни без сопровождения называется a capella, повторим это слово.

Исполним 1 куплет ещё раз a capella

(исполняют)

Муз. рук.

Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.

Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора П. И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Сегодня вы послушаете Четвёртую симфонию П. И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы услышали.

Дети:

Я услышал мелодию песни «Во поле берёза стояла»

Муз. рук: Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка.

     Муз. рук: Какое счастье быть исполнителем русских песен, в них заключена и щедрость, и широта русского характера.

«Я беру аккордеон          

И пою частушку,

Обо всём на свете            

Сейчас узнают дети».

(исполняется частушка)

Муз. рук. :

Ребята, что я исполнила?

Дети:

Частушку.

Муз рук:

А что такое частушка?

Дети:

Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать.

Воспитатель:

Частушка - это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Их поют уже много лет, споём и мы. У вас было задание – придумать весёлые частушки. Давайте послушаем кто что придумал.

 «Эй, ребята, не зевайте

И частушки запевайте!»

Музыканты помогут озвучить частушки на музыкальных инструментах.

Дети исполняют частушки.

Муз. рук: Особенно любили в народе хороводные песни. Слово «хоровод» произошло от слова «водить хором», то есть вместе. Люди вставали в круг, брались за руки и веселились. Давайте и мы хоровод заведём!

(хоровод «На горе-то калина»)

Муз рук:

Сегодня на занятии вы убедились, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.

В заключении предлагаю исполнить песню «Наша Россия прекрасна».

Исполнение  песни «Наша Россия прекрасна»  (муз. З. Роот)

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Музыкальное прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями. Развивать у детей интерес к фольклору. Закрепить знания детей об особенностях хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитывать эстетич...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

Открытое занятие в подготовительной группе " Русские берёзы."

Главная цель: воспитание любви к своей родине, вызвать в детях чувство восхищения своей страной....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»

Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская народная песня»

Цель:- Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;- Познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, как русская народная песн...