КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шабунина Елена Александровна

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khokhloma.odt23.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                КОНСПЕК КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В         ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

ЦЕЛЬ: Прдолжать воспитывать интерес  к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: посуда с хохломской росписью, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования-- шаблоны посуды, образцы элементов хохломской росписи, текст сказки «Василиса Прекрасная».Музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла», «Калинка», «Комаринская», «Вдоль по Питерской» и др.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассматривание альбомов, иллюстраций , открыток , посуды с хохломской росписью, рисование отдельных элементов росписи, чтение сказки Василиса Премудрая.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Даша Б., Максим С.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

---Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы

Хохломская роспись

Алых ягод роспись-

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой  листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот  несказанный

Праздничный наряд?

Роспист хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чюдес чюдесней

Наша хохлома.

2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ.

--Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы:

1.Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2.После этого изделие смачивают сырым льняны маслом и хорошо прсушивают. Затем покрывают олифой и опять просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3.Следующий этап — лужение. Изделие покрываю полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими , блестящими и напоминают металлические.

4.Затем за работу берется красильщик( человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками.Все элементы элементы росписи выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5.Расписанное и прсешенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

По словам мастеров, такая посуда не боится жары, ни стужи,хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Ребята, давайте прйдем на нашу выставку хохломской посуды и рассмотрим ее.

--Какие цвета предпочитают художники?( Помимо красного, черного, золотого, используется зеленый, желтый цвет.) Сочетание красногои черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)

Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травкв». Травка усеянна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы:листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы( цветок, гроздь рябины).А вокруг изгибаются,как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, ряьинку.Называют они ягоды ласково, и иногда даже один итот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть  изменит очертания листа , по-другому изогнет веточки, разбросает цверы и ягоды—вот тот же самый мотив заговорит по- новому. Давайте пррисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. Ребята, послушайте стихотворение и, возможно оно поможет вам в работе.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка , .неспеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

                --А тепнрь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее         красочными         узорами и подарим нашей хозяйке Хохломе.Звучат русские нардные         мелодии, дети работают под музыку.

        Дети расписывают шаблоны посуды. По окончании работы дети дарят свои работы         Хохломе. Она рассматривает работы и благодарит детей. «В старину всегда после         хорошей рабрты люди отдыхали, веселились, водили хороводы, и я хочу пригласить         вас в хоровод «Во поле березка стояла».

        Ребята, у вас получились очень красивые работы и вы очень хорошо плясали, поэтому         я хочу вас отблагодарить и         прочесть свою волшебную сказку «Василиса Прекрасная.»

Начинаются сказки,                                                                                                                               Катятся с гор салазки,                                                                                                                                 Конь горячий быстро скачет.

А я на передке еду с мешком в руке

Завязан мешок завязками.

        ---С чем мешок-то? Да со сказками!

Я мешочек развязала

Сказку вам рассказывать стала!

         Хохлома читает детям сказку  «Василиса Прекрасная»

        --Понравилась ли вам сказка? Кто ее герои? Что сказала матушка Василисе? Кто был         помощницей Василисе? Что умела делать Василиса? Кто послал Василису к БабеЯге         за огнем? Что сказала Баба Яга Василисе? Что делала Василиса у Бабы Яги? Что дала         Баба Яга Василисе, когла она уходила домой? Чем сказка закончилась?

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-Вспомните сказку, героиню которой звали Василиса Премудрая.

-Что объединяет этих героинь? ( они были не только красивыми , но и трудолюбивыми.)