Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения
консультация

Рекомендуемые упражнения для проведения зрительной гимнастики с дошкольниками, имеющими нарушение зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам – наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их 6 или 3 пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требуют его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми и дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме, чтении, рисовании или при работе на компьютере, эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, эти мышцы одинаково важно как тренировать, так и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение для детей с нарушением зрения, т.к. она тренирует мышцы глаза, а также снимает зрительное напряжение. Т.е. зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменных процессов в глазу, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна их мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза. К тому же, гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на его работоспособность.

Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые считают зрительную гимнастику средством лечения глазных заболеваний: астигматизм, близорукость, дальнозоркость и др. К ним относится Уильям Брейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт ее огромное влияние на их профилактику и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня в течение 3-5 минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий и после занятий. В общей сложности педагогами ДОУ зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова остается неподвижной).

- вправо-влево

- вверх-вниз

- далеко-близко (например, смотреть на близкий предмет, затем в окно или удалять и приближать предмет)

- по кругу слева-направо

-по диагонали сверху-вниз

- по диагонали снизу-вверх

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз ребенка. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога (взрослого) и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом (взрослым), остальные располагаются дальше. Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы. Начиная со старшего дошкольного возраста можно проводить гимнастику по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.д. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятия.

Гимнастика для глаз показана тем, кто страдает глазной патологией,  испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Пальминг

Пальминг не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недоступно давить на глазные яблоки, ограничивать дыхание и закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения пр работе вблизи. Лучше, если пальминг проводится в затемнённом месте.

Замечаем пальчики

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. Другой вариант игры: ребёнок сидит и смотри прямо, вы показываете любой небольшой предмет или несколько пальцев справа или слева от глаз ребенка, а ребёнок называет, что вы показали. Постепенно увеличиваем расстояние предмета (пальцев) от головы ребенка. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

На прогулке

Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и т.д. «Одень» взглядом ёлку в бусы сверху-вниз и по диагонали. «На что похожи облака?» -взгляд вверх и вдаль. Однако, важно не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

Примерные комплексы зрительной гимнастики

  1. Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталика, улучшение кровообращения, питание глаз и профилактику близорукости (метод Бейтса)

- Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В Вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

- Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

- Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

2) Упражнения на укрепление наружных мышц глаза

- В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить до 12 раз)

- Круговые движения глазами по и против часовой стрелки (4-6) раз

- Частое моргание в течение 20 секунд

3) Упражнение на улучшение циркуляции крови в глазу

- Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз

- Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд

- Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты

- Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд

- Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз

4) Зрительная гимнастика в стихах

Один - налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедимся мы сейчас.

А теперь нажмём немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в много раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Даны практические рекомендации для родителей по профилактике зрительных нарушений...

Методические рекомендации по проведению зрительных гимнастик с детьми с нарушениями зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зре...

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».

В статье рассматривается значение зрительной гимнастики и ее проведения для детей с нарушением зрения. Приведены примеры зрительной гимнастики, которые могут применять на своих занятиях воспитатели, д...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам - наружн...