Занятие с элементами тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Как полюбить себя»
план-конспект занятия

Митрофанова Оксана Владимировна

Педагогам необходимо осознать значимость сохранения и укрепления собственного здоровья, а также понимать зависимость здоровья от образа жизни. Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога на всех этапах осуществления профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

«Профилактика эмоционального выгорания. Как полюбить себя»

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Составила: педагог-психолог

Высшей кв.категории

Митрофанова О.В.

г.о.г. Дзержинск

2021 год

Цель тренинга: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие эмоциональной культуры; выявить уровень творческого потенциала педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи тренинга:

  1. Включить педагогов в активное тренинговое взаимодействие (анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций);
  2. Организовать включенное наблюдение участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);
  3. Оказать психологическое сопровождение педагогам по созданию условий по противостоянию неблагоприятным факторам (преодолению состояния эмоционального возбуждения и быстрого возвращения к состоянию душевного равновесия после стресса).
  4. Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия, готовности к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;
  5. Развить эмоциональную чувствительность, открытость новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.

Принципы работы тренинговой группы.

Результативность психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

  1. Ненасилъственностъ общения;
  2. Эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих;
  3. Самодиагностика;
  4. Положительный характер обратной связи;
  5. Психологическая        безопасность        (обеспечение        максимального психологического комфорта каждому члену группы);
  6. Включенность;
  7. Работа в команде;
  8. Формировать суждения и принимать решения (сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного);
  9. Думать критически, творчески мыслить;
  10. Обратная связь.

В конце тренинга обязательна обратная связь (Что понравилось?; Чего бы вы хотели добавить/внести? и тп.) Кроме определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли между каждым из педагогов. Все педагоги нашего ДОУ стремятся познать себя, свои возможности и способности.

Ведущий тренинга: педагог-психолог. Время проведения: 1час 30мин.

Актуальность

Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры у педагогов будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Важно развивать уровень эмоциональной культуры педагога, так как их задача - грамотно найти подход к каждому ребенку и родителю. В своей работе мы можем столкнуться с детьми/родителями разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный, педагог же должен найти «ключик» к каждой сложившейся ситуации.

Правила для группы:

  1. Доверительное общение, обращение к друг другу по имени.

Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе.

  1. Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».
  2. Оцениваем поступки, а не людей.

* В случае необходимости правила могут быть дополнены участниками тренинга.

             1 .Психологический тест "Любите ли вы себя?

 1.Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?

 2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?

 3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?

 4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

 5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

 6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

 7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

 9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

 

Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

Результаты:

 35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.

        2. Упражнение “Морское путешествие” 

Цель: повышения энергетического потенциала, развитие  внимания, быстроты реакции. 

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

“ капитан” – (выполняется одним игроком – рука подносится ко лбу);

“ спасательный круг” – (2 человека берутся за руки);

“ бочка” – (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);

“ шлюпка” – (4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел).

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру.

 -Я не случайно выбрала это упражнение в качестве  примера,поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Жизнь» и только от нас зависит насколько комфортным будет плавание.

         3. Упражнение «Тарелка с водой».

Цель: Развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи. Метод построения диспозиций.

Материалы: тарелка, вода.

Группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  • Что, по вашему мнению, не удалось?
  • Как это можно исправить, что необходимо сделать?
  • Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Поддержка, помощь, доверие и работа в команде важна, но бывают такие моменты, когда плохое настроение взяло вверх и справиться с этой нелегкой задачей приходится самому. Сейчас мы с вами научимся контролировать свой гнев.

        4.Упражнение «Шарик» (работа с гневом)

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев. Материалы: воздушные шары.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями». (Участники выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из упражнений.

              5. Упражнение «Источник»

Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации). Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.

Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш центр, в наш кабинет. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Коллеги мы сегодня свами провели сложную и интересную работу, иногда хочется чтобы все наши неурядицы решились по щелчку пальцев, и все хорошее быстро произошло. Предлагаю вам заглянуть в мой чудо Ларец, и вытянуть для себя послание, которое предвещает только хорошее!

6. Игра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Материалы: Ларец (сундучок, коробка, шкатулка), листочки с пожеланиями.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет! Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь! Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом! Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе! Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна! Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег! Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя! Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы! А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой! Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях! Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

        Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца был невозможно. Тогда хозяин рассудил так:

«Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить

нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

  1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  2. Освободите        свое        сердце        от        волнений        –        большинство        из        них бесполезны.
  3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  4. Отдавайте больше.
  5. Ожидайте меньше.

Заключительное слово

Как мы убедились, от многих показателей зависит эмоциональная культура педагогического общения. Некоторые приёмы повышения эмоциональной культуры мы смогли отработать сегодня на практике. Я надеюсь, Вы будете их использовать в общении со студентами, коллегами и другими людьми. Примите, пожалуйста, памятки с рекомендациями по повышению эмоциональной устойчивости. А наше занятие подходит к

концу. Благодарю за внимание и активное участие, и помните: Мы сами создаём свою действительность!

Список используемой  литературы

  1. «Личностный потенциал: структура и диагностика». Под ред. Д.А.Леонтьева. - Москва: Смысл, 2011. – 680 стр.
  2. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  3. Илсе Санд «Компас эмоций. Как разобраться в своих чувствах». – М.:Альпина, 2018
  4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019
  5. Леонтьев Д. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3 -79с.
  6. Саймон С., Хау Л., Киршенбаум Г. «Почему мы так поступаем? 76

стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей». – М.:Альпина, 2017

  1. Селигман М. «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь». – М.:Альпина, 2013
  2. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование:

Компетенции, необходимые для успеха». М.: издательская группа «точка», 2018.

  1. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1
  2. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в

отечественной педагогической психологии. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2020. Т. 17. №2. С. 295-314.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Упражнения и техники, предложенные в занятии способствуют снятию напряжения (физического и эмоционального), сплочению коллектива,...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания....