Лэпбук «Математика в сказках»
методическая разработка (подготовительная группа)

Панькина Оксана Ивановна

Лэпбук «Математика в сказках» - дидактическое пособие по использованию занимательного математического материала для развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста.                                                                                                   Данное пособие представляет собой сказочную книгу- раскладушку, формата А3, которая закрывается на волшебный замок. Замок закрывается с помощью липучего материала. Книга состоит из шести страниц.  По обе стороны книги размещены различные кармашки и конверты, тканевые мешочки, которые крепятся на крючки, липучки, кнопки и разноцветные ленточки. Все это легко открывается, отстегивается, отлепляется и ребенок самостоятельно справляется с пособием. В книге содержится необходимый систематизированный материал, в том числе иллюстративный, для изучения и закрепления знаний по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста                   Лэпбук «Математика в сказках»

Аннотация

Лэпбук «Математика в сказках» - дидактическое пособие по использованию занимательного математического материала для развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста.                                                                                                   Данное пособие представляет собой сказочную книгу- раскладушку, формата А3, которая закрывается на волшебный замок. Замок закрывается с помощью липучего материала. Книга состоит из шести страниц.  По обе стороны книги размещены различные кармашки и конверты, тканевые мешочки, которые крепятся на крючки, липучки, кнопки и разноцветные ленточки. Все это легко открывается, отстегивается, отлепляется и ребенок самостоятельно справляется с пособием. В книге содержится необходимый систематизированный материал, в том числе иллюстративный, для изучения и закрепления знаний по теме.

Описание пособия

«Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности дошкольников. Он представляет собой игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизацию знаний и, несомненно, интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка.

Разработанное дидактическое         пособие помогает детям формировать

 логико-математические представления, повышает активизацию мыслительных процессов, развивает сенсорные способы познания.

     B сказочной книжке – раскладушке помещается очень много информации интересного формата. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, в связи с чем, повышается его интерес к учебному процессу.

     «Лэпбук» мобилен, хорошо складывается, он может стоять и в разложенном виде. Материал разложен по карманчикам и содержит дидактические игры. Каждая игра мотивирует ребенка тем, что нужно помочь сказочным героям, которые нуждаются в помощи. Игры, подобранные в пособии, помогают педагогу разнообразить приёмы и методы работы. «Лэпбук» находится в уголке по познавательному развитию, что делает его более доступным для детей.

Цель: овладение детьми математическими способами познания, используя обучающие игры.

Поставленную цель достигают путем решения следующих задач:

  1. Познавательные:

-  Совершенствовать умение называть и показывать количество предметов;

-  Формировать представления о числе, цифре и соотношении их с количеством предметов;

-  Закреплять знание состава числа в пределах 10;

-  Упражнять в умении находить целое и части;

-  Учить выделять форму в конкретных предметах окружающего мира;

-  Закреплять знания о геометрических фигурах;

-  Закреплять навык ориентировки в пространстве;

-  Учить ориентироваться во времени.

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, инициативу, творчество, коммуникативные навыки ребенка;

-  Развивать сенсорное восприятие (форма, цвет и величина), конструктивное мышление.

3. Воспитывающие:

-  Воспитывать желание работать в команде, содержательно общаться, играть в различные дидактические игры, выполняя правила.

 

Cодержание «лэпбука»

Первая страница раздел : «Учим цифры»

Математическая сказка - особый прием в педагогике, который способствует формированию собственного математического и логического мышления у детей; выполняет познавательную функцию; учит выполнять простейшие арифметические действия; знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами; объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.

Пословицы        , поговорки, загадки и стихи- помогают детям развивать речь. Также они обучают дошкольников житейской мудрости. А благодаря ярким картинкам с текстами, цифрами-        отлично        запоминаются. 

Вторая страница: «Счет».                                                                                                                                    

«Учимся считать»

Цель игры:

закреплять знания случаев сложения и вычитания;

- закреплять навыки счета в пределах 10;

- развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Вариант игры: Ребенок выкладывает на полоске стикеры с цифрами и знаками (сложение или вычитание) и подбирает ответ.

Дидактическая игра «Помоги        гусенице        собрать        свои        ножки»

Цель игры:

- закрепление цифр от 1 до 10;

- закрепление умение соотносить цифру с количеством предметов.

Вариант 1: Игра начинается с одной карточки. К ней нужно подобрать: картинки с тем же числом предметов. Нужно стараться, чтобы ребенок комментировал свои действия - это будет способствовать развитию его речи и логики.

Вариант 2: Ребёнок последовательно выкладывает карточки одного вида от 1 до 10 или наоборот, т. е. обратно от 10 до 1. Здесь закрепляется прямой и обратный счет.

Дидактическая игра «Собери        картинку»

Цель игры:

- систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;

- закреплять навыки счета в пределах 10;

- развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

- пробуждать интерес к предмету через игру;

- способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы.

Вариант игры: Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.                                                                   

 «Математические прописи»

Прописи помогут малышу:

- укрепить кисти рук и пальцев, чтобы впоследствии при длительном написании слов и предложений, руки не уставали;                                                         - развить мелкую моторику;

- научиться правильно держать ручку или карандаш;

- укрепят внимательность к мелочам и разовьют усидчивость;

- научат писать цифры и прочие знаки.

Вариант игры: Предложите рассмотреть цифру, напишите вместе в воздухе пальцем рассмотренную цифру, далее учимся писать цифру по точкам.

Научить ребёнка считать легко, если преподнести счёт в интересной для малыша форме. Дети быстро усваивают информацию, поданную в виде коротких рифмованных стихов, разновидностью которых являются считалки.                                                                                                 

Третья        страница :        «Состав        числа».                                                                    Дидактические игры: «Составь число», «Помоги белочке собрать грибочки»,         «Собери посуду бабушке Федоре», «Собери цветы для Красной Шапочки».

Вариант игры: Предложить  детям решить примеры , чтобы помочь сказочным героям.

«Графические диктанты»

Цель игры:

- развитие пространственного воображения, мелкой моторики, координации движений.

Вариант 1: Ребенок последовательно выполняет изображение в соответствии с указателями вверху листа.

Вариант 2: Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

«Веселые задачки»

Цель игры:

- учить пересчитывать предметы, называя итоговое число;

- закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.

Вариант 1: Ребенок пересчитывает предметы. Зачеркивает лишний или дорисовывает недостающий так, чтобы получилось количество предметов, равное числу в этой строке.

Вариант 2: Ребенок дописывает пропущенные цифры в строке.

Вариант 3: Ребенок соединяет стрелкой цифру и соответствующее количество предметов.

Четвертая страница: «Геометрические фигуры»

Дидактические        игры:                                                                                                             «Аппликации из геометрических фигур»

Цель игры: 

- продолжать знакомить детей с техникой аппликации из геометрических фигур;

- учим выполнять работу на основе имеющихся представлений, учить детей сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами;

- давать оценку своим работам.

Вариант игры: Ребенок выполняет аппликацию из геометрических фигур в соответствии с картинкой – примером (например, ковер-самолет).

«Танграм»

Цель игры:

- упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана;

- создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений;

- развивать память, внимание, конструктивное мышление, сообразительность;

- воспитывать терпение, усидчивость.

Вариант игры: Ребенок составьте по образцу фигуру – картинку, подобрав нужные детали, называет получившуюся картину.

«Собери узор»

Цель игры:

- уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

-воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Вариант 1: Предложить детям игру с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры (например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек, сравнить по величине полученные квадраты): по указанию величины фигуры (например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки).

Вариант 2: Предложить детям игру с выкладыванием изображений предметов по образцу и по замыслу.

Вариант 3: Предложить детям игру с выкладыванием изображений предметов по устной инструкции (например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочекна чердаке – треугольное окно из 3 палочек).

Вариант 4: Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (например, из 8 палочек выложить квадрат, добавить еще 4 палочки так, чтобы разделить его на 4 равных квадрата).

Пятая страница: «Время и пространство» 

Дидактические игры:

«Часы и время»

Цель игры:

- закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам;

- определение время с точностью до пяти минут и закрепить понятия "ровно час", "половина часа", "раньше", "позже";

- развитие речи, памяти, внимания, умения слушать.

Вариант игры: педагог просит внимательно рассмотреть часы, называет определенное время и просит детей поставить стрелки на модели так, чтобы время совпадало.

«Части суток»

Цель игры:

- Развитие представления о суточном цикле;

- побуждение к рассматриванию красоты природы в разное время года.

Вариант игры: педагог сообщает, что он будет предлагать варианты деятельности детей в разное время суток. Они должны догадаться, в какое время суток это происходит и показать стрелками на модели.

                                                                                                                                     «Веселый паровозик»

Цель игры: Ознакомить детей в игровой форме с названиями и последовательностью дней недели. Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве. Познакомить детей с часами и их назначением, сформировать представления об определении времени по часам. Развивать внимание, память, мышление.

«Разложи по порядку»

Цель игры:

- закрепить знания о месяцах;

- развивать внимание, память.

Вариант игры: педагог расставляет карточки с месяцами по порядку. Дети закрывают глаза. В это время он меняет карточки местами или убирает какую-нибудь. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Тот, кто ответил первым и правильно, становится ведущим.

Шестая страница: «Времена года»

Цель: Закрепить представления о временах года, упражнять в отгадывании загадок; расширять познавательный интерес, логического мышление, внимание.

Вариант игры: воспитатель предлагает детям сложить целые картинки из кусочков и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "Математика"

В лэпбуке «Математика» находятся материалы по формированию элементарных математических представлений в различной деятельности дошкольников.Данный лэпбук поможет детям по своему желанию организов...

Лэпбук "Математика"

Для знакомства детей младшего и среднего возраста с математикой.Выполнен воспитателями: Ашировой З.А. и Загариной Н.Б....

Лэпбук "Математика"

Лэпбук по математике предназначен для детей 5-7 лет....

Изготовление Лэпбука "Математика вокруг нас"

Лэпбук (lapbook) – это своего рода тематическая самодельная интерактивная папка, включающая в себя кармашки, дверцы, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учи...

Методическое пособие "Лэпбук": "Математика вокруг нас"

Название лэпбука: "Математика вокруг нас"Автор: Титова Светлана Николаевна, воспитатель дошкольных групп МОУ СОШ №2 р.п. Екатериновка.Целевая аудитория: дети 5-7 летАктуальность: данное посо...

Лэпбук "Математика"

Лэпбук рассчитан для детей младшего и старшего дошкольного возраста  и формирует логико-математические представления, повышает активизацию мыслительных процессов....

Мастер-класс по созданию лэпбука "Математика вокруг нас"(подготовительная группа)

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений...