Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
материал

Панькина Оксана Ивановна

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_0.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Ручеёк

Доклад на тему

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                 

                                                                                                              Подготовила:

     воспитатель   Панькина О.И.

2020г.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.                                                                             Что же такое экспериментирование? это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. ...

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания.         Ведь не зря гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Во второй младшей группе дети знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов живой и неживой природы. Поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать колечко в воде? Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.         Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.                                                                                                Подведя детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.                                                                                                 Как мы уже сказали, что в младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов        и        экспериментов. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое используется в нашей деятельности – опыты. Опыты проводятся  как на занятиях, так и в свободной деятельности. В процессе проведения опытов задействуют каждого ребёнка, группы детей. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают        сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д. 

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. 

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. 

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. 

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. 

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.                                                         Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.                                                                                                 Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, а для этого нужно создать у
словия для проведения  экспериментальной деятельности.                                                         Одним из важных условий развития экспериментальной деятельности является наличие специально созданной предметной среды:

  • Приборы помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объёмов и форм.
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, cпилы и листья деревьев, мох, семена и т.п.
  • Утилизированный материал: проволока, куски кожи, меха, ткани, пробки и т.д.
  • Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы(без игл).
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.

Требования к оформлению  уголка экспериментирования

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
  2. Открытость и доступность среды.
  3.  Разнообразие материала.
  4. Эстетичность.
  5. Соответствие содержания возрасту детей.
  6. Привлекаемость материала.

Требования  к объектам работы:

  1. Безопасность объектов для  детей.
  2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемых в ходе эксперимента.
  3. Объекты должны быть знакомы детям.
  4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей и уровню их познавательного развития.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

•Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

•Не сдерживайте инициативы детей.

•Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

•Не спешите с вынесением оценочных суждений.

•Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

•Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

•Формируйте навыки самостоятельного решения проблем исследования;

•Учите анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной        активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Литература.

1.Королёва Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014.

2.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.

3.И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

4.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.

Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...