Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
материал
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_0.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №2 «Ручеёк
Доклад на тему
«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Подготовила:
воспитатель Панькина О.И.
2020г.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Что же такое экспериментирование? – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. ...
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. Ведь не зря гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Во второй младшей группе дети знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов живой и неживой природы. Поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать колечко в воде? Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Подведя детей к пониманию таких природных явлений, как дождь. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Как мы уже сказали, что в младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое используется в нашей деятельности – опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. В процессе проведения опытов задействуют каждого ребёнка, группы детей. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, а для этого нужно создать условия для проведения экспериментальной деятельности. Одним из важных условий развития экспериментальной деятельности является наличие специально созданной предметной среды:
- Приборы помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объёмов и форм.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, cпилы и листья деревьев, мох, семена и т.п.
- Утилизированный материал: проволока, куски кожи, меха, ткани, пробки и т.д.
- Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы(без игл).
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.
Требования к оформлению уголка экспериментирования
- Безопасность для жизни и здоровья детей.
- Открытость и доступность среды.
- Разнообразие материала.
- Эстетичность.
- Соответствие содержания возрасту детей.
- Привлекаемость материала.
Требования к объектам работы:
- Безопасность объектов для детей.
- Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемых в ходе эксперимента.
- Объекты должны быть знакомы детям.
- Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей и уровню их познавательного развития.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ
•Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
•Не сдерживайте инициативы детей.
•Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
•Не спешите с вынесением оценочных суждений.
•Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
•Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
•Формируйте навыки самостоятельного решения проблем исследования;
•Учите анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Литература.
1.Королёва Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014.
2.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.
3.И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
4.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.
Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...
Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...
Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...
Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"
Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...
«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....
Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".
В результате освоения содержания данного опыта предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских ...
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...