Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Лыскова Елена Викторовна

Дидактические и подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6.docx55.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ

Дидактические игры

Больница (сюжетно-ролевая игра).

Подготовка детей к игре:

Изготовление атрибутов. Обогащение впечатлений. Обучение игровым действиям. Изготовление рецептов, медицинских карт, талонов, сбор коробочек из-под лекарств. Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; наблюдение родителей с детьми за работой аптекаря. Чтение: И. А. Крылов «Заболел Петух ангиной», К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». Беседа, рассматривание картин. Прослушивание песни «Кукла заболела»  (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Разыгрывание игры-ситуации «Зайка заболел» (воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой-пациентом); научить пользоваться инструментами, упаковывать лекарства.

Сюжеты. Роли. Атрибуты. Игровые действия. Речевые обороты: аптека, доктор, белый халат, игрушечные градусники, фонендоскоп, медицинская карта, телефон. Выслушивает жалобы больного, прослушивает легкие, смотрит горло, уши, измеряет температуру, выписывает рецепт, желает больному здоровья. «Здравствуйте, больной», «Что у вас болит?», «Давайте я вас послушаю, дышите – не дышите». Больной, талон, медицинская карта. В регистратуре получает медицинскую карту, по приглашению врача входит в кабинет к врачу, рассказывает, что его беспокоит, в аптеке покупает нужные лекарства. «Спасибо, доктор», «До свидания». Регистратор, белый халат, талон, медицинская карта, телефон. Заполняет карту больного, дает талончик. «Ваша фамилия, имя?». Продавец в аптечном киоске, белый халат, баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой. Отпускает лекарства по рецепту врача, дает справку о дозе приема того или иного лекарства. «Ваш рецепт, пожалуйста», «Возьмите лекарство».

Сопутствующие сюжеты: шофер, таксист, руль, рация, деньги, коробка переключения передач. Переключает скорость, подъезжает к остановке. «Куда надо ехать?», «Возьмите сдачу».

Буратино-путешественник (игровая ситуация с использованием персонажа).

Воспитатель. Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Буратино. Я зашел в комнату, где дети:

– засучив рукава, намыливают руки, вытираются…

– зевают, отдыхают, спят…

– пляшут, поют, кружатся…

Был я в детском саду, когда дети:

– приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

– обедают, благодарят…

– одеваются, прощаются…

– лепят снежную бабу, катаются на санках.

В гости пришел Петушок (игра на ознакомление с окружающим).

Взрослый держит игрушечного петушка, поет песенку, «клюет зернышки» из ладошек детей. Дети помогают петь песню и гладить петушка. Рассматривают курочку, цыплят и петушка. Вспоминают, кто как кричит. Озвучивают:

– Ку-ка-ре-ку!

– Ко-ко-ко!

– Цып-цып-цып, – хозяйка так зовет. Зовем тихо и громко, делаем движения руками – сыплем зернышки, а потом пальчиками «клюем».

– Клю-клю-клю.

Дети еще раз просматривают картинки, запоминают, что петух и курица домашние птицы.

– Зачем разводят домашних птиц? (Для того чтобы получать яйца, мясо, перо.)

– Где живут домашние птицы? (В курятнике.) 

Педагог показывает картинку с изображением курятника.

В доме у Хозяюшки (игра-развлечение).

В группе стоят домик,  скамейка,  около  домика  сидит  Хозяюшка (воспитатель в народном костюме). В группу входят дети.

Хозяйка. Здравствуйте, ребятки, милые котятки! Проходите, проходите! Вы мои ладушки! Спойте, пожалуйста, со мной песенку.

Дети хором поют и инсценируют песенку «Ладушки».

– Ладушки, ладушки, где были?

– У бабушки. (Хлопают в ладошки.) 

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку. (Водят пальчиком по ладошке.) 

Кашу поели. Шу! Полетели! (Машут руками, изображая птичек.)

На головку сели. Сели, посидели. (Кладут ладошки на голову.) 

Прочь улетели! (Изображая птичек, разбегаются по группе.) 

Хозяйка. Как вы хорошо поете! Ребятки! А я живу не одна, со мной живет маленький дружок. Хотите с ним познакомиться?

Дети. Хотим!

Хозяйка.  Тогда отгадайте загадку.

Мягкие лапки, на лапках царапки.

На молоко глядит, «мяу-мяу» говорит.

Кто это?

Дети. Кошка!

Хозяйка. Правильно! (На крыше домика появляется кошка.) Вот и мой маленький дружок, котик Васька. (Хозяйка берет игрушку – кота – в руки, гладит, предлагает погладить детям, читает потешку.)

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Хозяйка. Хотите поиграть с моим котиком? Вы будете мышками, а мой котик Васька будет вас ловить.

Дети сидят в «норках», а котик ходит между детьми-мышками и читает.

Котик.       Котик по двору идет, ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышки все сидят, на кота они глядят,

На кота глядят!

Затем котик идет «спать», а мышки выбегают, котик просыпается и ловит «мышат». Пока дети играют, на домике появляется птичка.

Хозяйка. Ой! Ребятки, посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети. Птичка.

Хозяйка. Давайте покормим птичку и споем ей песенку.

Дети поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка».

Маленькая птичка прилетела к нам, к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам, дам.

Маленькая птичка зернышки клюет, клюет.

Маленькая птичка песенки поет, поет.

Хозяйка. Птичка поела, а теперь хочет с вами поиграть.

Дети поют песенку «Птичка».

       Села птичка на ладошку. Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай. Улетела птичка! Ай!

(Дети изображают птичек, «летают» по группе.)

Хозяйка. Улетела птичка к своим деткам. А вы, наверное, устали? Садитесь на мой сказочный ковер. Я расскажу вам сказку.

Выбери предмет (дидактическое упражнение).

На столе разложены различные предметы. Предложите детям выбрать только те предметы, которые им помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста), или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Дети на прогулке.

Учить детей создавать мысленные образы предметов на основе их схематических изображений. Предлагаются несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого недорисованный предмет. Детям предлагается отгадать, что это за предмет.

Заборчик для утят (на ознакомление с окружающим).

Взрослый обращает их внимание на столбики (цилиндры) и кирпичики (параллелограммы), лежащие перед каждым из них.

«Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору», – предлагает взрослый и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т. д. Взрослый предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядом два столбика или два кирпичика – такой заборчик легко раздвинуть и разбежаться (демонстрирует, как утенок расталкивает носом два кирпичика в месте их соединения и убегает). «Нам нужен крепкий заборчик», – говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить (столбик – кирпичик, столбик – кирпичик и т. д.).

Затем дети действуют самостоятельно. Взрослый продолжает показывать действия на своем материале, побуждая малышей к подражанию. Если кто-то ошибается, он обращает его внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно.

В третьей части занятия взрослый дает каждому ребенку еще несколько предметов с целью «замкнуть» заборчик со всех сторон. В одном месте взрослый ставит рядом два кирпичика – это вход.

Когда постройка будет выполнена, предлагает детям «загнать» утят за заборчик, «накормить» и «напоить» из корытца.

Играя, они свободно передвигаются вокруг стола. Взрослый побуждает их к имитации голосов птиц, разыгрывает забавные ситуации: например, утята гуляют по двору, собираются группкой или выстраиваются гуськом и т. п.

Занимательная коробка.

Материалы и оборудование: «Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3 см) и круглые (диаметр 7, 5, 3 см); кубики (6, 4, 2 см), а также шарики (диаметр 6, 4, 2 см) (для каждого ребенка).

Взрослый обращает внимание детей на кубики и шарики разной величины, предлагает вложить их в «занимательную коробку», а для этого надо отделить кубики от шариков. Когда дети выполняют эту часть задания, взрослый по кругу, от одного ребенка к другому, передвигает коробку, предлагая каждому опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь в их величине: маленький предмет могут опустить в любое отверстие; предмет среднего размера – в большое или среднее отверстие; большой предмет – только в самое большое отверстие. Так дети учатся не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами.

Аналогично каждый ребенок помещает в коробку вторую, а затем третью пару предметов. Другие наблюдают за его действиями, замечают, как он выполняет задание. Взрослый оценивает «работу» с точки зрения более рационального решения задачи.

Игрушки (с Петрушкой). 

В центре группы на столе, кубиках, кукольном диванчике – выставка игрушек. Это любимые игрушки детей, принесенные родителями по секрету от малышей из дому.

Дети рассаживаются по местам. Звучит веселая музыка, и на ширме появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, друзья мои,

Как и обещал,

К вам игрушки заводные

В гости я позвал.

Ведущий.    Ай да славные игрушки,

Симпатичные зверюшки

Все расселись по местам,

Шлют привет, ребята, вам.

– Давайте поздороваемся с игрушками.

Дети приветствуют гостей.

Петрушка. Все игрушки очень рады

Детям нашего детсада

И, конечно, всем им хочется

С вами ближе познакомиться.

Воспитатель показывает игрушку, спрашивает, чья она, как ее зовут. Дети отвечают.

Ведущий.   Все игрушки имена назвали,

Только мы свои им не сказали.

Ребята называют по очереди свои имена. Вдруг слышится чей-то плач; на ширме появляются сломанные игрушки. Они поют грустную песенку.

Были тоже мы, ребята,                        На пол нас швырнуть могли.

Симпатичными когда-то.                Нас детишки разлюбили

Были раньше заводными,                И о нас совсем забыли.

Озорными и смешными.                Как же нам, игрушкам, быть?

Только нас не берегли,                        Как же нам, бедняжкам, жить?

Петрушка. Ах, бедные игрушки, как мне жаль вас. А вам, ребята?

Дети отвечают.

Ведущий. Давайте, дети, пожалеем игрушки, погладим, успокоим их и пригласим пожить у нас в группе.

Мы будем любить вас, милые игрушки, и никогда не станем обижать, правда, ребята? А чтобы игрушки почувствовали себя лучше, давайте с папами и мамами починим их.

Папы, заранее ознакомившись с дефектами игрушек, чинят несложные поломки. А мамы вместе с малышами надевают на кукол заранее приготовленные новые наряды, причесывают, умывают их.

Игрушки.   Спасибо, милые ребята,

Знакомству с вами очень рады.

Мы с вами будем дружно жить,

Не будем плакать и грустить.

Ведущий.   Вот и прекрасно. А сейчас

Я на концерт зову всех вас.

В концерте выступят артисты:

Чтецы, танцоры и солисты.

Прошу вас, дети, не болтать,

А громко хлопать, «Бис!» кричать.

Ведущий заводит по очереди игрушки. Они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. В концерте принимают участие и те игрушки, которые починили родители и дети. Дети аплодируют.

Петрушка. Концерт был, дети, чудный, право.

Игрушкам – бис! Игрушкам – браво!

Я вижу, на местах ребятам не сидится,

Давайте тоже будем веселиться.

Ведущий проводит игру «Магазин игрушек». В магазине продаются заводные игрушки: куколки и зайчики и т. д. Ведущий заводит Куколок, они танцуют, затем заводит зайчиков – те весело скачут.

Петрушка.  Здорово, ребята, вы играли!

Зайцы прыгали, а куклы танцевали.

А теперь к своим игрушкам подойдите,

На руки скорее их возьмите.

Игрушки в избушке (игра-забава).

Воспитатель. В этой избушке живут игрушки.

Чей  звонок  нажмешь – к  тому в гости попадешь. (Нажимает кнопку.)

В первой комнате – Петрушка в ярко-красном

колпаке,

Всем известная игрушка, с погремушкою в руке.

Появляется Петрушка.

Петрушка.        Эй, ребята, подходи! На Петрушку погляди!

Я танцую, я пою. Слушай песенку мою!

Исполняется песня «Петрушка» (муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкеля).

Дети хлопают в ладоши. Ведущий усаживает Петрушку.

Ведущий. А сейчас. Петрушка, ребята станцуют для тебя.

Исполняется «Танец с погремушками» (муз. Р. Рустамова).

Звенит звонок. Выходит доктор Айболит.

Айболит. Здравствуйте, детки. Что болит?

Дети (с места). Не болит ничего. Ничего, ни у кого.

Айболит. Может, надо аспирину.

Может, смазать йодом?

Дети.          Лучше дайте витамины

Угостите медом!

Айболит. А руки все вы моете? Попрошу вас показать!

Проводится игра «Покажи ладошки» (латышская народная мелодия).

Звенит звонок. Появляется Неваляшка, поет песню.

Неваляшка.  На столе стоит обед, а гостей все нет и нет.

– Где же тетя Белка? – говорит тарелка.

(Ведущий ставит тарелку на ребро.)

– Где же тетя Кошка? – удивилась ложка.

(Ведущий поднимает ложку.)

– Где же дядя Ежик? – возмутился ножик.

(Ведущий стучит ножом по столу.)

А хозяйка Маша, Маша-неваляша,

Белый фартучек надела и одна за столик села:

– За кошку съем сметаны ложку.

А за тетю Белку супа съем тарелку.

А за Ежика пирог – будет Ежику урок.

Если в гости зван к соседу, не опаздывай к обеду.

В. Товарков

Ведущий. В гостях весело, а дома лучше. Пора нам с игрушками прощаться и домой возвращаться.

Дети прощаются, уходят.

Какая игрушка? (на сенсорное восприятие).

Материалы и оборудование: разноцветный мешочек (40 × 30 см); предметы разной формы (шарики, кубики, втулки, яйца и т. п.) небольшого размера (3–4 см), а также сюжетные игрушки (куколки, матрешки, машинки) по 2–3 штуки в коробке (для каждого ребенка). Желательно подбирать предметы и игрушки из разных материалов (резиновые, полиэтиленовые, матерчатые, деревянные).

Взрослый укрепляет мешочек на шнуре, свисающем с потолка (или кронштейна), предлагает рассмотреть его, усаживает детей вокруг. Затем показывает различные игрушки, называет их и по одной опускает в мешочек через боковую прорезь. Встряхивает мешочек, перекручивает шнурок и отпускает его – мешочек начинает вращаться.

Взрослый говорит: «Мешочек, покрутись, нашим детям покажись». Во время вращения мешочка дети видят его со всех сторон. Когда он останавливается, взрослый опускает руку в прорезь, ненадолго задерживает ее там и спрашивает: «Что внутри? Какая мне попалась игрушка?» Достает, показывает детям и называет (например: «Рыбка!»). Дает детям возможность рассмотреть ее: «Какая красивая рыбка – серебряная, а глазки розовые».

Затем предлагает каждому ребенку достать игрушку из мешочка, назвать ее, рассмотреть и показать всем детям.

Если дети легко справляются с этим заданием, можно усложнить его. После того как ребенок достанет и назовет игрушку, взрослый предлагает ему подобрать из общей коробки аналогичную: «Найди такую же машинку в коробке. Покажи ее всем детям! Какого она цвета? Красного цвета, и эта машинка тоже красного цвета».

Клоуны (игра-инсценировка).

Материалы и оборудование: ширма, игрушка кукольного театра – клоун, костюм клоуна для взрослого, две куклы – клоуны синего и красного цветов, части тела которых соединяются с помощью шнурков, липучек, пуговиц, пиктограммы эмоций человека, магнитофон, аудиозапись музыки «Утро начинается», пуговицы синего и красного цвета; угощение.

Ширма, за ней взрослый клоун. На ширме появляется клоун-игрушка.

– Ой, ой, ой…

Воспитатель. Кто это так кричит?

Клоун. Это я, клоун Антошка, к ребятам хочу.

Воспитатель. Раз, два, три, клоун Антошка, к нам беги!

Из-за ширмы выбегает взрослый клоун.

Клоун. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Доброе утро, глубокие реки,

Доброе утро, высокие горы,

Доброе утро я солнцу скажу,

Крепко, крепко всех обниму.

– Здравствуйте, дети! Я пришел к вам веселиться, немного поучиться, а со мной мои друзья – Весельчак и Злюка. Один клоун синий, другой красный. Они так торопились, что перепутали свои костюмы. Помогите им, пожалуйста, подберите правильно одежду и обувь.

Дети выполняют задание.

Клоун. Посмотрите, что у меня есть в кармане (клоун достает из кармана пуговицы красного и синего цвета). Что это за кружочки?

Дети. Пуговицы.

Клоун. Давайте потрогаем их пальчиками. Какого они цвета, формы?

Дети. Синего и красного.

Клоун. Это подарки для моих друзей. Какого цвета пуговицы мы подарим красному Весельчаку, а какого – синему Злюке? (Дети пристегивают пуговицы куклам.)

Клоун. Эх, топну ногой, да притопну ножкой.

Выходи плясать со мной, с клоуном Антошкой!

Под музыку «Утро начинается» дети выполняют музыкально-ритмические движения с клоуном.

Клоун. А у меня еще что-то есть (достает из кармана пиктограммы эмоций человека, раскладывает их на полу, дает возможность детям их рассмотреть). 

Проводится игра «Найди такую же эмоцию».

Клоун. Вот какие молодцы! Спасибо вам, ребята, за помощь! Весельчак и Злюка дарят вам конфеты. До свидания!

Воспитатель. Ребята, вам понравилось играть с клоунами, «собирать» их, подбирать одежду, пуговки?

Куда что положить.

Перед детьми красивая коробка. Воспитатель раскрывает ее и показывает, что в ней лежит. Поочередно достает три предмета, спрашивает: «Что это? Зачем нужно (нужен)?» Выслушивает ответы, уточняет их. Объясняет, что посуду надо ставить на поднос, одежду лучше повесить или положить в шкаф, а овощи сложить в корзинку. Уточняет, куда что следует положить (повесить). Например: «Да, это тарелка. Глубокая тарелка. Из глубокой тарелки едят суп (в нее наливают суп). Это посуда. Поставим ее на поднос».

Педагог вызывает ребенка, предлагает ему взять из коробки любой предмет, назвать его, объяснить назначение и положить туда, где уже лежит аналогичная вещь (посуда, одежда, овощ). Оценивая ответы, воспитатель еще раз объясняет детям, к какой группе относится выбранный ребенком предмет.

После того как на подносе, в корзине и шкафу появится по три предмета, воспитатель предлагает всем детям взять из коробки по предмету и разложить их. Проверяет, как выполнено задание. Помогает допустившим ошибки. Для этих детей упражнение предлагается еще раз. Воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду, затем овощи, одежду. Уточняет: посуда – это и чашка, стакан, тарелка, кружка и т. д.

Кукла Галя недовольна (игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации).

Разложить на столе игрушки, с которыми могла бы поиграть кукла Галя: мячик, машинку, кубики, мишку, зайку, слоника – по выбору. В стороне от них сидит кукла Галя, с недовольным видом, отвернувшись в сторону от остальных игрушек или боком, на другие игрушки не «смотрит».

Воспитатель привлекает внимание детей: «Сколько игрушек! Это что? Мяч. Вот как он скачет (играет с мячом). А это что? Машина (катает машину, гудит «би-би»). А это кубики (с ребенком рассматривает и называет все игрушки, кроме Гали). А это кто? Да это же Галя! Здравствуй, Галя! Галя, ты почему не отвечаешь? Не хочет Галя нам отвечать. И от игрушек отвернулась. Не смотрит Галя на игрушки, не хочет с ними играть. Огорчились игрушки . Мишке грустно, мишка чуть не плачет. И слоник огорчился. Что случилось, Галя? (Берет Галю на руки, осматривает ее, трогает ей лоб.) Все понятно. Галя гуляла под дождем, вот и простудилась. Заболела Галя. Лоб у Гали горячий. Голова у Гали болит. Надо нашу Галю в кроватку положить (раздевает Галю, укладывает в кровать).

Кукла Маша купила мебель.

Материалы и оборудование:

1. Макет кукольной комнаты. Это большая (50 × 50 см) коробка без крышки, с нарисованными по бокам окнами и дверями.

2. Кукольная мебель. Должно быть 4 предмета разной формы (круглой, квадратной, прямоугольной).

3. Вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели.

4. Лист бумаги, изображающий кукольную комнату. На нем в соответствующих местах отмечены окна и двери.

Кукольная комната располагается на столе перед детьми так, чтобы хорошо было видно все, что находится внутри комнаты. Воспитатель сообщает, что кукла Маша купила новую мебель и расставила ее по комнате. Посредине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном диван (при первоначальном проведении игры должно быть не более трех предметов). Рассказ сопровождается размещением предметов в нужных местах комнаты.

Затем педагог рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить мебель у себя дома так же.

Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположена дверь, а где окна.

Потом говорит, что у Миши вместо мебели будут похожие на них фигуры (каждый ребенок получает одну из картонных фигур, изображающих мебель). После чего просит подумать, какая фигура будет вместо стола, какая – вместо стула и т. д. Взрослый помогает детям подобрать фигуры в соответствии с предметами мебели (названия фигур при этом не озвучиваются).

Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги.

Магазин игрушек (на развитие речи).

Из кубиков или строительного набора строится лестница, на ее ступеньках размещаются мелкие игрушки: машинки, мячики, пирамидка, юла, кукольная посуда и т. д. Это «магазин». В стороне «больная» кукла Галя лежит в кроватке, возле кроватки сидят мишка, Петрушка, зайка (набор игрушек может быть другим, в зависимости от того, какие игрушки у вас есть).

Воспитатель. Заболела наша Галя. Лежит Галя в кроватке. Скучно Гале. Мишка жалеет Галю. Захотел мишка новую игрушку Гале подарить. Встал и пошел в магазин (мишка идет). Вот какой магазин!

Мишка (просит низким голосом). Дайте мне пирамидку! Я отнесу ее Гале. Галя будет играть, снимать колечки.

Мишка относит Гале пирамидку. Остальные игрушки тоже идут в «магазин» и покупают игрушки.

Воспитатель. Теперь Гале будет весело. А что вы (обращается к детям) хотите купить в магазине?

Матрешки (математическая игра).

Взрослый обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагая каждому ребенку взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует  голосом  стук: «Тук-тук-тук!  Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.

Мишка собирает ягоды (игра-инсценировка).

Вариант 2.

Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды:

По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.

Мы малинку наберем, наберем, наберем.

Солнышко во дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.

Много – мало.

Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой – много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4–5), а в большую поменьше (2–3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Далее детям предлагается сюжетная игра «Строители».

Музыкальный теремок (музыкальная игра на социально-эмоциональное развитие).

Педагог знакомит с персонажами книжки-малышки:

Книжку-малышку читали детишки,

И разорвали страничку зайчишки,

Зайка, обидевшись, к нам убежал,

В книжке остаться не пожелал.

Мышка в кладовочке кушала сыр,

Сосиски, колбаску, готовила пир,

Ты на страничку к мышке зашел,

И стало не видно: где мышь, а где стол?

Чтение сопровождается показом самодельной книжки-малышки.

Если в книжке нет зверей,

В гости просим их скорей.

И согласно голосам

Размещу их в доме сам!

                                Е. Стрижакова

Найди такой же домик (на сенсорное развитие).

– Вот собака. У собаки есть дом. Вот такой.

Покажите силуэт дома из бархатной бумаги. Обследуйте дом, попросите провести трижды рукой ребенка сверху вниз, приговаривая: «Шершавый». Обследуйте сначала правой, потом левой рукой. «Поселите» собаку в дом (в стене домика вырезано квадратное отверстие – «окошко»).

– А вот еще собака. Она тоже построила себе дом. Вот такой.

Покажите дом из глянцевой бумаги. Обследуйте его, приговаривая: «Гладкий». «Поселите» собаку в дом.

– Пришел мишка. Он хочет шершавый дом.

Положите перед ребенком два оставшихся дома. Обследуйте их. «Этот шершавый? Нет, этот гладкий. А этот? Да, этот шершавый». Положите дом рядом с шершавым. «Этот дом шершавый. И этот такой же шершавый». «Поселите» мишку в дом.

Аналогично найдите гладкий дом для второго мишки.

Найди такой же предмет (на сенсорное развитие). 

1. По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2–3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.

2. Взрослый собирает детей вокруг себя, раздает им игрушки. Они рассматривают их, называют, отмечают особенности. Предлагает детям по очереди подойти к столу и выбрать такую же игрушку. Пока ребенок подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает игрушку издали, называет ее и тем самым побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый предлагает детям сказать, справился ли их товарищ с заданием. С этой целью он ставит рядом две игрушки и предлагает сравнить: «Миша принес такую же куколку? Я кукол поставлю рядом». Точно так же поочередно игрушки приносят все дети, взрослый учит их сравнивать.

Необычная песенка «Эхо».

Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

– Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно пели: «О-о-о». (Дети пропевают мелодию на звук О.) Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку: «А-а-а». (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А.) Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках: «И-и-и». (Дети напевают эту же мелодию на звук И.) Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Опять мимо! (дидактическое упражнение).

После того как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, воспитатель усложняет задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Переполох.

Объемные миниатюрные игрушки домашних птиц и животных, картонные полые коробочки белого цвета, которые служат домиками для персонажей. Домики должны отличаться величиной и цветом окон, дверей.

Дети сидят полукругом на стульчиках, напротив стоит стол, на котором за ширмой располагаются все домики. В каждом из них заранее помещаются соответствующие игрушки. Домики выстроены в порядке нарастания. Воспитатель снимает ширму: «Смотрите, как много домиков у нас, в каждом живут животные и птицы. Сегодня я хочу их выпустить погулять, но боюсь, что они разбегутся. Нужно запомнить, кто в каком домике живет. (Дети с воспитателем рассматривают домики, выпуская животных. Через некоторое время воспитатель неожиданно для детей выпускает из большого домика собачку Бобика. Собачка с лаем бегает и распугивает животных.) «Ой, какой переполох устроил Бобик, все животные перепутались. Попробуйте вернуть домой цыплят, потом утят (и так, пока всех животных не вернут в домики). При повторении игры роль Бобика можно поручить ребенку.

Подарим зайке игрушки (на развитие речи). 

Воспитатель предлагает посмотреть детям, какой красивый зайка, он пришел к ним в гости.

– Какие у зайки ушки? (Длинные, пушистые.) Зайка наш любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем зайку в одинакового цвета одежду. (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета.) Далее дети выбирают из чудесного мешочка для зайца игрушки-подарки, называя их и подбирая по цвету к цвету одежды. (Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.)

Подари петушку перышко.

Воспитатель напоминает (читает) детям потешку. Повторяя ее, поощряет попытки детей читать вместе с ним.

– Вот эти желтые цыплятки смотрят на мальчика, а мальчик говорит им: «Клюйте зернышки,  клюйте.  Они вкусные». Что говорит мальчик?» (Хоровой и индивидуальные ответы.)

Занятие заканчивается рассказом воспитателя.

«Взяла Таня блюдо с зернышками и вышла во двор. “Цып-цып-цып”, – позвала девочка. И к ней сразу же прибежала курочка с цыплятками. Курочке Таня насыпала зернышек в большую миску. Курочка клюет, и два цыпленочка клюют. Им девочка зернышки на землю сыплет, чтобы клевать было удобнее. А остальные цыплята почему-то не едят, по сторонам смотрят. Может, они еще не научились клевать? Мальчик в белой кепочке присел на корточки и уговаривает цыплят: “Ну клюйте же, клюйте. Зернышки очень-очень вкусные!”»

Позови цыпленка (дидактическое упражнение).

Воспитатель расставляет на столе игрушечных цыплят. Предлагает послушать песенку, которую сочинили цыплята:

Цып-цып! Аты-баты!

Мы – цыплята! Мы – цыплята!

Мы клюем, клюем, клюем

Все, что встретим на пути,

И поем, поем, поем:

Пити-пити, пи-ти-ти!

В. Берестов. Цыплята

Затем воспитатель еще раз читает стихотворение. «А вот и Таня! – говорит он и ставит на стол куклу. – Она пришла кормить цыплят. «Идите, идите, цыплята», – зовет Таня. Как она их зовет? А цыплята не идут! Надо позвать их вот так: цып-цып-цып. Как надо их позвать? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Видите, сразу все цыплята вместе собрались. Насыпьте им зернышек, пусть клюют» (воображаемая ситуация).

Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». «Если кто-либо из вас, – объясняет он, – позовет цып-цып-цып, то цыпленок подойдет, чтобы поклевать крошек или зернышек». Ребенок зовет цыпленка, тот подходит и клюет с ладони корм (воображаемая ситуация). Упражнение повторяется шесть-семь раз, после чего воспитатель говорит: «Таня и курочке зернышек оставила. Они в блюдце лежат (показ). Позовите курицу: цып-цып-цып. Кто прибежал? (Курица.) Скажите ей, что зернышки в блюдце».

Педагог убирает игрушки и показывает картину. Дети сразу же отмечают, что на картине нарисована Таня, которая кормит курочку и цыплят, а мальчик смотрит, как клюют цыплята. Педагог спрашивает:

– А где лежат зернышки? (В мисочке, в блюде.) А сейчас покажите, как девочка берет зерна из мисочки и сыплет их курице и цыплятам (задание всем детям). Клюют цыплята зернышки? А кто еще клюет их? (Курица.) У курицы клюв (показ) большой, а у цыплят клювики... (маленькие).

Покажи мне, как ты…

Эта игра поможет ребенку следовать Вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что Вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты…» («Покажи мне, как ты дотягиваешься головой до плеча; касаешься ухом стула; дотрагиваешься до маминого носа»). Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать Вам. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.

Посади огород (дидактическое упражнение).

Материалы и оборудование: набор игрушечных овощей (по 2 предмета каждого вида на ребенка); листы картона (12 × 12 см, разделенные на 4 части (по одному листу на ребенка); карточки с заданиями: 5 карточек (12 × 12, разделенных на 4 части). На карточках нарисованы кружки разных цветов, по одному на каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой  расположены в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а в двух нижних – 2 желтых. На второй – сверху 2 желтых кружка, а снизу 2 зеленых. На третьей – сверху желтый и зеленый кружок, снизу желтый и зеленый. На четвертой – сверху зеленый и желтый кружок, а снизу желтый и зеленый. На пятой – сверху зеленый и желтый кружок и снизу зеленый и желтый.

Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части, – это огород, где они будут сажать на грядки свои овощи: по 2 репки и по 2 огурчика. Взрослый говорит, что сажать овощи нужно так. как скажет матрешка. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зеленых кружка, внизу – 2 желтых). После того как дети выполнят задание, им последовательно предъявляются остальные четыре карточки.

Сначала детям дают 3 задания, при повторном проведении игры задания увеличиваются до 5.

Послушай и повтори (на развитие речи).

Дети воспроизводят заданный воспитателем ритм хлопанием в ладоши (хлопками): X – хлопок: X – X; XX – X и т. д. с постепенным усложнением элементов.

Построй башенку для Петрушки (развивающая игровая ситуация с использованием игрового персонажа).

Взрослый показывает: у каждого ребенка есть полые кубики и колпачки (конусы), предлагает построить из них башенки. Вначале из кубиков. Показывает образец на своем материале. Затем побуждает детей выбрать кубики и вложить меньший кубик в больший.

Во второй части занятия дети строят башенки из конусов. Взрослый обращает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть.

В конце занятия дети разбирают башенки, вкладывая меньшую деталь в большую; в результате получается пара вложенных один в другой кубиков и пара вложенных конусов.

Постройка домика для лесных зверюшек (конструктивная игра).

Зайчик. Дети, какие это фигуры? (Треугольники.) Какого они цвета? (Зеленого.) А что же из них можно построить? (Елочки.) Сделаем их красивыми, пушистыми, с зелеными иголками.

Дети конструируют из зеленых треугольников елочки.

Лиса. Спасибо за елочки. Вот только мы не знаем, как починить наши домики. У нас есть фигуры. Я не знаю, как они называются. А вы знаете? Какая это фигура? Какого она цвета? Постройте домик для меня.

Один из детей строит домик для лисички. Воспитатель сопровождает «строительство» чтением четверостишия.

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил дом. И вот,

Ты этому, конечно, рад (обращаясь к кому-нибудь из детей),

Теперь лисичка (мишутка, зайчишка, волчонок) в нем живет.

Посуда (дидактическое упражнение).

Воспитатель рисует на листе бумаги карандашом шкаф с полками, предлагает заполнить шкаф посудой. Дети говорят, что рисовать, а воспитатель «расставляет» по полкам: чашка, кастрюля, чайник и т. д.

Прятки.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «У нас в группе поселились неизвестные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски.) Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня».

Радость и грусть (игра на социально-эмоциональное развитие).

Отработка эмоций «грусть». Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением игрушечного зайки, которого забыли под дождем; осеннего дождика; царевны Несмеяны; заболевшего ребенка; ослика Иа.

Отработка эмоции «радость». Картинки с изображением: радостного человека; летнего солнышка; собаки, которая виляет хвостом; ребенка, которому купили игрушку; Буратино, который нашел золотой ключик.

Свойства красок (игра-эксперимент).

Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом, у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Воспитатель ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус». Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка? Колина!»). Спрашивает: «Что у нас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый создает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.

Сколько? (дидактическое упражнение).

Воспитатель достает из коробки утят. Говорит: «Утенок... Еще один утенок... Вот еще утенок». Дети помогают ему: «Еще утенок», – добавляют они и т. п. Затем педагог достает утку. Дети называют ее. Воспитатель спрашивает: «Сколько уток? (Утка одна.) Утят? (Утят много.) “Кря-кря-кря!” – крякают утята. Как крякают? И ходят вперевалочку (показ). Покажите, как утята вперевалочку ходят...» Пока дети изображают утят, воспитатель убирает игрушки и ставит на стол елочку, а вокруг нее грибки (по количеству детей). «Сколько выросло грибов! – показывает он детям. – Сколько грибов? (Много грибов.) А вот и корзинка. Что это? Сколько в корзинке грибов?» (Ни одного гриба нет.) Воспитатель предлагает детям «сорвать» по одному грибу. Спрашивает, сколько грибов у Оли (Саши, Тани). Предлагает всем сложить грибы в корзину. Уточняет, сколько грибов стало в корзине (много грибов), у детей (ни одного грибка). (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Воспитатель убирает игрушки и предлагает послушать рассказ про детей, которые пускали по воде лодочки. Рассказывает миниатюру Л. Толстого, не изменяя авторского текста. Повторяет рассказ еще один-два раза.

Собери пирамидку (игровая ситуация с использованием персонажа).

Перед каждым ребенком коробка с шариками. Петрушка показывает свою пирамидку в собранном виде: «Эта пирамидка из красных шариков». Затем показывает точно такую же пирамидку из синих и дает соответствующее пояснение. Потом Петрушка начинает последовательно снимать шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывать их в коробку. Так перед Петрушкой оказывается такая же, как у детей, коробка, наполненная шарами. Петрушка вновь нанизывает шарики, выбирая только красные и называя их цвет: «Этот шарик красного цвета, и этот тоже красный, и этот шарик красненький!» Оставшиеся шары дети нанизывают на второй стержень. «Какие красивые синие пирамидки», – говорит Петрушка, выделяя голосом название цвета. Затем предлагает каждому ребенку снять шарики со стержня и сложить их в коробку. Перемешивает шарики.

Далее по словесному указанию Петрушки дети самостоятельно собирают пирамидки сначала красного цвета, затем синего. Если дети ошибаются, Петрушка помогает им, прибегая к показу и наглядному сравнению.

Собери пирамидку из кубиков (развивающая игра).

Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины, которые они могут нанизать на стержень. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? А самый маленький какой?» – спрашивает взрослый. Учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т. е. в определенной последовательности.

Сорока.

– Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла.

Воспитатель раскладывает предметы. Далее происходит диалог между детьми и сорокой.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам мыльце.

Сорока. Не дам, не отдам. Возьму ваше мыльце.

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока. Не дам, не отдам. Возьму я иголку,

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам очки.

Сорока. Не дам, не отдам. Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Сорока. Не дам, не отдам. Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель. Ты, сорока, не спеши, ты у деток попроси.

Все тебя они поймут. Все, что надо, подадут.

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Дети, что для этого нужно сороке?

Дети называют и приносят все предметы. Сорока благодарит и улетает.

Тонет – не тонет (на ознакомление с окружающим).

Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой и ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из игрушек. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется предмет.

Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые – они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.

В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1–2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть с лодочками в бассейне.

Транспорт (дидактическое упражнение).

Воспитатель достает из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривает и отмечает материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т. д. Затем просит выделить их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и различия.

Чего не стало?

Перед детьми в ряд выставляются игрушки, посуда или овощи. Детей просят назвать каждый предмет, а потом закрыть глаза. Убирают один из предметов и спрашивают: чего не стало.

Чудесный мешочек.

В нем игрушечные овощи и фрукты, посуда. Ребенок на ощупь узнает предмет, называет его, затем достает и убеждается в правильности своего ответа.

Чья машинка уедет дальше (на сенсорное развитие). 

Дети распределяются по двое (трое) и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.

Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись – машина уехала далеко-далеко».

Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше.

Ягодки на ладошке (на сенсорное развитие).

Вырежьте с ребенком 5–6 картонных ягод (круги диаметром 2–3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им могут стать ведерко, мисочка или корзинка.

Спойте песенку «По малинку в сад пойдем...» или любую другую песню про ягодки. Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок»: «Вот сколько ягодок нашли!»

Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок» и уберите до следующего раза.

Подвижные игры

Веселый хоровод (игра-развлечение под польскую народную песню (русский текст Л. Кондрашенко, обр. В. Сибирского)).

Дети становятся в круг. В центре – корзина, наполненная яблоками и грушами. Двигаясь по кругу, дети весело поют.

Веселей, хоровод! Все ребята рады.

В руки к нам упадет яблоко из сада.

Воспитатель берет яблоко из корзины и дает ребенку.

К нам из сада придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Воспитатель берет грушу и дает ее другому ребенку. Дети, получившие яблоко и грушу. выходят из хоровода, который продолжается до тех пор, пока все дети не получат фрукты.

Воробушки и кот.

Воспитатель выбирает одного ребенка – это кот, остальные дети – воробушки. Кот спит, воробушки разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он подтягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Ехали, ехали и приехали.

На игровой площадке разместить :

– «гараж» (положить рули);

– «аэродром» (поставить игрушку – самолет).

Определить место, где будет жить лошадка.

Дети приходят в «гараж», берут рули, и вот уже каждый сидит в своей «машине». Малыши заводят «машины», произносят звук «р-р-р-р!». «Мотор» у «машин» заработал, дети на месте топают ножками – это закрутились «колеса».

«Машины» сначала «едут» медленно, проезжают по дороге, по мостику, затем едут быстро.

Зайка.

Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника – поймать самого непроворного зайца, осалив его рукой.

Колобок.

Колобок катится от одного зверя к другому. Дети, взявшись за руки, передвигаются за ним, и все вместе поют песенку.

Воспитатель ведет рассказ и каждый раз, встречая нового зверя, приговаривает: «Катится, катится колобок, а навстречу ему… Кто?» В следующий раз можно обыграть сказку «Теремок» или «Снегурочка и лиса».

Кот и мыши (игра-забава  (русский  текст  Л.  Кондрашенко,  обр.  В. Сибирского)). 

Дети становятся в круг, в середине – мышка, а кот – за кругом.

Дети. Ой, пошла мышка погулять. Ой, пошла в поле поиграть.

Кот сторожит у норки, глаз у хитрюги зоркий.

Дети ходят по кругу и поют. Мышка бегает в кругу. Кот крадется к хороводу.

Кот. Нет ли здесь, нет ли здесь мышки в хороводе?

Хоровод останавливается.

Дети. Мышки нет, мышки нет. Мышка в поле бродит.

Эй, прячься, мышка, поскорей! Серый разбойник у дверей.

Дети идут к центру (прячут мышку), отходят назад.

Дети. Он тебя схватит, мышка, и разорвет пальтишко.

Кот. Нет ли здесь, нет ли здесь мышки в хороводе?

Хоровод останавливается.

Дети. Мышки нет, мышки нет, Мышка в поле бродит.

После того как дети спели песню, начинается обычная игра в «кошки-мышки».

Лягушка.

Из шнура выкладывается круг – это болото. Дети в шапочках лягушек прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. Воспитатель хлопает в ладоши:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки.

Дети прыгают в болото и присаживаются на корточки.

Машины едут по улице.

В руках у детей маленькие обручи-рули, на груди – значки с изображением автомобиля. Каждый ребенок стоит в своем обруче-гараже. На сигнал «Машины едут по участку детского сада» все бегают по комнате. На сигнал «В гараж!» все возвращаются на место.

Найди свой домик.

Воспитатель раздает детям кружочки красного, зеленого, желтого цветов. Дети с кружочками стоят в «домиках» такого же цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда прозвучит команда воспитателя «Найди свой домик», дети собираются в своих домиках.

По длинной извилистой дорожке.

Воспитатель раскладывает на полу зигзагообразный шнур длиной 5–6 м – это дорожка, по которой нужно пройти до конца. В конце дорожки посадить какой-нибудь интересный предмет: мишку, куколку, погремушку, птичку и т. п.

От того, что находится в конце дорожки, будет зависеть и задание: пойти погладить мишку, покормить птичку, погреметь погремушкой.

Воспитатель следит, чтобы при ходьбе дети старались наступать на шнур, веревку. Если кто-либо из малышей испытывает затруднения, помочь ему, поддержать рукой, подбодрить. Дети должны идти спокойно, не спеша.

По ровненькой дорожке.

Из двух шнуров в присутствии детей выкладывают дорожку. Дети в ритме стихотворения идут по дорожке:

По ровненькой дорожке,                 Шагали наши ножки,

По ровненькой дорожке                 Устали наши ножки,

Шагали наши ножки,                         Устали, отдыхают,

Топ-топ-топ.                                Стоп!

Дети останавливаются и присаживаются на корточки.

Птички в гнездышках.

Дети – птички. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Птички и дождик.

Педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия».

Педагог начинает: «Птички летают (дети бегают по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются), опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («В-в-в!» – произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше («Тук! Тук! Тук!» – повторяют дети.) Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

Птички улетают от кошки.

Воспитатель говорит: «Птички летают»; дети, размахивая руками-«крыльями», бегают по площадке. «Кошка пришла» – «птички» садятся на  лавочку  (прячутся).  «Птички  устали» – дети  садятся  на  корточки (отдыхают).

«Раз, два, три – лови!»

Дети становятся на одной стороне участка, говорят: «Раз, два, три – лови!» – и бегут к противоположной стороне участка. Водящий, который находится в центре, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены.

Самолет.

Дети становятся произвольно на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «К полету приготовиться!» Затем: «Моторы!» Дети совершают вращательные движения руками перед грудью и произносят: «Р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели!» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и «летят» (разбегаются в разные стороны). По сигналу воспитателя «На посадку!» возвращаются на свои места.

Снег кружится.

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Затем приглашает детей к себе, произнося:

Собрались мы все в кружок,

Завертелись, как снежок.

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.

Воспитатель. Подул холодный ветер. Как?

Дети. В-в-в-в! В-в-в-в!

Воспитатель. Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны.

Дети разбегаются по площадке.

Игра повторяется.

Собачка и воробьи.

Воспитатель. Мы все будем воробьями. Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет изображать собачку? (Ребенок-«собачка» берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как называется домик собачки? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть.

Воспитатель.         Скачет, скачет воробей:

Скок-поскок! Скок-поскок!

Дети скачут, кто как может.

Кличет маленьких детей:

Чив! Чив! Чив! Чив!

Дети (повторяют).        Чив! Чив! Чив! Чив!

Воспитатель.         Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик! Чик-чирик!

Дети (повторяют).        Чик-чирик! Чик-чирик!

Воспитатель. Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко.

Ребенок-«собачка» (выбегает и громко лает). Ав-ав!

Дети-«воробьи» разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется.

Солнышко и дождик.

По словесному сигналу «Солнышко светит!» дети начинают бегать по площадке. «Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик!» – останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: «Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап».

«Но вот дождик пошел сильный-сильный», – сообщает воспитатель и открывает зонтик – дети бегут и прячутся под ним.

У медведя во бору.

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. Медведь (один из взрослых) сидит на стульчике в углу участка и спит. Другой взрослый и ребенок (или дети) ходят по лесу, собирают грибы, ягоды, перекликаются: «Ау! Ау!» Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой,

Не бежит за мной.

Веточка обломится,

Медведь за мной погонится!

Цыплята и солнышко.

Воспитатель предлагает всем детям стать цыплятами, а сам он будет солнышком. Цыплята прыгают, клюют зернышки. Воспитатель говорит, что солнышко зашло и легло спать, цыплята присаживаются на корточки и спят, приложив руки к голове.

Наблюдения, загадки,
лепка, конструирование, аппликация

Наблюдение за состоянием погоды: ветер.

– Посмотрите, дети, на верхушки деревьев. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки?

Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят.

Наблюдение за птицами.

Обратить внимание детей на особенности поведения птиц (нахохлившиеся вороны, прыгающие воробьи).

– Что случилось с птицами? Почему воробушки прыгают? Что они ищут? Чего они хотят от людей? (Становится прохладно, насекомые попрятались, и птицы прилетают к людям, чтобы их покормили.) 

Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц.

– Где собирают корм воробьи? Где собирают корм голуби? Почему перышки у воробушков взъерошены? Когда говорят, что птички нахохлились?

Наблюдение за собакой.

– Какое животное вы видите? (Собаку.) Какого она размера? (Большая/маленькая.) Что есть у собаки? (Лапы, голова, туловище, хвост.) Кто заботится о собаке? (Человек.) Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом. У кого из вас есть собака? Кто за ней ухаживает? Кто хочет рассказать о своей собаке: какая у нее кличка, что любит есть, чем любит заниматься, с кем из членов семьи наиболее дружна?

Загадки о народной игрушке.

Рядом разные подружки,                                Эти липовые ложки,

Но похожи друг на дружку.                        Блюдца, ковшики, матрешки,

Все они сидят друг в дружке,                        Расписала нам сама

А всего одна игрушка.                                Золотая… (хохлома).

(Матрешка.)                                        

Сине-голубые                                        Ой, свистулечка какая,

Розы, листья, птицы.                                Утка полосатая!

Увидев вас впервые,                                Необычная, смешная

Каждый удивится.                                        И чуть-чуть пузатая!

Чудо на фарфоре –                                        – Подожди минуточку,

Синяя купель.                                        Ты откуда, уточка?

Это называется                                        Уточка свистит моя:

Просто роспись… (гжель).                        – Филимоновская я!

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись… (городца).

Л. Куликова

http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm

Лепка «Красивая птичка». 

Рассмотреть с детьми игрушечную птичку, выделить части фигурки и определить их форму. Спросить, как можно слепить птичку, с чего надо начать; уточнить, какая часть птички больше: тело или голова. Вызвать ребенка к доске для показа способа лепки тела птички.

Когда дети слепят тело птички, попросить их руками в воздухе показать, как будут лепить головку. Когда ребята слепят головку, спросить, как можно вылепить клюв птички.

Предложить тем, кто умеет это делать, показать на комочке глины прием прищипывания двумя пальцами. В процессе лепки напоминать детям о необходимости прочно скреплять части, прижимая их друг к другу.

Ребятам, которые раньше других закончат работу, можно дать дополнительные комочки глины и предложить  сделать  для птички зернышки (мелкие комочки глины), червячков или что-нибудь еще, подходящее по смыслу.

Лепка «Маленькая Маша». 

Предложить детям слепить маленькую куколку. Показать им подобную куколку (ее можно заранее слепить и раскрасить). Предложить детям выделить части фигурки (шубку, руки, голову), назвать их форму; спросить, как можно слепить куколку, с чего удобнее начать.

Если дети не ответят или ответят неверно, сказать, что удобнее начать с самой большой части – шубки. Поэтому комочек глины (пластилина) надо разделить пополам. Из одной половинки нужно слепить шубку. От оставшейся половины отломить кусочек и слепить из него голову куклы. Затем раскатать колбаску и разделить ее пополам – получатся две руки. Все части нужно соединить, плотно прижав друг к другу.

Напомнить детям, что важно лепить аккуратно.

Все вылепленные фигурки выставить на доске, повязать на головы куколкам косыночки разного цвета из гофрированной или тонкой цветной бумаги. Полюбоваться куколками вместе с детьми, похвалить малышей за хорошо выполненную работу. Прочитать им потешку: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька...».

Лепка «Цыплята гуляют» (коллективная композиция).

Показать ребятам игрушечного цыпленка и сказать: «Вышел наш цыпленок на зеленую травку. А кругом никого нет, грустно стало цыпленку. Давайте поможем ему, слепим друзей-цыпляток!» Рассмотреть с детьми цыпленка, спросить, какой формы его тело, голова, как его можно слепить. Предложить ребятам показать руками в воздухе, как они будут раскатывать комочки глины, чтобы получились круглое тельце и круглая голова. Затем предложить отделить от целого комочка глины (пластилина) небольшой комок для головы, а из большого комка слепить тело цыпленка.

Когда дети соединят голову и тело, спросить, как можно сделать цыпленку клювик. Если они не ответят, показать прием прищипывания. Помочь детям поставить готовых цыплят на «траву» (подставку).

Полюбоваться всем вместе выполненной композицией.

Конструирование «Автобус и грузовик». 

Воспитатель строит образцы построек. На пластину кладет кубик и приставляет к нему на узкую короткую грань-кирпичик – получится грузовик; накладывает на пластину несколько кубиков вплотную – автобус. Желательно подобрать в качестве образца игрушки, изображающие эти предметы. Способов конструирования можно не показывать, но образцы проанализировать нужно. (При анализе воспитатель учит выделять детали.) После занятия дети обыгрывают свои постройки, катают матрешек. Поощряется, если в игре малыши пытаются придать поделкам движение. Воспитатель побуждает детей к речевому общению.

Конструирование «Разные дорожки». 

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: «Что ты строишь?», «Зачем строишь?», «Покажи красный кирпичик», «Покажи, где много кирпичиков», «Света, покажи Саше, как строить дорожки».

Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем предлагает еще поиграть, побуждает повозить свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.

Аппликация «Красивый цветок».

Воспитатель показывает детям красивый цветок (аппликация) и объясняет, как наклеить лепестки вокруг середины. Предлагает сначала разложить лепестки, а потом наклеить. Просит подумать, кому можно подарить цветы (маме, бабушке, помощнику воспитателя). Для дальнейшего развития эстетического восприятия предложить детям собрать из разных видов мозаики цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста

картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста...

картотека потешек для детей младшего дошкольного возраста

картотека потешек для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека физминуток для детей младшего дошкольного возраста

Картотека физминуток для тетей младшего дошкольног возраста...

Картотека бесед для детей младшего дошкольного возраста

Картотека бесед на тему "Познавательное развитие" во второй младшей группе...