Конспект занятия по развитию фонематических процессов для старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казакова Надежда Николаевна

Данный конспект  может использоваться учителями -логопедами и дефектологами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 262» г. Челябинска

Адрес: г. Челябинск, ул. Шуменская, 45 тел.: (351) 72-48-47

Описание: Описание: Описание: http://www.divovo.in.ua/pamyatka-chitacha/24631_html_d6a531d.png

Конспект  занятия  по формированию  фонетической стороны речи

«Звук Б. Буква Б»

с детьми старшей группы комбинированной направленности

с тяжёлыми нарушениями речи.

                  Подготовила:

учитель-логопед Казакова Н.Н.

г. Челябинск 2022 год

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • Познакомить детей со звуком (Б) и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
  • Познакомить с образом буквы Б.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать у детей фонематические процессы;
  • Упражнять в определении места звука (Б) в словах;
  • Упражнять детей в делении слов на слоги;
  • Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б; цветные фишки для выкладывания цветной звуковой схемы; фасоль; дорожка для определения места звука в словах, игра «Бассейн» - ёмкость с водой и игрушками, салфетка для вытирания рук.

ХОД НОД.

  1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся с солнцем, с небом, с друзьями.

Здравствуй, Солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

  1. Развитие мелкой моторики.  Поиграем пальчиками.

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца – храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

  1. Развитие артикуляционной моторики:
  • Малыш сосет соску.
  • Упражнение «Качели»
  • Упражнение «Грибок»

 (Все упражнения выполняем без зеркал, потому что дети их знают. Сопровождаем каждое упражнение ладошками рук.)

  1. Работа над развитием дыхания и голоса
  • Упражнение «Дуем на снежинки».
  • Упражнение «Ныряльщики»: вдох – развели руки в стороны и присели, опустили руки; на выдохе – встали, развели руки в стороны и произносим «бух»- 2 -3 раза
  1.  Поиграем пальчиками -  упражнения

Зайчик – коза

Колечки

Цепочка

Лязгинка

  1.   Объявление темы НОД.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, крышка стучит вот так: Б-Б-Б-Б;

Какой звук издаёт крышка, когда закипает вода в чайнике? (Б)

Хором дети повторяют звук, который издаёт крышка, когда вода в чайнике закипает.

С этим звуком мы сегодня с вами познакомимся.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б.

Логопед: Ребята, что помогает нам произнести звук (Б) (губы).

Значит, звук (Б) мы называем – губным.

  • Когда мы произносим звук (Б) воздух, который выходит изо рта встречает преграду или выходит свободно? Что является преградой?

Значит, звук (Б) – согласный.

  • А как вы думаете, звук (Б) глухой или звонкий (давайте проверим – тактильно-вибрационный контроль).
  • К нам пришёл мальчик. Зовут его БОМ и носит он всегда синюю рубашечку и синие башмаки.

А какие звуки носят синюю рубашку, как мы их называем? (твёрдые)

Значит звук (Б) – твёрдый.

  • Давайте вместе повторим характеристику звука (Б) –  звук (Б) - губной, согласный, звонкий, твёрдый, обозначается символом синего цвета (опора на цветное пособие).
  • Повторение характеристики звука отдельными детьми, с опорой на схему.
  1. Развитие фонематического слуха.
  • Игра «Поймай звук ладошками» из ряда звуков: К, Ш, С, Б и т.д.
  • Игра «Выбери правильное слово»

Бобочка, чабочка, бабочка, кабабочка.

Рабабан, бабаран, набараб, барабан

  1. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы.

Вызывается к доске один из детей. Остальные работают на своих местах и помогают товарищу у доски.

Разбор звуковой дорожки по обычной схеме:

  • Сколько звуков выложили?
  • Назови первый звук, дай характеристику, с опорой на схему.
  • Назови второй звук, дай характеристику, с опорой на схему.

Попробуем выложить звуковую дорожку имени нашего мальчика. Как его зовут? (БОМ)

Дети выкладывают звуковую дорожку слова «БОМ».

Физкультминутка (речь с движением)

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем

Ходьба на месте маршируя

Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой

Бегут друг за другом

Мы - танкисты, санки – танки,

Враг – сугробы над горой

Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку) или руки «домиком» над головой.

  1.  Закрепление звука в словах.
  • Игра «Бассейн» (сенсорная коробка)

Логопед объясняет правило игры: достаём игрушку из бассейна. Называем её словом. Определяем, есть ли звук (Б) в этом слове и где находится звук (Б) в начале, конце или середине слова.

Ребёнок кладёт игрушку «загорать на пляж»

Ребёнок отправляется на своё место и цепляет прищепку на карточку.

(Выходят к «Бассейну» все дети по очереди).

  1. Связь звука и буквы.

Логопед: Ребята, а вот это буква звука (Б) – буква БЭ.

  • Показ буквы (логопед сопровождает показ буквы со стихотворением)

     Был когда-то полукруг,

К палочке пришёл он вдруг

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что может быть похожа буква Б (показ картинок с образами буквы.

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько элементов в букве Б. (Считают)

На что похожа буква Б (рассматривают картинки и отвечают)

Логопед объясняет, как печатается буква Б. («спинка» буквы Б всегда смотрит налево, а «брюшко» и «козырёк» направо)

Выкладывание детьми буквы Б фасолью или другими материалами.

12. Логопед:

Ребята, мы с вами забыли про наши игрушки. Они уже перегрелись на солнышке. Давайте ещё поиграем с ними.

Нужно взять любую игрушку. Назвать её словом. Разделить это слово на слоги (части) и поселить в нужный «домик».

Правило: если в названии игрушки 1 слог – помещаем игрушку в домик с одним окошком; если 2 слога – в домик с двумя окошками и т.д. (Выходит каждый ребёнок по очереди).

Итог НОД:

Ребята, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (Б).

Кто даст характеристику звука Б (кто-то из детей рассказывает характеристику звука Б).

А как называется буква, звука (Б) (буква БЭ)

Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Логопед раздаёт наклейки на тетради. Дети их приклеивают.



Предварительный просмотр:

           Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 262» г. Челябинска

Адрес: г. Челябинск, ул. Шуменская, 45 тел.: (351) 72-48-47

Описание: Описание: Описание: http://www.divovo.in.ua/pamyatka-chitacha/24631_html_d6a531d.png

Конспект  занятия  по формированию  фонетической стороны речи

«Звук Б. Буква Б»

с детьми старшей группы комбинированной направленности

с тяжёлыми нарушениями речи.

                  Подготовила:

учитель-логопед Казакова Н.Н.

г. Челябинск 2022 год

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • Познакомить детей со звуком (Б) и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
  • Познакомить с образом буквы Б.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать у детей фонематические процессы;
  • Упражнять в определении места звука (Б) в словах;
  • Упражнять детей в делении слов на слоги;
  • Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б; цветные фишки для выкладывания цветной звуковой схемы; фасоль; дорожка для определения места звука в словах, игра «Бассейн» - ёмкость с водой и игрушками, салфетка для вытирания рук.

ХОД НОД.

  1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся с солнцем, с небом, с друзьями.

Здравствуй, Солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

  1. Развитие мелкой моторики.  Поиграем пальчиками.

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца – храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

  1. Развитие артикуляционной моторики:
  • Малыш сосет соску.
  • Упражнение «Качели»
  • Упражнение «Грибок»

 (Все упражнения выполняем без зеркал, потому что дети их знают. Сопровождаем каждое упражнение ладошками рук.)

  1. Работа над развитием дыхания и голоса
  • Упражнение «Дуем на снежинки».
  • Упражнение «Ныряльщики»: вдох – развели руки в стороны и присели, опустили руки; на выдохе – встали, развели руки в стороны и произносим «бух»- 2 -3 раза
  1.  Поиграем пальчиками -  упражнения

Зайчик – коза

Колечки

Цепочка

Лязгинка

  1.   Объявление темы НОД.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, крышка стучит вот так: Б-Б-Б-Б;

Какой звук издаёт крышка, когда закипает вода в чайнике? (Б)

Хором дети повторяют звук, который издаёт крышка, когда вода в чайнике закипает.

С этим звуком мы сегодня с вами познакомимся.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б.

Логопед: Ребята, что помогает нам произнести звук (Б) (губы).

Значит, звук (Б) мы называем – губным.

  • Когда мы произносим звук (Б) воздух, который выходит изо рта встречает преграду или выходит свободно? Что является преградой?

Значит, звук (Б) – согласный.

  • А как вы думаете, звук (Б) глухой или звонкий (давайте проверим – тактильно-вибрационный контроль).
  • К нам пришёл мальчик. Зовут его БОМ и носит он всегда синюю рубашечку и синие башмаки.

А какие звуки носят синюю рубашку, как мы их называем? (твёрдые)

Значит звук (Б) – твёрдый.

  • Давайте вместе повторим характеристику звука (Б) –  звук (Б) - губной, согласный, звонкий, твёрдый, обозначается символом синего цвета (опора на цветное пособие).
  • Повторение характеристики звука отдельными детьми, с опорой на схему.
  1. Развитие фонематического слуха.
  • Игра «Поймай звук ладошками» из ряда звуков: К, Ш, С, Б и т.д.
  • Игра «Выбери правильное слово»

Бобочка, чабочка, бабочка, кабабочка.

Рабабан, бабаран, набараб, барабан

  1. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы.

Вызывается к доске один из детей. Остальные работают на своих местах и помогают товарищу у доски.

Разбор звуковой дорожки по обычной схеме:

  • Сколько звуков выложили?
  • Назови первый звук, дай характеристику, с опорой на схему.
  • Назови второй звук, дай характеристику, с опорой на схему.

Попробуем выложить звуковую дорожку имени нашего мальчика. Как его зовут? (БОМ)

Дети выкладывают звуковую дорожку слова «БОМ».

Физкультминутка (речь с движением)

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем

Ходьба на месте маршируя

Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой

Бегут друг за другом

Мы - танкисты, санки – танки,

Враг – сугробы над горой

Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку) или руки «домиком» над головой.

  1.  Закрепление звука в словах.
  • Игра «Бассейн» (сенсорная коробка)

Логопед объясняет правило игры: достаём игрушку из бассейна. Называем её словом. Определяем, есть ли звук (Б) в этом слове и где находится звук (Б) в начале, конце или середине слова.

Ребёнок кладёт игрушку «загорать на пляж»

Ребёнок отправляется на своё место и цепляет прищепку на карточку.

(Выходят к «Бассейну» все дети по очереди).

  1. Связь звука и буквы.

Логопед: Ребята, а вот это буква звука (Б) – буква БЭ.

  • Показ буквы (логопед сопровождает показ буквы со стихотворением)

     Был когда-то полукруг,

К палочке пришёл он вдруг

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что может быть похожа буква Б (показ картинок с образами буквы.

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько элементов в букве Б. (Считают)

На что похожа буква Б (рассматривают картинки и отвечают)

Логопед объясняет, как печатается буква Б. («спинка» буквы Б всегда смотрит налево, а «брюшко» и «козырёк» направо)

Выкладывание детьми буквы Б фасолью или другими материалами.

12. Логопед:

Ребята, мы с вами забыли про наши игрушки. Они уже перегрелись на солнышке. Давайте ещё поиграем с ними.

Нужно взять любую игрушку. Назвать её словом. Разделить это слово на слоги (части) и поселить в нужный «домик».

Правило: если в названии игрушки 1 слог – помещаем игрушку в домик с одним окошком; если 2 слога – в домик с двумя окошками и т.д. (Выходит каждый ребёнок по очереди).

Итог НОД:

Ребята, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (Б).

Кто даст характеристику звука Б (кто-то из детей рассказывает характеристику звука Б).

А как называется буква, звука (Б) (буква БЭ)

Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Логопед раздаёт наклейки на тетради. Дети их приклеивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников

Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...