Картотека народных подвижных игр
картотека (старшая группа)

Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характера своего народа, впитывает тот неповторимый колорит, который несет в себе народное творчество....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx454.45 КБ

Предварительный просмотр:

http://4liski.detkin-club.ru/images/custom_2/%20kartina_5aa2472471797.jpg

«Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

 «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

 «Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

 - Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой. 

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

 «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

 «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

 

«Картошка»

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

 «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,
Молодой ловит серую.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

«Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. 
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. 
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. 
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. 
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». 
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

«Прятки»
Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. 
Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. 
Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». 
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». 
Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. 
Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. 
Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. 
Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. 
В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). 
Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

«Гуси»

 
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». 
В одном находятся гуси, в другом их хозяин. 
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. 
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
– Гуси, гуси! 
– Га-га-га! 
– Есть хотите? 
– Да-да-да! 
– Так летите! 
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. 
Пойманный игрок становится «волком».

«Дятел»

Цель: Учить выслушивать слова до конца, бегать в парах.

Ход игры: Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел. Дети ходят по кругу и говорят:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел говорит: А мне скучно одному,

Кого хочу, того возьму!

Затем он начинает ловить пары.

 

«Волк и овцы»

Цель: Учить имитировать движения животных, развивать ловкость и быстроту.

Ход игры: Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове. Овцы подходят к нему, взявшись за руки:

«Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!»

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!» Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

 

 

«Злючка»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь друг с другом

Ход игры: Злючка сидит в уголке и дремлет. Играющие водят хоровод и дразнят злючку:

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три! Злючка выходи!

Мы тебя ждем, песенку поем!

Злючка сердится и выбегает. Чтобы спастись от Злючки, дети могут встать на любой предмет и сказать «чик-трак».

 

«Баба-Яга»

Ход игры: Баба-Яга стоит в сторонке. Дети подходят к ней, держась за руки и дразнят:

Злючка Баба-Яга,

Деревянна голова!

Нос крючком, живот ящичком!

Злючка, выходи!

Мы тебя ждем! Беги бегом!

Злючка-дрючка, Фу-ты, ну-ты!

Руки – крюки, ноги гнуты!

Баба- Яга ловит игроков. Они прячутся в домике.

 

 

«Дедушка-Рожок»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь друг с другом

Ход игры: Играющие делятся на две группы и занимают места ан противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает:

«Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто».

Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

 

 

«Море волнуется»

Ход игры: Стулья по количеству игроков ставятся в круг спинками внутрь. Все участники – рыбы. Один – ведущий. Дети садятся на стулья. По команде ведущего «Море волнуется!» рыбы начинают двигаться по кругу вокруг стульев. По команде «Море затихло!»дети занимают места. Водящий садится тоже на стул. Кому не хватило стула, тот водит.

 

«Трубочка»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирают жмурку. Ему завязывают глаза и дают в руку бумажную трубочку. Дети идут по кругу и переговариваются со жмуркой:

- Кот, кот, где стоишь?

- На печи!

- Что пьешь?

- Квас!

- Лови три года нас!

Круг останавливается. Жмурка дотрагивается до игрока трубочкой и спрашивает: «Ты кто?» ребенок отвечает: «Мяу!» Жмурка по голосу должен угадать, кто это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр.

Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность.Не менее интересны игры, требующие от детей быстрот...

Картотека народных подвижных игр

Подборка народных подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных подвижных игр

Материал предназначен в помощь воспитателю детского сада при проведении  подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенн...