«Современные мультфильмы вред или польза»
статья

Копасова Зульфия Хайдаровна

Cоциолого-психологические исследования последних лет показывают, что всё больше сцен насилия наблюдаются в детских мультипликационных фильмах. Отсюда возникла проблема, волнующая меня, как родителя, как специалиста – «Современные мультфильмы: вред или польза?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_multfilmy_vred_ili_polza.docx59.37 КБ

Предварительный просмотр:

Телевидение давно и прочно вошло в жизнь нашего общества. Могу точно сказать, что и сама являюсь представителем поколения, выросшим на продуктах кино-теле-индустрии. И прогнозы о том, что телевидение будет вытеснено из жизни людей другими технологиями, не сбываются вот уже многие годы. Напротив, процесс телевидения укореняется в жизни современного человека практически с момента его рождения.

Поэтому давно наступила пора говорить о телевидении, как мощном орудии воспитания и развития подрастающего поколения, да и не одного. Какую полярность имеет данное орудие и к каким результатам приводит его воспитательный эффект – вопросы довольно актуальные на сегодняшний день.

Совсем недавно на вопрос: «В каком из жанров кино-телепродукции больше всего сцен насилия?», - мною был бы дан ответ, включающий фильмы взрослых категорий: детектив, экшен, триллер и прочее. О жанрах детского кино и тем более мультфильмах даже не задумалась. Но социолого-психологические исследования последних лет показывают, что все больше сцен насилия наблюдаются именно в мультипликационных фильмах. Отсюда возникла проблема, волнующая меня, как родителя, как специалиста – «Современные мультфильмы: вред или польза?»

В данной статье я попыталась разобраться, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей.

В сознании моего постсоветского поколения при произнесении слова «Мультфильмы»…возникает что-то доброе, веселое, смешное.… А каковы современные мультфильмы? Что в них особенного, плохого, хорошего? Действительно ли стоит смотреть все без ограничения? Почему взрослые одни мультики разрешают смотреть, а другие рекомендуют переключить, хоть в них такие красочные и веселые герои?

Вопросы актуальны, потому что в настоящее время нашему вниманию представлено большое разнообразие мультфильмов и многие ребята предпочитают играм просмотр телевизора. Так нам стоитразобраться: вред или польза от мультфильмов отечественных и зарубежных?

В подкрепление теоретических аспектов в статье приводятся результаты практических социологических исследований моих коллег и собственных наблюдений (субъектами выступили родные дети).

В своей гипотезе старалась делать упор на позитивный момент: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра способствуют гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность и страх.

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией.

Мультипликация–это длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Но несмотря на то, что сегодня мультфильмы создаются во многих странах мира, не все они рекомендованы к просмотру детям.

Почему же некоторые мультфильмы вызывают массу радостных переживаний, волну подражания любимым героям и формируют положительные эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, порождая в детях агрессивность и закладывая в характер озлобленность? Создателей мультфильмов можно условно подразделить на две категории по направленности сюжетов их продукции: это те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. К сожалению, в настоящее время формируется тенденция тяготения современных детей к слепому подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому предпочитающих первый тип мультфильмов.

По результатам социологического опроса, проведенного в одном из магазинов о предпочтениях взрослых при покупке мультипликационной продукции для своих детей, были сделаны выводы, что большинство покупок – это зарубежные новинки. Многим детям российские мультфильмы смотреть не так интересно после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, модных трендов, превалирующих в классе или садике. А ведь множество российских мультфильмов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по простейшему проверенному алгоритму: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы современных иностранных (в основном, производства США) фильмов - конфликты и преступления.

Большинство современных мультипликационных фильмов имеют следующие признаки:

  1. Яркость визуальных образов.
  2. Динамичность действия.
  3. Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех выпусках (касается сериалов).
  4. Минимальное речевое сопровождение с вкраплениями единичных малопонятных научных терминов.
  5. Однообразие голосового синхронного перевода, «озвучки».
  6. Обилие сцен агрессивного характера, даже с участием положительных героев (принцип «добро должно быть с кулаками»).
  7. Однообразная, но легко узнаваемая музыка.

Ребенок дошкольного возраста, как губка, впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. Так формируется шаблон поведения в обществе.

Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

Разберем  всем известный зарубежный мультфильм «Том и Джерри».Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого.Можно бить и шутить над теми, кто слабее, кого-то стукнул, ударил.E:\фото для през\загруженное (7).jpg

E:\фото для през\загруженное (8)ну.jpgE:\фото для през\ну2.jpgE:\фото для през\ну-4.jpg

Вспомним советский мультфильм: «Ну,погоди!» - адаптированный вариант мультсериала «Том и Джерри». Основными персонажами мультфильма являются заяц и волк. Типаж волка – хулиган, он постоянно нарушает общественный порядок, курит, ругается, с удовольствием разрушает все вокруг и обижает слабых. С одной стороны,в этом сериале показаны ситуации, которые нельзя демонстрировать маленьким детям, но с другой стороны – все плохое, что делает волк-хулиган, оборачивается против него самого и справедливость торжествует.

В американских анимационных сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное - материнство. Многие видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения тролльши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. А ведь это не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти.

Рассмотрим следующий популярный мультсериал – «Черепашки Ниндзя».  Шредер в "Ниндзя - черепашках", все эти киборги - это современное воплощение зла. В этом мультфильме постоянно идет противостояние плохому, и положительные, казалось бы, герои столько убивают и калечат живых существ, что порой задумываешься, а правда они такие хорошие?E:\фото для през\нинзя3.jpg

Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают. Назвать эти сказки добрыми не получается.

Наблюдения за детьми дошкольного и младшего школьного возраста (самых сенситивных для подражания) во время экспериментальных просмотров различных мультфильмов показали следующее.

Во время просмотров динамичных, с определенной долей агрессивности и чаще всего иностранных мультфильмов, по началу дети вели себя спокойно, но когда слышали слова недопустимые в детском лексиконе, они смеялись. А смеялись они от того, что точно не знали значение так называемых «неправильных» слов.

 От просмотра современных российских фильмов, например, «Маша и медведь» детям становилось немного скучно, но они не теряли бодрости восприятия, не смотря на то, видели его много раз. Дети с удовольствием повторяли полюбившиеся фразы из знакомого сюжета.

Последней стала демонстрация мультфильмов советского проката. От просмотра таких мультфильмов дети были не в восторге, но при просмотре были уравновешены и спокойны.

Помимо указанного эксперимента, хотелось бы привести результаты анкетирования среди обучающихся начальных классов школы.

Большинство ребят высказалось о том, что в мультфильмах им нравятся герои, совершающие добрые поступки, ведь их сейчас так не хватает!

Как показало анкетирование, самыми популярными советскими мультфильмами стали: «Винни-Пух» и «Ну, погоди!».

В отличие от российских и советских мультфильмов, выбор иностранных мультфильмов имеет гендерные признаки. То есть мальчики и девочки разделяют для себя мультипликацию по половому признаку.

Родители также приняли участие в анкетировании, давая ответы на следующие вопросы:

1.Какие мультфильмы вы покупаете своим детям чаще: зарубежные или советские?

2. Какие мультфильмы любят смотреть ваши дети?

3. Как долго проводят дети за просмотром мультфильмов?

Большинство родителей не желают ограничивать своих детей в выборе мультфильма, отдают право выбора в руки своего ребенка. Это очень тревожный знак. Большинство детей останавливают свой выбор на зарубежных мультфильмах, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Феи», «Чародейки», «Школа волшебниц». Дети смотрят мультфильмы больше четырёх часов в неделю, что вредно для зрения и для здоровья в целом. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Страшно то, что в определенном возрасте возможно слепое копирование ребёнком поведения своих любимых героев. И ещё один печальный момент: дети, отвечая на вопросы анкеты, затрудняются назвать десять «советских» мультфильмов, а ведь это наша история и определенным образом культура.

Считаю, что родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что смотрят дети.По результатам исследования трудно судить: какой мультфильм хороший, какой плохой. Все мультфильмы, кажется, интересные, смешные, поучительные. Но напрашивается вывод:

мультфильмы являются очень важной частью в развитии и понимании окружающего мира ребенком, а родители должны помогатьдетям разобраться, где «хороший мультик», а где «плохой». Без контроля взрослых ребёнку дошкольного и младшего школьного возраста невозможно определить самостоятельно каким образом повлияют мультфильмы на его развитие.

Здесь уместно привести обобщающие данные исследований специалистов о воздействии негативных сцен мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка.

Например, сцена – агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Последствия просмотра сцены. Проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни.

Сцена – девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо.

Последствия просмотра сцены. Закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребёнок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.

Сцены с опасными для жизни ребёнка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо, нецелесообразно и опасно.

Последствия просмотра сцены. Склонность к подражанию. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме.

Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.

Последствия просмотра сцены. Неадекватное формирование у ребёнка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.

Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

Последствия просмотра сцены. Негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость.

Использование несимпатичных, а порой даже уродливых героев. Для ребёнка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. Часто встречается, что все персонажи ужасны, уродливы и страшны вне зависимости от их роли.

Последствия просмотра сцены. У ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев.

Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным.

Последствия просмотра сцены. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.

Безопасно ли смотреть современные мультфильмы с точки зрения сохранения психологического здоровья?

Опираясь на приведённые ранее признаки современных мультипликационных фильмов, можно определить следующие изменения в состояниях детей, проводящих много времени за их просмотром:

  • быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу;
  • яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей;
  • анализ рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
  • создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам;
  • новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
  • показ крупным планом лица мультипликационного героя является особо действенным фактором гипнотизации потому, что смотря на человеческое лицо маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране;
  • эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением – этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле и кинофильмах;
  • прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребенка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения;
  • видеокомпьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов;
  • определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека: следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти, а после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребенка последствия.

Дети открыто верят тому, что видят по телевизору, особенно дошкольники, ведь они верят в сказки. Мультфильмы, где кот издевается над мышкой, люди-роботы захватывают Землю– все это пагубно влияет на формирующуюся личность. В фильмах часто используется ненормативная лексика. Мозг при многократном повторении информации привыкает к ней.

Поэтому к выбору мультфильмов, как и любых телепередач, надо подходить крайне осторожно:

– выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны;

  • заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах;

– при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка;

– каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел;

– необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю;

– следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд;

– не позволять детям смотреть телевизор в плохо освещенной комнате и с близкого расстояния;

– не разрешать смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.

Мультфильмы могут быть союзником и активным помощником в деле формирования социально адаптированной, гармонично развитой личности, а могут превратиться во зло, которое мы сами пустили в свой дом. И никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается. Необходимо помнить об этом!

Список литературы.

  1. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы» / Практика производства мультфильмов в детском саду, Москва, Чистые пруды, 2006г.
  2. Гришеева Н.П. «Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника» /Начальная школа,Плюс до и после, №8, 2001г.
  3. «О нашемсоюзмультфильме», Г. Бородин, 2005
  4. «Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003
  5. Avega.net.ua/avega/index.php/zhenushke-devitse
  6. Влияние мультфильмов на психическое развитие детей:www.maam.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мультфильмы: вред или польза?"

Мультфильмы: вред или польза? Мы довольно мало знаем о том, как мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. Исследования по психологии детей дошкольного и младшего возраста рассматривают ста...

Буклет Мультфильм вред или польза

Буклет Мультфильм вред или польза...

Консультация для родителей "Мультфильмы. Вред или польза?"

Консультация "Мультфильмы. Вред или польза?" разработана для родителей, которым не безразлично воспитание своих детей. Ребенку необходимо непосредственное общение с родителями, а телевизор з...

Консультация для родителей: Мультфильмы: вред или польза

Консультация для родителей о пользе и "вреде" мультфильмов в современном мире. Как же правильно нужно преподнести информацию для ребенка?...

Консультация для родителей: Мультфильмы: вред или польза?

Какое же детство без мультиков? Детские каналы транслируют их круглые сутки. А педагоги и психологи бьют тревогу, предостерегая от чрезмерного увлечения мультфильмами и предупреждая об их негативном в...

Материалы для родителей "Мультфильмы: вред или польза"

Зачастую в повседневных делах мы забываем о живом общении и отдаем предпочтение просмотру мультиков .Как правило это происходит через экраны Тв ,компьютеров и чего хуже через маленькие экраны телефоно...