Роль воспитателя в организации центров активности и их расположение в спокойном, активном и рабочем пространстве.
статья (младшая группа)

Грицанова Наталья Вадимовна

Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор–это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:

–Центр книги;

–Центр отдыха;

–Центр природы и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в организации центров активности и их расположение в спокойном, активном и рабочем пространстве.

Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор–это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:

–Центр книги;

–Центр отдыха;

–Центр природы и др.

  1. Активное функциональное пространство или активный сектор, который должен занимать самую большую площадь в группе, может включать в себя:

–Центр игры;

–Центр музыкально-театрализованной деятельности;

–Центр двигательной деятельности;

–Центр конструирования;

–Пространство для деятельности, связанной с возведением крупных игровых построек, интенсивным движением и т.п.

Насыщенность среды должна проявляться в соответствии с возрастными особенностями, интересами детей и содержанием основной образовательной программы ДОО.

Главное, что должны учитывать педагоги, – при организации пространства не перенасытить его громоздкими предметами мебели или яркой раскраской. Необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. Именно поэтому в детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации разнообразных игр с детьми. Это необходимо также для моделирования среды в соответствии с игровой ситуацией. При этом игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов. Они должны обязательно отражать гуманистические ценности и идеалы, иметь высокий художественный уровень внешнего вида.

Полифункциональность трактуется как возможность разнообразного использования компонентов предметной среды. Например, детской мебели, матов, мягких модулей и др. При этом обязательно наличие в детском саду полифункциональных предметов, то есть таких, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления. Например, природные материалы, пригодные для применения в разных видах детской активности, в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Также полифункциональность игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию воображения, творчества, фантазии, знаковой символической функции мышления.

Доступность среды предполагает возможность для воспитанников, в том числе и для детей с ОВЗ, пользоваться всеми помещениями детского сада, где осуществляется образовательный процесс. Доступность среды – это также свободный доступ к игрушкам, играм, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность развивающей предметно-пространственной среды должна проявляться в соответствии всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.

Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение психологической безопасности при взаимодействии с развивающей предметно-пространственной средой и субъектами образовательного процесса.

Психологическая безопасность среды может быть обеспечена в процессе формирования доброжелательной, положительной обстановки, в которой ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, не испытывает враждебности со стороны сверстников.

Продолжая рассматривать требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде, необходимо обратить внимание на то, что организация среды в детском саду должна строиться таким образом, чтобы наиболее успешно развивалась индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уровня активности.

Для реализации данного требования необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В связи с этим развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимой деятельностью. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Это может быть связано с разнообразной детской деятельностью: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием и др.

Обязательным в оборудовании являются материалы, которые активизируют познавательную деятельность: развивающие игры, модели, технические устройства и игрушки, предметы для опытно-экспериментальной деятельности (увеличительные стекла, магниты, пружинки, весы, мензурки и прочее).Для изучения, экспериментирования, составления коллекций необходим большой выбор природных материалов.

В таком оформлении насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его социального опыта и знаний. Большую роль играют воспитатели и специалисты в соответствии с требованиями ФГОС ДО целью инклюзивного образования является обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы.

В качестве основных принципов инклюзивного образования рассматриваются: индивидуальный подход, соблюдение рационального баланса педагогических воздействий (принцип недискриминации), вариативности (в том числе РППС), субъектной активности и социального партнерства.

Под психолого-педагогической коррекцией понимают деятельность, направленную на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленную на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Объектом коррекционной работы является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию в обществе.

В гуманистическом подходе психолого-педагогическая коррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и т. д. При этом задача специалистов заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.