Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"
    статья на тему

    Барабаш Анна Николаевна

    Представлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей», где описывается важность игры, условия успешного руководства играми и тенденции развития игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_vospitatelya_v.docx13.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль воспитателя в

    организации и руководстве

    играми детей»

    (Консультация для воспитателей)

    Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приёмы руководства ею.

            В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

          Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

           Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребёнок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей.

           Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.

           Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении,  которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.  Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия  дошкольников на её осуществление. Темы игры,

    предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами.

          Одна из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

           Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшем важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

            Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.

            Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие

    интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

            Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

             Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.

             Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

             Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры.

            В игре всегда видны результаты педагогической работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно – ролевой игрой»

    О роли воспитателя в организации и руководстве сюжетно - ролевой игрой...

    Консультация для молодых педагогов. Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»

    Консультация для молодых педагогов.   Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»...

    Советы воспитателю по руководству играми детей

    Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - ИГРА...

    Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

    Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все при...

    Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"

    Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"...

    Статья на тему: Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей

    Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей....

    Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.

    В таблице содержатся прямые и косвенные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой в группах разного возраста....