КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ.
картотека
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по социально-коммуникативному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slr.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ.
(вторая младшая группа)
«Знай и выполняй правила уличного движения» (правила ПДД)
Цель: закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.
Материал: иллюстрации улиц города.
Содержание.
Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.
.«Правила поведения» (правила ПДД)
Цели: закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: разрезные картинки.
Содержание.
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
«О чем говорит светофор?» (правила ПДД)
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Содержание.
Детям раздают кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
«Какой огонек зажегся» (правила ПДД)
Цель: закрепить знание цветов светофора.
Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.
Экзамен в Школе светофорных наук (правила ПДД)
Цели: закреплять правила пешехода; упражнять в правильном поведении на улице.
Оборудование: дорожные знаки, светофор, игрушки - транспорт, дорожная разметка, куклы, предметные картинки с изображением различного вида транспорта, детей.
Содержание:
Воспитатель раздает детям "экзаменационные билеты"- картинки, предлагает найти соответствующие игрушки и показать действия водителей и пешеходов в созданной игровой ситуации. По окончании игры дети получают диплом образцового пешехода.
«Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду» (правила в детском саду)
Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка Чебурашка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Содержание.
Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Чебурашке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.
«У нас порядок» (правила в детском саду)
Цели: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место; закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Содержание.
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.
«Таня проснулась» (правила личной гигиены)
Цели: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот; упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Содержание.
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.
«Оденем куклу на прогулку» (правила личной гигиены)
Цели: закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Содержание.
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
«Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» (правила личной гигиены)
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Содержание.
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д.
Когда ты это делаешь? (правила личной гигиены)
Цель: добиться усвоения культурно – гигиенических навыков.
Содержание.
Педагог вызывает одного ребенка, потом изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и пр. и спрашивает: «Когда ты это делаешь?». Если ребенок отвечает, что чистят зубы утром, дети поправляют: утром и вечером.
Скажи что-нибудь о картинке (правила личной гигиены)
Цель: систематизировать знания детей о культурно – гигиенических навыков.
Содержание.
Педагог показывает детям картинки с изображением предметов гигиены. И дети должны рассказать что-нибудь об этом предмете. Например. Ребенок рассказывает о картинке, на которой нарисована расческа: «Утром, когда мы встаем, мама расчесывает волосы и когда днем встаем с постели в детском саду». Чем больше ребенок может рассказать о предмете, тем громче ему аплодируют слушатели. Картинки можно вложить в «Чудесный мешочек», что делает игру более занимательной.
Найди картинку (правила личной гигиены)
Цель: обратить внимание детей на регулярное соблюдение гигиенических правил.
Материалы. Большая картинка, на которой изображена деятельность в определенное время дня; меньшие картинки, которые напоминают о какой – либо деятельности (например: части одежды, обуви, зубная щетка, полотенце, губка, носовой платок и др.)
Содержание.
Педагог ставит перед детьми большую картину. Тема может быть любой, например «Обед». Дети должны выбрать карточки, близкие главной картине. Например, картинки с изображением блюд, ребенка с салфеткой и пр. Дети выкладывают на стол картинки, которые относятся к теме «Обед», и описывают их. Когда дети познакомятся с игрой, педагог усложняет ее: используется только главная картина, и дети без остальных пособий называют виды разнообразных действий человека в течение дня, например, утром, перед уходом в детский сад, умываются, причесываются, одеваются и пр.
«Купание куклы» (правила личной гигиены)
Цели: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья: уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела; способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Содержание.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду
нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.
Кто помогает соблюдать чистоту и порядок (правила личной гигиены)
Цели: закрепить знание о труде дворника, помощника воспитателя, мастера по стирке белья и предметах их труда; закреплять знание о правилах гигиены.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, картинки предметов, необходимых им для работы.
Содержание:
Воспитатель рассматривает с детьми картинки, уточняет, что делают люди этих профессий, как важно соблюдать правила гигиены. Затем раздает детям предметные картинки и предлагает положить предметы труда к соответствующим картинкам. При проверке выполнения уточняет названия и назначение.
«Если кто- то заболел» (ребенок и здоровье)
Цели: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; закреплять знание о том, что при серьезной травме необходимо вызвать врача скорой помощи, позвонив по номеру "03"; упражнять в вызове врача и умении формулировать вызов.
Оборудование: Картинки (врач, машина скорой помощи), игрушечные кровать с куклами, игрушечный телефон.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. уточняет их содержание, побуждает вспомнить в каких случаях нужно вызвать врача на дом, а когда - скорую помощь, дает образец телефонного разговора и предлагает вызвать врача по телефону к кукле. Предварительно поясняет, что произошло с игрушкой (сломала руку, поднялась температура, кашель сильный).
«Разложи картинки по порядку» (ребенок и здоровье)
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Содержание.
Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
-Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
«Уложим куклу спать» (ребенок и здоровье)
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Содержание.
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.
«Назови вид спорта» (ребенок и здоровье)
Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.
Оборудование: картинки с изображением различных видов спорта.
Содержание.
Воспитатель показывает картинки, предлагает назвать вид спорта и показать характерные для него движения.
«Угадай вид спорта по показу» (ребенок и здоровье)
Цель: закреплять умение выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.
Оборудование: картинки с изображением различных видов спорта.
Содержание.
Воспитатель показывает картинку с изображением вида спорта одному из детей, который воспроизводит характерное для данного вида спорта движение. Остальные дети угадывают название.
«Что где лежит» (ребенок и здоровье)
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.
Содержание.
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
«Чудесный мешочек» (полезные продукты)
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Содержание.
Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
«Угадай на вкус» (полезные продукты)
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Содержание.
Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек любого овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это, какой на вкус, кислый, как что, сладкий, как что?»
« Узнай и назови овощи» (полезные продукты)
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Содержание.
Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
«Узнай на вкус» (полезные продукты)
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Содержание.
Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то
овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
«Куда положить урожай Зайчика» (полезные продукты)
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты"; упражнять в умении их дифференцировать.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Содержание.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.
«Подбери картинки» (личная гигиена)
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Содержание.
Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
«Сделаем куклам разные прически» (личная гигиена)
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям причесать кукол.
«Покажем кукле, как работает парикмахер» (личная гигиена)
Цели: уточнить знание о труде парикмахера; продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.
Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.
Содержание.
Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит детей помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.
«Кто я такой?» (тело человека)
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Содержание.
Воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
«Запомни движение» (тело человека)
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Содержание.
Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
«Кто что умеет?» (тело человека)
Цели: закрепить знание о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Содержание.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что умеют делать тучки?
Что твои умеют ножки?
Что умеют делать рожки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеют делать зайчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?
«Как мы узнаем предмет» (тело человека)
Цели: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Содержание.
Педагог напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по - разному. Затем предлагает:
- найти определенные предметы;
- с закрытыми глазами потрогать предметы и определить их на ощупь (меховые, холодные, мокрые);
- с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты;
- понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.
«Сто бед» (опасные предметы)
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации
Содержание.
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Так или не так» (опасные предметы)
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Содержание.
Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
«Определи растение по запаху» (опасности вокруг нас)
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Где можно почувствовать такой запах?
«О грибах» (опасности вокруг нас)
Цели: закреплять знание об съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.
Оборудование: корзинки по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.
Содержание.
Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.
«Угостим куклу чаем» (безопасность за столом)
Цели: закрепить названий чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития; рассказать о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)
Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию.
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию ....
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию средняя группа
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию средняя группа...
Картотека бесед по социально-коммуникативному развитию
Картотека бесед для ежедневного использования. Составлена в соответствии циклограммой педагога - воспитателя....
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию.
В картотеке собраны игры по социально-коммуникативному развитию для средней группы. Во всех играх прописаны цели и описание игры....
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию .
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию ....
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию детей
Картотека игр по социально коммуникативному развитию детей...