ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ
статья

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудо- любия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое от- ражает развитие личности в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ

В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудо- любия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое от- ражает развитие личности в целом.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, культура труда, современная дошкольная организация, дошкольный возраст.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущ- ность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирую- щий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы до- школьного образования. При этом в концепции обращается внимание на разви- тие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображе- ние, произвольность. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия (осозна- ние цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старатель-

ность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном   возрасте   (Р.С. Буре, Г.Н. Година,   М.В. Крулехт,   В.И. Логинова,   Т.А. Маркова,   В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе ста- новится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [1, с. 134].

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2, с. 141].

Немаловажное      значение       имеют       исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым [3,22] В до- школьной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрос- лых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности   взрослых   и   детей   (В.И. Глотова,   Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мне- нию Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [4, с. 251].

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного каче- ства личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами лич- ности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гума- низм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотруд- ничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности, старательности, настойчивости,

целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2013. – 191 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 139 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2011. – 36 с.
  4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /   Под   ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2014. – №4. – С. 168–179.
  5. Буре Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик [и др.]. – 3-е изд., испр., доп. – М., 2012. – 45 с.
  6. Воспитание трудолюбия дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.com/71/5958–1-vospitanie-trudolyubiya-doshkol-nikov.html (дата обращения: 24.03.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»...

Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда в консультационном центре дошкольной организации. Задачи логопедической помощи семье в де...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

Психолого-педагогические рекомендации по формированию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.Произвол...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудо- любия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое ...