«Игры – пособия с использованием методов технологии ТРИЗ»
консультация

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игры – пособия с использованием методов технологии ТРИЗ»

     

      Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании.

В работе с детьми по    поисково- познавательной и экспериментальной деятельности, я обратила внимание на то, что дети часто зажаты, скованны, не умеют рассуждать бояться высказывать свою точку зрения, стараются работать по шаблону.

Я задумывалась над этим вопросом, изучила литературу, знакомилась с опытом коллег и пришла к выводу: для того чтобы деятельность детей привела к нужному результату, а   поисково-познавательная и экспериментальная деятельность способствовала решению образовательно воспитательных задач, дети должны обладать определенными навыками.

         Формированию    этих навыков способствуют многие технологии, которые мы используем в работе с детьми. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.

Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало»,а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

ТРИЗ технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Все занятия и игры, упражнения предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. 

ТРИЗовские игры учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Сегодня я остановилась на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими

Каждая образовательная деятельность с использованием ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не дает детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, он учит ее находить.

«Цепочка».

Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар,

сахар белый — белым бывает снег,

снег пушистый — пушистым бывает зайчик,

зайчик быстрый - быстрым бывает поезд,

поезд длинный – длинной бывает веревка и т. д.

«Паровозик времени».

Цель игры - учить выстраивать временную цепочку («объект в прошлом»«объект в настоящем»«объект в будущем», развивать логическое мышление.

Правила игры такие: из предложенных картинок выбрать объект и разложить его в вагончики паровозика, согласно временным периодам

Например. Я выбираю объект – ЧЕЛОВЕК. Сначала он был младенцем. Кладу карточку в первый вагончик. Затем вырос и стал ребенком Кладу карточку во второй вагончик. Из ребенка вырастает молодой мужчина. Кладу карточку в следующий вагончик. Проходят годы, и молодой человек становится дедушкой. Мой паровозик времени заполнен.

«А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

Предлагаю вашему вниманию игры и пособия с использованием  методов технологии ТРИЗ.

Тема: «Фрукты»

Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

Игра «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

Метод технологии ТРИЗ Круги Луллия

Игра «Деревья и листья»

Задачи: закреплять знание деревьев; умение соотносить листья; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»

Цель:  учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…)

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….Технология триз в средней группе

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

 Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска»

Игра  «Пальма», «Да – Нет».

Цель: закрепление названий животных жарких стран, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы

Оборудование: На пальме вертикально развешены картинки с изображением животных жарких стран (слон, зебра, обезьяна, верблюд, лев, кенгуру, тигр).

Условия:  Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».

Ход игры: Логопед загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя  с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Логопед отвечает только «да» или «нет».

 Вопросы детей:C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20170803_005.jpg

— это верблюд? – нет

— это животное выше верблюда? – нет

— это животное ниже верблюда? – да (убираются слон,

зебра, обезьяна, верблюд).

— это кенгуру? – нет

— эта картинка над кенгуру? – нет

— эта картинка под кенгуру? – да

— это тигр? – да.

Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной, стимулируют речевое творчество детей. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в образовательную деятельность, психологически раскованы и уверенны на занятиях.

Все эти игры очень нравятся детям и способствуют развитию не только творческого мышления, но и формируют у детей умение связно и грамотно излагать свои мысли, обогащают словарный запас.

Эта технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться.

Уважаемые педагоги!

• если вы хотите идти на работу как на праздник;

• если вам нравится, когда глаза детей блестят;

• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,

займитесь ТРИЗом!

В наших руках новое поколение детей, главной задачей в их воспитании и обучении - это подготовка к жизни в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в весенний лес» математическая игра - путешествие с использованием технологии «ТРИЗ» и компьютерных технологий.

КОНСПЕКТ совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей по теме: «Путешествие в весенний лес» математическая...

Консультация для воспитателей Применение пособий и игр технологии ТРИЗ в организации предметно - развивающей среды ДОУ.

В арсенале технологии ТРИЗ существуют множество игр и пособий, применение которых способно обогатить развивающую среду практически в любой возрастной группе ДОУ.  ...

Игра «Дорожные знаки» по технологии ТРИЗ метод Кольца Луллия

Цель: способствовать развитию аналитического мышления посредством нахождения общего и различного между предметами и ситуациями, закрепить знания о дорожных знаках, «пешеходный переход», &l...

"Игры с кругами Луллия"-технология ТРИЗ

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод Круги Луллия и они адаптировали его к образовательной деятельности дошкольников.Многофункциональное пособие Круги Луллия бывает нескольких видов....

Дидактическая игра для дошкольников по технологии ТРИЗ Лото "Анализаторы"

Дидактическая игра для дошкольников по технологии ТРИЗ...

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Конспект охватывает содержание игры " Школа" с технологией Триз....